Донбасский рубеж
XIX Международный кинофестиваль «Волоколамский рубеж»
В этом году военно-патриотический форум игрового и документального кино проходил под девизом «Волоколамский рубеж» - Донбасскому рубежу».
Открытие фестиваля во Дворце спорта «Лама» было торжественным и тревожным. Волнующим и мобилизующим.
Замечательно трогательным было участие юных волоколамских барабанщиков.
От лица их отцов и дедов прекрасно выступили ветераны боевых действий на Донбассе, а также народные артисты России Сергей Никоненко, Аристарх Ливанов, Лариса Лужина, Наталья Варлей и заместитель председателя Союза кинематографистов РФ, председатель оргкомитета фестиваля Клим Лаврентьев.
Девиз XIX фестиваля - «Волоколамский рубеж» - Донбасскому рубежу» особенно актуален сегодня.
Это дань глубокого уважения людям, чья судьба и подвиг являются примером мужества, терпения и воли к победе, символами которых являются мемориалы Дубосеково в Подмосковье и Саур-Могила на Донбассе.
На конкурс было представлено более 50 игровых и документальных фильмов из разных стран: России, Киргизии, Франции, Казахстана, Мозамбика, Польши, Нидерландов, Японии, Белоруссии…
В связи с проходящей на Донбассе специальной военной операцией вместе с конкурсами игрового и документального кино впервые проводился конкурс лент о Донбассе.
Жюри конкурса игровых фильмов, которое возглавлял Юрий Кара, главный приз присудило ленте режиссёра Андрея Кравчука о русском сапёре в Сирии - «Однажды в пустыне», мы рады поздравить также Александра Робака, получившего приз имени Алексея Петренко за лучшее исполнение мужской роли.
Мы писали и о нём, и об этом фильме, а также об отмеченной призом Госфильмофонда РФ ленте Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином», а также о получившей приз оргкомитета кинофестиваля кинокартине Алексея Пиманова «11 молчаливых мужчин».
Конкурс документальных фильмов судило жюри во главе с профессором ВГИК Алевтиной Чинаровой.
Главный приз получил фильм режиссёра Павла Ковязина об отважных разведчиках, погибших в ноябре 1941-го, - «Герои подполья. Дважды казнённые».
Специальный приз вручён фильму Галины Евтушенко «Спасибо, фотограф армейский» и ленте Артёма Коротанова «А помнишь, была война… Волоколамск».
Главный приз конкурса «Панорама фильмов о Донбассе» получила лента Валерия Тимощенко «Донбасс. Резервный полк».
Специальный приз «За создание бесценной кинолетописи героической борьбы народа Донбасса за независимость своей Родины» - программе телесюжетов и документальных фильмов, представленной Министерством информации ДНР, и фильму Татьяны Борщ «Донбасс. Дети».
Жюри этого конкурса возглавлял выдающийся киновед, доктор искусствоведения Валерий Фомин. С ним нам удалось пообщаться. Валерий Иванович очень заинтересованно и эмоционально говорил о фестивале.
Его взволновало открытие, тронуло выступление волоколамских детишек из самодеятельного ансамбля, спевших «Широка страна моя родная», и ветеранов киноцеха во главе с Сергеем Никоненко, блистательно исполнившим главу из «Василия Тёркина».
Однако было и то, что огорчило и заставило задуматься. Из девятнадцати участвовавших в конкурсе фильмов о Донбассе ни один не был снят при поддержке Министерства культуры - все делались в прямом смысле на свой страх и риск.
«Чистые энтузиасты! И непонятно, куда эти фильмы пойдут, кто их будет хранить? Ведь снятое должно много лет служить России, как кинолетопись, снятая в Великую Отечественную войну.
В те годы всё, что можно было демонстрировать, сразу шло на экран и показывалось зрителям в киножурналах, а то, что по разным причинам нельзя, складывалось в отдельную копилку и хранилось для будущих времён.
На создание кинолетописи выделялись средства, давались задания: «Снимайте всё, что происходит».
И сейчас тоже надо создавать кинолетопись, и начали это благое дело фильмы и телесюжеты, сделанные в ДНР, отмеченные нашим жюри. Кто же должен отвечать за создание кинолетописи? Думаю, Министерство культуры.
И второе, что надо сделать: объявить конкурс на создание фильмов о Донбассе, а проще говоря, должен быть госзаказ на ведение съёмок. Говорят, что много на эту тему снимает телевидение.
Да, но оно ограничено форматом телеканалов, и у них главное - лицо военкора и то, что он говорит. Да, мы их всех знаем и очень любим, но гораздо больше скажет снятое талантливым кинематографистом.
Например, безмолвное лицо ребёнка, который слышит разрывы снарядов, как в фильме «Донбасс. Дети». Сильнее, чем честная и профессиональная документалистика, пропагандистского оружия нет.
Но показывать всё это нужно не только на фестивалях, а чтобы народ видел, как там наши ребята воюют. Тогда и отношение к этой операции будет другое, и помощь фронту существенно увеличится. И за рубежом отношение изменится.
А сейчас кинематографисты снимают, по сути дела, из-под полы, нелегально. Во время Великой Отечественной войны к ним относились по-другому: кинематографисты были двойного подчинения, у них были офицерские звания и подчинялись они политуправлению фронта и кинокомитету...
А общее впечатление от кинофестиваля у меня очень хорошее и волнующее.
Организаторы «Волоколамского рубежа» высказали уверенность, что на будущий год в Донецке (а может быть, и в Киеве) удастся провести кинофестиваль «Донбасский рубеж».
Дай-то Бог!