Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Кадр из фильма«Женя и Ваня- на краю света» 2022г.
Источник: Яндекс картинки
13:25 / 27.02.2023

"Женя и Ваня на краю света"
"Прочитала газетную заметку нашей архангельской газеты, заинтересовалась местом событий и персонажами, в течении девяти месяцев живущими вдвоем, в отрыве от цивилизации. Оказалось, статью написал знакомый журналист и фотограф. Вышла на связь, он поделился впечатлениями и я попросила спросить как ребята смотрят на идею снять кино. Они заинтересовались и я стала думать о чем будет фильм... " - Анна Каторина

Анна Каторина, режиссер фильма «Женя и Ваня на краю света»: «Мои герои сплотились, ведь у них появилась общая проблема, а именно - мы!»

В кинотеатрах - «Женя и Ваня на краю света», документальная робинзонада двух метеорологов, зимующих на заполярном мысу Канин нос. Мы пообщались с гостьей анахоретов, автором ленты Анной Каториной.

Этой мой третий фильм, первые я сделала в 2015-м, после окончания кафедры кинотележурналистики СПбГУКиТа, на побережье Белого моря, он назывался «Поморские жонки».

Два года спустя, также по гранту Министерства культуры, сняла на Лендоке «Летунов» про работников санитарной авиации. «Женю и Ваню» делала на студии Александра Сокурова «Пример интонации».

Это был самый сложный фильм, даже добраться на место было непросто - вертолетом до деревни Шойна, потом на снегоходах часов шесть-девять, смотря по погоде, а она была неважная - снег, ветер, шторм: для съемок - классно, но сложновато, а хорошо и то, что мы жили в домике с героями…

- Как разыскали робинзонов?

Очень просто: прочитала газетную заметку нашей архангельской газеты, заинтересовалась местом событий и персонажами, в течении девяти месяцев живущими вдвоем, в отрыве от цивилизации. Оказалось, статью написал знакомый журналист и фотограф.

Вышла на связь, он поделился впечатлениями и я попросила спросить как ребята смотрят на идею снять кино. Они заинтересовались и я стала думать о чем будет фильм...

Изначально показалось интересным, что начальница - женщина, а Ваня, не имея метеорологического образования, помогает и учится у нее.

- А что изучают метеорологи?

Давление, влажность, солнечную активность, температуру и кислотность атмосферы, снега, воды.

- Как удается сохранять отношения в многомесячной изоляции, экстремальных условиях?

Вообще-то у них есть сменщики и по нормативам на метеостанции должны работать четверо сотрудников, но порой приходится жить вдвоем, без выходных, днем и ночью, каждые три часа поочередно снимать показания приборов и передавать их на большую землю.

Со связью были проблемы, для знакомства пришлось написать им огромный список вопросов - от бытовых до личных. Получила общую картину, подала заявку на грант и начала готовиться к съемкам.

- Добраться на Канин нос было непросто?

Да, съемочной группе туда можно доехать лишь на снегоходе или каракате - амфибии с большими резиновыми колесами, обтянутыми цепями, он часто переворачивается и пользуюся им экстремалы, в основном летом - края там довольно суровые и если с машиной что-то случится придется вызывать вертолет.

Отсюда сложности снабжения - продукты завозят один раз в год, поэтому мы захватили овощи, фрукты, сладости. А так… одна пачка макарон им выделяется на месяц, остальное - крупы. Очень много скумбрии в банках, а тушенки - кот наплакал.

Нормы довольствия снижались год за годом, рацион очень скудный, а работа требует физических усилий - колка дров, доставка воды, случись что - медицинская помощь прилетит не скоро.

- Не удается ли запастись дичью по осени?

Это тонкий момент, там запрещена охота. Животных - кроме принадлежащих ненцам - почти никаких, только росомахи. Кто-то в тех краях тихонько браконьерит, но за это полагается большой штраф и у наших героев нет ружья.

Остается рыбалка, но зимой на замерзшем побережье ничего не наловишь.

- Долго ли прожили на метеостанции, менялась ли идея картины в процессе работы?

Две недели… Я понимала, что замкнутое пространство провоцирует напряженные отношения - так оно и оказалось. Первое время герои держались, играли счастливую семью, не совсем понимали, что такое документальное кино.

Я просила Женю просто быть собой и не стесняться, допускать нас в интересные события, а потом они стали происходить сами собой, в мелочах, не всегда приятных, отчасти они попали в фильм.

В конце стало тяжело - чувствовалось, что герои от нас устали и под конец Ваня взорвался, наговорил неприятные слова. Впрочем, это было ожидаемо - ситуация была для них все-таки новая и мы сильно надоели... Неприятно было другое - то, что он не извинился.

- Косячили по неопытности, или робинзонов раздражало внимание?

Мы старались соблюдать все бытовые правила, но Ваня стал цепляться по мелочам - просил топить так, чтобы расход дров был меньше. Дело, конечно, не в этом - в их архивном видео, снятом на Канином носу шесть лет назад, много тепла, которое уже ушло.

Они сильно изменились, но - раскрою тайну - не продлили контракт, вернулись на большую землю и поженились.

- Вы повлияли на это решение?

Надеюсь, нет.

- Прояснились ли мотивы зимовщиков - материальные (дефицит работы и низкие зарплаты на материке), или же всему виной социальный дискомфорт?

Думаю, тут комплекс факторов, но - вы правы - зарплата метеорологов в Новосибирске - 17-20 тысяч, монетизировать знания можно на станции.

- Между героями наблюдается социальная дистанция: она - из образованного слоя, а Ваня..?

Деревенский парень с навыками выживания - на все руки мастер, хороший водитель, сейчас работает вахтовым работником, а Женя получает допобразование. Ваня оказался творчески одаренным парнем - давал интересные, толковые идеи как и что снимать, учился обращаться с коптером.

- Иными словами, большому чувству на границе их миров остается совсем немного места…

Возможно, суть в том, что они - такие разные - живут в симбиозе.

- Как коротают досуг?

Смотрят телевизор - тарелка ловит, недавно появился интернет, есть ноуты, фильмами запасаются накануне зимовья. Летом и осенью много гуляют, зимой ездят на снегоходах, порой парятся в бане, вспоминают прошлое, катаются с ледяной горки.

- Что проявляется в людях за время лишений?

Терпение, хотя, конечно, они ссорятся гораздо чаще, чем мы могли наблюдать, и совсем не похожи на счастливых людей из семейного видеоальбома.

- Как они изменились за это время?

Сплотились, ведь у них появилась общая проблема, а именно - мы, камера, как опасность. Им пришлось создавать безопасную среду между ними и нами. А в целом, невозможность выйти и хлопнуть дверью учит искать пути взаимопонимания, учиться слышать.

Мне очень интересно, как сложится их дальнейшая судьба. Смогут ли герои использовать специфический опыт, полученный на краю земли, - в городских условиях? Хочется, чтобы у Жени и Вани все сложилось!

- Что вынесли из этой истории для себя?

Бесконечное удивление - как такие разные люди могут жить друг с другом достаточно долго.

- А в творческом и профессиональном плане?

Прежде всего, работе с архивами, впервые жизни работала с таким количеством видеоматериалов и, как мне кажется, удачно использовала их в картине. Второе - сотрудничество с композитором, Кириллом Рихтером - совмещать музыку и собственное видение оказалось очень интересно.

Ну и, конечно, работе с героями в полной изоляции.

- Какие документальные фильмы повлияли на вашу судьбу, или помогли в творческом поиске?

Очень многие, но я бы не сказала, что они сняты про меня, скорее речь о восхищении от работы абсолютно разных режиссеров. Назову Манского, Косаковского и Расторгуева.

Я никогда бы не смогла так относиться к героям как Виталий Манский, даже при том, что с человеческой точки зрения есть вопросы, но то, что он делает, - блестяще.

Александр Расторгуев с Павлом Костомаровым сняли диптих «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», раздав камеры разным людям, выбрав самых интересных персонажей и их истории - я восхищена таким подходом. Никогда бы не смогла снимать как Виктор Косаковский, но у меня вызывает восторг высота его творчества.

- Способно ли кино изменить мир?

Наверное, нет, но жизнь конкретного человека - безусловно; по крайней мере, того, кто его снимает.

- А зрителей?

То же да, ведь не мы смотрим фильмы, а фильмы смотрят нас. Если картина способна ответить на чьи-то вопросы, она на них ответит.

Примечание

«Женя и Ваня на краю света». Россия, 2022, режиссер Анна Каторина, 12+, в прокате с 23 февраля.

Беседу вёл Алексей Коленский



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.