"Женя и Ваня на краю света"
Анна Каторина, режиссер фильма «Женя и Ваня на краю света»: «Мои герои сплотились, ведь у них появилась общая проблема, а именно - мы!»
В кинотеатрах - «Женя и Ваня на краю света», документальная робинзонада двух метеорологов, зимующих на заполярном мысу Канин нос. Мы пообщались с гостьей анахоретов, автором ленты Анной Каториной.
Этой мой третий фильм, первые я сделала в 2015-м, после окончания кафедры кинотележурналистики СПбГУКиТа, на побережье Белого моря, он назывался «Поморские жонки».
Два года спустя, также по гранту Министерства культуры, сняла на Лендоке «Летунов» про работников санитарной авиации. «Женю и Ваню» делала на студии Александра Сокурова «Пример интонации».
Это был самый сложный фильм, даже добраться на место было непросто - вертолетом до деревни Шойна, потом на снегоходах часов шесть-девять, смотря по погоде, а она была неважная - снег, ветер, шторм: для съемок - классно, но сложновато, а хорошо и то, что мы жили в домике с героями…
- Как разыскали робинзонов?
Очень просто: прочитала газетную заметку нашей архангельской газеты, заинтересовалась местом событий и персонажами, в течении девяти месяцев живущими вдвоем, в отрыве от цивилизации. Оказалось, статью написал знакомый журналист и фотограф.
Вышла на связь, он поделился впечатлениями и я попросила спросить как ребята смотрят на идею снять кино. Они заинтересовались и я стала думать о чем будет фильм...
Изначально показалось интересным, что начальница - женщина, а Ваня, не имея метеорологического образования, помогает и учится у нее.
- А что изучают метеорологи?
Давление, влажность, солнечную активность, температуру и кислотность атмосферы, снега, воды.
- Как удается сохранять отношения в многомесячной изоляции, экстремальных условиях?
Вообще-то у них есть сменщики и по нормативам на метеостанции должны работать четверо сотрудников, но порой приходится жить вдвоем, без выходных, днем и ночью, каждые три часа поочередно снимать показания приборов и передавать их на большую землю.
Со связью были проблемы, для знакомства пришлось написать им огромный список вопросов - от бытовых до личных. Получила общую картину, подала заявку на грант и начала готовиться к съемкам.
- Добраться на Канин нос было непросто?
Да, съемочной группе туда можно доехать лишь на снегоходе или каракате - амфибии с большими резиновыми колесами, обтянутыми цепями, он часто переворачивается и пользуюся им экстремалы, в основном летом - края там довольно суровые и если с машиной что-то случится придется вызывать вертолет.
Отсюда сложности снабжения - продукты завозят один раз в год, поэтому мы захватили овощи, фрукты, сладости. А так… одна пачка макарон им выделяется на месяц, остальное - крупы. Очень много скумбрии в банках, а тушенки - кот наплакал.
Нормы довольствия снижались год за годом, рацион очень скудный, а работа требует физических усилий - колка дров, доставка воды, случись что - медицинская помощь прилетит не скоро.
- Не удается ли запастись дичью по осени?
Это тонкий момент, там запрещена охота. Животных - кроме принадлежащих ненцам - почти никаких, только росомахи. Кто-то в тех краях тихонько браконьерит, но за это полагается большой штраф и у наших героев нет ружья.
Остается рыбалка, но зимой на замерзшем побережье ничего не наловишь.
- Долго ли прожили на метеостанции, менялась ли идея картины в процессе работы?
Две недели… Я понимала, что замкнутое пространство провоцирует напряженные отношения - так оно и оказалось. Первое время герои держались, играли счастливую семью, не совсем понимали, что такое документальное кино.
Я просила Женю просто быть собой и не стесняться, допускать нас в интересные события, а потом они стали происходить сами собой, в мелочах, не всегда приятных, отчасти они попали в фильм.
В конце стало тяжело - чувствовалось, что герои от нас устали и под конец Ваня взорвался, наговорил неприятные слова. Впрочем, это было ожидаемо - ситуация была для них все-таки новая и мы сильно надоели... Неприятно было другое - то, что он не извинился.
- Косячили по неопытности, или робинзонов раздражало внимание?
Мы старались соблюдать все бытовые правила, но Ваня стал цепляться по мелочам - просил топить так, чтобы расход дров был меньше. Дело, конечно, не в этом - в их архивном видео, снятом на Канином носу шесть лет назад, много тепла, которое уже ушло.
Они сильно изменились, но - раскрою тайну - не продлили контракт, вернулись на большую землю и поженились.
- Вы повлияли на это решение?
Надеюсь, нет.
- Прояснились ли мотивы зимовщиков - материальные (дефицит работы и низкие зарплаты на материке), или же всему виной социальный дискомфорт?
Думаю, тут комплекс факторов, но - вы правы - зарплата метеорологов в Новосибирске - 17-20 тысяч, монетизировать знания можно на станции.
- Между героями наблюдается социальная дистанция: она - из образованного слоя, а Ваня..?
Деревенский парень с навыками выживания - на все руки мастер, хороший водитель, сейчас работает вахтовым работником, а Женя получает допобразование. Ваня оказался творчески одаренным парнем - давал интересные, толковые идеи как и что снимать, учился обращаться с коптером.
- Иными словами, большому чувству на границе их миров остается совсем немного места…
Возможно, суть в том, что они - такие разные - живут в симбиозе.
- Как коротают досуг?
Смотрят телевизор - тарелка ловит, недавно появился интернет, есть ноуты, фильмами запасаются накануне зимовья. Летом и осенью много гуляют, зимой ездят на снегоходах, порой парятся в бане, вспоминают прошлое, катаются с ледяной горки.
- Что проявляется в людях за время лишений?
Терпение, хотя, конечно, они ссорятся гораздо чаще, чем мы могли наблюдать, и совсем не похожи на счастливых людей из семейного видеоальбома.
- Как они изменились за это время?
Сплотились, ведь у них появилась общая проблема, а именно - мы, камера, как опасность. Им пришлось создавать безопасную среду между ними и нами. А в целом, невозможность выйти и хлопнуть дверью учит искать пути взаимопонимания, учиться слышать.
Мне очень интересно, как сложится их дальнейшая судьба. Смогут ли герои использовать специфический опыт, полученный на краю земли, - в городских условиях? Хочется, чтобы у Жени и Вани все сложилось!
- Что вынесли из этой истории для себя?
Бесконечное удивление - как такие разные люди могут жить друг с другом достаточно долго.
- А в творческом и профессиональном плане?
Прежде всего, работе с архивами, впервые жизни работала с таким количеством видеоматериалов и, как мне кажется, удачно использовала их в картине. Второе - сотрудничество с композитором, Кириллом Рихтером - совмещать музыку и собственное видение оказалось очень интересно.
Ну и, конечно, работе с героями в полной изоляции.
- Какие документальные фильмы повлияли на вашу судьбу, или помогли в творческом поиске?
Очень многие, но я бы не сказала, что они сняты про меня, скорее речь о восхищении от работы абсолютно разных режиссеров. Назову Манского, Косаковского и Расторгуева.
Я никогда бы не смогла так относиться к героям как Виталий Манский, даже при том, что с человеческой точки зрения есть вопросы, но то, что он делает, - блестяще.
Александр Расторгуев с Павлом Костомаровым сняли диптих «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», раздав камеры разным людям, выбрав самых интересных персонажей и их истории - я восхищена таким подходом. Никогда бы не смогла снимать как Виктор Косаковский, но у меня вызывает восторг высота его творчества.
- Способно ли кино изменить мир?
Наверное, нет, но жизнь конкретного человека - безусловно; по крайней мере, того, кто его снимает.
- А зрителей?
То же да, ведь не мы смотрим фильмы, а фильмы смотрят нас. Если картина способна ответить на чьи-то вопросы, она на них ответит.
Примечание
«Женя и Ваня на краю света». Россия, 2022, режиссер Анна Каторина, 12+, в прокате с 23 февраля.
Беседу вёл Алексей Коленский