Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Суздаль зимой
Источник: Яндекс картинки
15:14 / 18.03.2015

Снова Суздаль, снова мультфильмы
Что касается авторской анимации, то в разы выросло количество фильмов, включая студенческие и дебютные, что отрадно, поскольку свидетельствует о том, что находятся средства (хотя и непросто) на производство такого рода продукции. Если говорить о качестве, то традиционно этот уровень держится - нельзя сказать, что он падает, равно как и того, что он вырос

Открытый Российский фестиваль анимационного кино, который с 18 по 23 марта пройдёт в Суздале, за 20 лет своего существования пережил вместе со всей страной кризисы, дефолт, безденежье, малокартинье, многие фестивали ушли безвозвратно… Жизнестойкость фестивальной команды все эти годы держит в тонусе коллег, вдохновляя на труд и сохраняя богатые традиции отечественной анимации.

О сложностях этой не видимой глазу работы рассказывает директор фестиваля, генеральный продюсер студии «Мастер-фильм» Александр Герасимов.

- ХХ фестиваль - юбилейный, примите поздравления! Понятно, что каждый год это огромный стресс: приезжает масса народу, обширные программы, деловой блок. Но при всей суете вы ощущаете, что это всё-таки юбилей?

Прежде всего мы осознаём большую ответственность: фестиваль должен стать как минимум заметным и принести что-то новое, а ощущение праздника пока какое-то аморфное.

В этом году нам прислали 200 заявок вместе с сериалами, но на конкурс отобрано 83, это принцип фестиваля и его уникальность, которой мы гордимся: стараясь показать как можно больше, мы берём половину из всего присланного.

Для сравнения: на других фестивалях отбор гораздо жёстче - порядка 5-10%. Из оставшихся 50% показываем 2/3 вне конкурса.

Наш фестиваль и задумывался как смотр того, что было сделано в стране за год. Когда-то были в Советском Союзе семинары Союза кинематографистов, на которых проходили отчётные показы всех студий - «Союзмультфильма», «Мульттелефильма», «Киевнаучфильма», «Свердловской студии» - очень хорошая практика с обсуждениями, мощными разборами.

Рухнул СССР - и всё прекратилось. Но аниматоры не могут без таких показов-смотров, им необходимо осознавать себя в контексте: насколько они соответствуют друг другу, ситуации, моменту...

И Суздаль - единственное место, где они раз в год могут все вместе собраться - а сейчас это уже полторы тысячи человек! - и всё для себя выяснить.

- И что нового принесёт юбилейный фестиваль?

В этом году мы впервые вывели из системы призов профессиональные награды - это серьёзное отличие от всех предыдущих 19 лет, когда, по сути, наш фестиваль выполнял функцию профессиональной премии в области анимации.

Это уникальная история! Долгие годы в игровом, документальном кино ежегодно награждают лучших, существуют и внутрицеховые премии операторов или кинокритиков, а у российских аниматоров такой премии раньше не было.

И с момента образования нашего фестиваля в 1996 году перед нами встала задача поощрения коллег-аниматоров профессиональными наградами.

Но уже в 2013-м возникло чёткое понимание того, что аниматорам нужна своя отдельная премия, это логично и обоснованно.

И вот в День российской анимации, 8 апреля, будет впервые проводиться церемония награждения национальной премией в этой сложнейшей области кинематографа - за лучшую режиссуру, драматургию, мультипликат, художественное решение, звуковое оформление, музыку…

Анимационная индустрия начала подниматься и даже крепнуть, фестиваль уже достиг такого масштаба и статуса, что мы спокойно и безболезненно можем расстаться с профессиональными призами, награждая по категориям: короткий и полный метр, дебют, студенческая работа, сериал, прикладная анимация (музыкальные клипы и рекламные ролики).

Кроме Гран-при, жюри будет присуждать два спецприза, и, скорее всего, они будут направлены на профессиональный аспект. Всего - десять призов и около ста фильмов конкурса.

Остаётся и наш профессиональный рейтинг, по мнению коллег, параллельно с признанием жюри победителей определяют карточки для голосования. В этом году, к юбилею фестиваля, мы подготовили ретроспективу фильмов, занявших первое место рейтинга за все двадцать лет.

- Получается, что ваш фестиваль в течение двадцати лет, замещая национальную премию, формировал профессиональное сообщество, воспитывал эту школу и её корпоративный дух, выявлял лидеров, выказывал признание отечественным мастерам, открывал новые имена, вырабатывал критерии оценок качества, то есть делал всю «чёрную» работу…

Мы считаем, что это наша миссия - миссия по сохранению культурного единства анимационного сообщества. Это главное.

Понимаете, очень важно, когда профессионалы оценивают профессионалов, выявляя уровень профессии в творческих работах. Ведь творчество может быть свободным от критериев и не нуждаться в чужом мнении…

- Александр, перед вашими глазами прошло бессчётное число самых разных фильмов. Как изменилась российская анимация за двадцать лет?

Это большой вопрос. Что касается авторской анимации, то в разы выросло количество фильмов, включая студенческие и дебютные, что отрадно, поскольку свидетельствует о том, что находятся средства (хотя и непросто) на производство такого рода продукции.

Если говорить о качестве, то традиционно этот уровень держится - нельзя сказать, что он падает, равно как и того, что он вырос. Объективно ему вырасти просто некуда, потому что всё равно есть инерция и традиция, благодаря чему он и не падает.

Мэтры старшего поколения, представители славной советской анимации, - Хитрук, Назаров, Норштейн и другие, - смогли в 1980-1990-е воспитать плеяду учеников, которые сейчас стали мэтрами: Петров, Алдашин, Максимов, Муат, Чернова, Дёмин, Тумеля, Черкасова и так далее - воспитывающие уже своих учеников.

Умудрились сохранить преемственность и меру художественного уровня. Появляются каждый год «звёзды» - большие и поменьше, но «средняя температура по больнице» достаточно комфортная.

И это подтверждается количеством призов на международных фестивалях за рубежом - Россия стабильно идёт в лидерах. И за эти двадцать лет у нас появилась и окрепла коммерческая анимация.

Если за первые 10 лет фестиваля у нас её и в помине не было, то примерно с 2003-го появились «подснежники» в виде «Смешариков», которые участвовали в Суздальском фестивале и вызвали «проклятие тусовки».

Прошло несколько лет, и стало понятно, что они совершили прорыв, завоевали рынок, впервые в нашей стране создали мерчандайзинг - сувениры, книжки, игрушки, продукты питания, канцтовары и так далее - и заработали кучу денег.

Это был первый проект, который комплексно развивался, пошёл на вторичный рынок, доказывая, что анимация может приносить реальную прибыль.

Методом проб и ошибок этот сериал распахал целину, и его последователям было гораздо проще работать, потому что анимация уже воспринималась как индустриальная, коммерческая, брендовая сфера деятельности.

- Но всё-таки «Смешарики» - это поп-культура, не обидно ли мастерам авторской анимации, вкладывающим талант, интеллект и душу, создающим порой произведения искусства, что их фильмы не имеют финансовой базы и выхода на зрителя?

Нет, это объективная реальность. И за рубежом - то же самое: множество авторских фильмов - и реально бедные и голодные аниматоры.

Каждая страна, имеющая нормальную экономику и культурную среду, сталкивается с таким культурологическим перевёртышем: авторская анимация никогда не будет иметь массовый спрос, транслироваться по ТВ и зарабатывать деньги.

Скажем, на фестиваль во французском Анси ежегодно со всего мира присылают две тысячи авторских фильмов, и это далеко не всё, что было сделано за год. Аниматоры всех стран - весёлые, беззаботные, голодные подвижники.

На какой-нибудь 7-минутный фильм художник в Европе собирает деньги годами, и потом идут 5-минутные титры: спонсоры, давшие по три копейки!

У нас в этом смысле очень хорошая ситуация: государство прилично поддерживает авторскую анимацию. На первые свои авторские фильмы мы получили гранты в 1994 году.

Да, это маленькие деньги, но всё равно - ежегодная господдержка! Вся коллекция «Союзмультфильма» 1936–1990 гг. - это полторы тысячи наименований. Сейчас в Китае производится в год три тысячи часов анимации, а у нас - приблизительно 50 часов.

И если посчитать количество фильмов в год и каждую серию (скажем, сериалов «Маша и медведи» или «Лунтик») принять за единицу, то будет около 300 наименований, из которых порядка 200 - авторские короткометражки...

- Почему в этом году не будет конкурса полного метра - недобор?

Да, полного метра сейчас очень мало производится, за год - всего три фильма. Если мы хотим развивать анимационную индустрию, продолжать великие традиции, не желаем, чтобы наши дети воспитывались на чуждых нам героях, а любили и помнили своих, то необходимо этим заниматься очень серьёзно!

И начинать нужно с воспитания детишек самого нежного возраста - делать маленькие фильмы-читалки, рисовалки, считалки, познавалки и постепенно наращивать и уровень, и хронометраж - современные дети быстро развиваются.

Сейчас разные команды делают три полнометражных фильма в жанре байопика на православную тему - «Серафим Саровский», «Сергий Радонежский», «Пётр и Феврония», что прекрасно и правильно.

За каждым фильмом, который в России был сделан, стоит либо фольклор, либо исторический эпизод, либо литература. Но у нас нет ни одного фильма в жанре фэнтези, популярного во всём мире, дающем аниматорам широчайшую свободу.

- Поэтому ваша студия «Мастер-фильм» заполнила эту нишу полнометражной лентой «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни», которая 26 марта выходит в прокат?


Мы работали над ней четыре года. У нас возникла идея - сделать историческое фэнтези, совместив два жанра.

Началось всё с театральной пьесы Елены Габец и Анатолия Вологдина о графе Брюсе и Сухаревой башне со сценами волшебства, и мы, режиссёр Сергей Серёгин и я, увидели в ней потенциал для анимационного фильма.

Особенно нас привлекло существование множества мифов и легенд - им уже 300 лет! - о реальной фигуре Якова Брюса на службе Петру Первому.

Ближайший сподвижник императора, начальник артиллерии, учёный, прямой потомок шотландских королей, маг, масон и потрясающая личность!

А его знаменитая Чёрная книга - притча во языцех. Сухарева башня не менее уникальна - на ней появились первые в России башенные часы, в ней открылось первое светское учебное заведение в России.

Башни уже нет, хотя её можно было спасти, архитекторы разработали альтернативный маршрут для Садового кольца, но Сталин вопреки всем доводам настоял, чтобы её разрушили, и в 1934 году эти древние стены разбирали по кирпичику - искали колдовскую книгу Брюса…

Не хотелось просто иллюстрировать историю, поэтому у нас параллельно с реальными событиями, как, например, введение Петром празднования первого в России Нового года в соответствии с новым календарём, появляются волшебные миры, и в 3D действие закручивается между разными реальностями. Но это невозможно рассказать, надо смотреть…

Беседу вела Арина Абросимова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.