Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Эпизод из кинофильма "Движение вверх". В роли тренера Гаранжина Владимир Машков
Источник: Яндекс картинки
10:02 / 07.01.2018

Команда молодости нашей
В центре повествования - поединок сильнейших команд мира на Олимпиаде 1972 года. Американские парни - лидеры в баскетболе с 1930-х годов - наконец-то встретили достойного противника и, как сказал тренер Гаранжин (Владимир Машков): «Американцы однажды должны кому-то проиграть. Я подумал - лучше нам». Битва титанов. Схватка великих держав

«На верность проверяются таланты.
Нам есть за что судьбу благодарить:
Мы преданы единственной команде,
Команде, без которой нам не жить».

Советская песня на стихи Николая Добронравова.

Это очень грустный фильм. Точнее - страшный. После него - пустота, вместо воодушевления. Казалось бы, в кадре - светлый, открытый, хотя и неидеальный мир, где люди верили в идею, стояли за правду и брали золото на Олимпиадах потому что иначе - не могли. Перед нами - спортсмены, рассуждающие о чести и верности, дружбе и чувстве локтя, а не о том, сколько долларов капнет им в кармашек и на каком элитном курорте модно всё это прогулять.

«Команда молодости нашей, команда, без которой нам не жить», - как пелось в одной советской песне, когда человек - человеку был друг, товарищ и брат, а не шакал, как нынче (lupus est - не заслужили) и не партнёр по бизнесу. Нормальные лица. Красивое состязательное горение. Оно и вызывает депрессию. Почему?! Да потому!

Всё это - в далёком прошлом, а в настоящем - подлый гешефт заместо физкультуры и рассуждения о том, что выступать под белым флагом - это нормально. Кого взрастили - того и получили на выходе. В Интернете можно отыскать издевательский демотиватор - обшарпанное мозаичное панно 1970-х с космонавтами и подпись: «На территории России всё чаще находят артефакты более развитой цивилизации».

Фильм «Движение вверх» (режиссёр Антон Мегердичев, продюсеры Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков) - ровно о том же. Название картины - символическое и дело не в баскетбольных прыжках. Движение вверх - это рывок советского человека в небо. Стремление превозмочь себя и - победить. За три секунды, как это сделали герои фильма. Честь страны, а не миллион бабла.

В центре повествования - поединок сильнейших команд мира на Олимпиаде 1972 года. Американские парни - лидеры в баскетболе с 1930-х годов - наконец-то встретили достойного противника и, как сказал тренер Гаранжин (Владимир Машков): «Американцы однажды должны кому-то проиграть. Я подумал - лучше нам». Битва титанов. Схватка великих держав.

Спорт, как всем хорошо известно, крепко связан с политикой, и олимпийское соперничество - не только лишь бросание мячика. Это - демонстрация силы и возможностей общественного строя. Знак качества. Победить американцев на спортивной арене - это показать всем, что такое наш советский человек.

Фильм «Движение вверх» по композиции, настрою и характеру конфликтов напоминает «Легенду номер 17».

Снова харизматичный супер-тренер, преодолевающий косность в общем-то неглупого, но перестраховывающегося начальства (любимая в СССР тема борьбы хорошего - с лучшим); изматывающие тренировки, снятые мощно и со вкусом; непременная лав-стори (как обычно - лишняя) и - блистательный триумф! Даже сцена у телевизора, когда нам показывают самых разных болельщиков - от хулиганов до профессоров медицины - совпадает с аналогичной в «Легенде».

Тут - не плагиат и не попытка применить удачно сработавшие детали, но - создание целого жанра, типа, формата - «ретро-спорт-фильм», разве что в «Движении вверх» мы наблюдаем не самородка-гения, но целую команду. Без, которой нам не жить. Вместе с тем, команда - это люди, притом - дети разных народов. Республиканские звёзды.

«Вот этот похож на испанца, вон тот - на ирландца, но они - русские», - сказал уличный игрок-американец. (Напомнило спич Николая I, указавшего на русских, немцев, татар, грузин и малороссов: «А вместе они - русские»). Вообще, в картине довольно много хлёстких реплик-цитат.

Интересна и - спорна линия Модестаса Паулаускаса (Джеймс Тратас) - по сюжету - литовского сноба и националиста, постоянно выясняющего отношения с русскими коллегами. Основной рефрен: «Мне с вами душно». И - зачем вы к нам пришли? Несимпатичный красавчик, мечтающий о карьере на Западе. Вызывающе нагл. Пижон, похожий на куклу Кена - дружка девочки-Барби. Высмеивает скромные гонорары советских чемпионов.

Мол, таксисты в Каунасе зарабатывают и побольше. Однако же в финале - раскрывается подлинная суть. Он - свой. Он отказывается от выгод и комфортного бытия в капиталистическом Парадизе. Нестандартная вариация для современного российского кино - последние четверть века славят исключительно перебежчиков и всяко-разных «выбравших свободу», а здесь - фраза о «наших ребятах», без которых - никак.

Справедливости ради, надо отметить: русофобия Паулаускаса - сценарный выверт, а реальный Модестас Феликсович до сих пор тренирует ребят в Калининградской области и явно не собирается «евро-интегироваться». Зачем нужен был такой пассаж? Явно, с учётом дня сегодняшнего. И как среагировал на это сам Модестас Паулаускас?

Не менее примечательна грузинская тема - Михаила Коркия (Отар Лордкипанидзе) и Зураба Саканделидзе (Иркали Микава). Снятые в духе данелиевского «Мимино» сцены и фрагменты. Грузинская свадьба - на ней гуляет вся сборная. Вся страна. Фразочка-маркер: «Только грузин может попросить передать бутылку чачи в Мюнхен!» Привычный - советский! - юмор. Ощущение детства: грузинские кинокомедии - с непременной свадьбой и песнями.

Ну, как там в Грузии 2010-х? Вопрос - риторический и - трагический. Потому что развал СССР и последующие игры в независимость (в ненависть!) ударили не только по русскому «центру», но и по самим бывшим республикам. Поэтому «Движение вверх» - это фильм-ностальгия. Фильм-укор. Для всех нас, которые не отстояли СССР в 1991 году.

Хотя, авторы явили нам не самый радужный вариант советской жизни - муссируется тема «железного занавеса», товарного дефицита, невозможности получить квалифицированную медпомощь. Тем не менее, прославляется наш спорт и - наш коллективизм. Расставили все точки над i, высветив и прорехи, и - прорывы.

Тот, кто кричит: «Фильм - антисоветский!» - смешон и глуп. Тот, кто называет ленту - агитацией за «тоталитарное прошлое» - дурак вдвойне. Здесь - хрупкий баланс - в Советском Союзе не было ни рая, ни ада.

Но! Игра актёров - в целом посредственная. Выделяется только главгерой - тренер Гаранжин в исполнении Владимира Машкова. Остальные выполняют функцию «запчастей» и дополнительных винтиков. Сплошные амплуа и маски. Умный Чиновник (Андрей Смоляков) и Глупый Чиновник (Марат Башаров). Верная Жена (Виктория Толстоганова). Что с командой?

Вместо коллектива мы видим набор людей-пунктиров, различаемых только по этническим признакам: русский, литовец, белорус, грузины и так далее. У каждого - набор жестов и реплик. Этот - простодушный. Тот - русофоб и позёр. Вон те - хорошие ребята. А тут - личная драма. Картон и верёвочки. «То ли люди - то ли куклы», - как пелось в одном старом хите «Машины времени».

Тягомотная любовь-морковь Александра Белова (Иван Колесников) с Александрой Свешниковой (Александра Ревенко) вмонтирована в сюжет по принципу «Какое же современное кино без постельной сцены?!»

Видный публицист и общественный деятель Егор Холмогоров высказался вполне определённо: «Собственно, от фильма можно было бы оставить только этот шедевральный матч, снятый в самом начале работы над картиной, и он, пожалуй, сильно бы от этого выиграл, так как обрамляющая его история полна таких абсурдно-неточных допущений, странных пропагандистских вбросов и обычных сценарных несуразиц, что от желания покинуть зал удерживало только предзнание, что в конце концов будет великая и славная битва».

Первая половина фильма - это скучновато и местами - натянуто-притянуто. Ряд фамилий оказались изменены, тогда как другие фигуранты выступают под своими именами. К примеру, всё та же Свешникова - в реале Овчинникова, а тренер Гаранжин - в миру Кондрашин.

Ларчик открывался просто, буквально с одного пинка: «Родственники тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова - участников легендарного матча 1972 года, когда сборная СССР впервые завоевала «золото» олимпиады в баскетболе, возмущены выходящим на этой неделе фильмом студии «ТриТэ» Никиты Михалкова «Движение вверх», рассказывающем об этом событии.

О том, как, по их мнению, сценарий искажает реальную историю и о попытках добиться справедливости в суде они рассказали 25 декабря в пресс-центре агентства «Росбалт» в Петербурге».

Как сказал бы Михаил Зощенко: «Некрасивая история!» Тогда почему бы не выпустить всех - под вымышленными фамилиями, как принято в художественных (и особенно - фантазийных) произведениях? К создателям картины - вопросов море.

Зато, когда на экране разворачивается баскетбольное действо - все минусы, промахи и огрехи перестают казаться таковыми. Пазлы - складываются в единую, мощную картину. Кончается возня и размазня, ибо начинается эпос. Спецэффекты и операторская работа (оператор - Игорь Гриникян) - на самом высшем уровне.

Зрелище держит в напряжении и - не отпускает. При том, что все заранее и - с детства! - знают, кто и кому проиграл. И - кто герой дня. Вчерашнего дня. Увы и ах. Фоновый саундтрек, написанный американкой Джулией Холтер - прекрасно дополняет видеоряд. Крепкая голливудская музыка - типичная для блокбастеров (сами пока не умеем?).

Но в финале громко и яростно звучит советская песня «Мы верим твёрдо в героев спорта!» - мотив-напоминание: «Дерзкий путь наверх сложен, / Лидерам сегодня трудно/ Знаем: победить сможем, / Если совершим чудо!» Путь наверх - это всегда кровь, пот и слёзы. И - лавровые венки. Жаль, что «Движение вверх» - это ностальжи-синема про «команду молодости нашей». А в повседневности - только ребятки под белым флагом.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.