Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Народная артистка Российкой Федерации балерина Диана Вишнёва
Источник: Яндекс картинки
11:38 / 03.06.2021

"Любое искусство на что-то провоцирует - на мысли, чувства, эмоции…"
"Захотелось сделать нечто большее, чем просто снять «танец в музее». Вместе с хореографами мы начали разрабатывать концепт, который давал бы возможность рефлексировать на непростые темы. О том, как в разные эпохи менялось отношение к человеческому телу. Или на тему цифрового размножения и цифрового бессмертия", - Андрей Сильвестров

Фильм, в котором снялась мировая звезда балета Диана Вишнева, созданный при участии фестиваля Context. Diana Vishneva, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Aksenov Family Foundation, недавно вышел в прокат.

Режиссер картины Андрей Сильвестров, до этого работавший на территории андеграундного кино, рассказал нам о проекте.

«Слепок» -  место встречи двух стихий: авангардного танца и классического музея.

Каждый из хореографических номеров -  всего их пять, не считая пролога и эпилога, -  отсылает нас к какому-либо временному периоду и поставлен в пространстве определенного зала: к примеру, танец, символизирующий эпоху Возрождения, мы видим в зале, где расположены скульптуры Микеланджело.

- Андрей, для меня нет ничего странного в том, что ГМИИ им. А.С. Пушкина начал сотрудничать с Дианой Вишневой -  прима-балериной Мариинского театра. Но как в этом проекте оказались вы -  режиссер экспериментальный, авангардный?

Так я же по одному из образований историк-искусствовед! И с Пушкинским музеем дружу довольно давно: вместе мы сделали уже несколько проектов -  инсталляций, видеоэкскурсий и прочее.

Поэтому, когда появилась идея соединить сразу три институции -  кино, танец и музей, -  продюсеры довольно быстро сошлись на моей кандидатуре. А я сразу же согласился, потому что почувствовал в этом серьезный вызов.

Ведь, во-первых, с балетом я никогда не работал. А во-вторых, захотелось сделать нечто большее, чем просто снять «танец в музее». Поэтому вместе с хореографами мы начали разрабатывать уникальный концепт, который давал бы возможность рефлексировать на непростые темы.

К примеру, о том, как в разные эпохи менялось отношение к человеческому телу. Или на тему цифрового размножения и цифрового бессмертия -  в нашем «Слепке» она тоже есть.

- Но несмотря на серьезность тем, о которых вы говорите, в «Слепке» чувствуется элемент провокационности.

Смотря что называть провокацией. Любое искусство на что-нибудь провоцирует: на какие-то чувства, мысли… Если смотреть на стену, то в ней ничего провокационного нет -  но нет и искусства.

Сегодня слово «провокация» имеет ярко выраженный негатив. Но он, как правило, связан с попытками авторов сделать что-либо напоказ, с погонями за сенсациями...

У нас же «провокационность» иного плана: мы берем авангардный танец со всеми его атрибутами -  и с ним вместе как бы «ныряем» в классическое искусство.

- Говоря о классике, вы имеете в виду экспонаты музея?

Не только. Пушкинский музей -  произведение искусства сам по себе, его пространство -  изысканно и уникально. И нам было важно, чтобы зритель эту уникальность почувствовал.

- По поводу авангардного танца. У нас он, к сожалению, приживается довольно тяжело. Впрочем, как и абстрактное искусство в целом, которое с трудом состыковывается с нашим менталитетом: нам нужен сюжет, четкое представление о героях и так далее…

Мне кажется, что вы ошибаетесь. Хотя бы потому, что аудитория сегодня меняется очень быстро. К примеру, не так давно в повторный прокат вышел «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Могли бы вы лет десять назад представить, что в кинотеатрах появится фильм, снятый в 1966 году?!

- Наверное, нет. Но сегодня «ретропрокат» развивается семимильными шагами: зрители идут в кино на Феллини, раннего Ларса фон Триера…

Да. Поэтому говорить о том, что нам свойственно, а что не свойственно, заранее -  глупо. Растет новое поколение: оно требует разнообразной культуры и уже не хочет идти в кино только чтобы жевать попкорн.

Я уверен, что у современного танца в России большое будущее. А аудитория у него достаточно солидная уже сейчас. К примеру, у хип-хопа огромная армия фанатов. А ведь это одно из ответвлений авангардного танца, только в более попсовом варианте.

Правда, Россия -  страна логоцентричная: нам важно понять и прочувствовать мир через вербальное выражение. Это особенность нашего менталитета, согласен. Но это не значит, что когда мы видим закат над морем, он не вызывает у нас мощных эмоций…

- Закат над морем не требует вербализации, да!

Именно. Есть вещи, которые в вербализации не нуждаются -  и тем не менее сильно на нас влияют. А традиция понимать культуру через литературу (спасибо Белинскому!) -  лишь один из критических подходов.

Но не думаю, что этот метод единственный. Особенно в условиях современных реалий, когда каждые два-три года случаются революции. Сейчас вот пандемическая революция многое изменила...

Так что говорить о каких-либо константах мне кажется не очень правильным. Другое дело, что нужно с гораздо большим вниманием относиться к культуре. Она помогает понять, что вокруг происходит…

- Какая из пяти эпох, представленных в фильме, вам ближе всего?

В детстве, что, наверное, нормально, меня притягивали Античность и Средневековье, особенно его романский стиль. А потом меня заинтересовали классицизм и барокко.

Что же касается непосредственно фильма, то мне близки подходы абсолютно всех хореографов: я в восторге от их работ. Вы заметили, что все танцы объединены общей темой?

Эта тема -  телесность, точнее, изменение отношения к ней в разные времена. Проявляется это примерно так: мы начинаем с Древней Греции, где человеческое тело свободно и радостно.

Дальше попадаем в Рим, где тело подчинено идее величия, завоевания. Правда, на какие-то секунды оно освобождается, но потом опять появляется необходимость побеждать, быть великими, из-за чего тело снова оказывается в оковах.

Следующий эпизод нас переносит в конец Античности, когда варвары входят в древнюю культуру и разрушают ее: в кадре мы видим обломки античных статуй, лишенных конечностей. По сути, это освобождение от тела.

Потом начинается период Средневековья, в котором телесность становится чем-то греховным, поэтому в этом эпизоде тела танцоров полностью прикрыты одеждой.

И, наконец, в финале нас ждет Новое время, где человек опять принимает свою телесность со всеми ее достоинствами и недостатками.

И, кстати, возвращаясь к вашему вопросу, я бы сказал, что именно этот период, вернувший человеку человеческое и поставивший его в центр мира, лично мне ближе всего. Хотелось бы жить именно в нем.

Правда, сейчас мир стремительно трансформируется, и мы видим, как он меняется: через невероятную скорость, через цифровизацию.

Но если 20-й век, с его войнами и тоталитаризмом, я бы назвал кризисом гуманизма, то век 21-й возвращает нас к прежним гуманистическим идеям -  только на новом витке.

И виток этот характерен, в частности, тем, что главных врагов сегодня у человека два: бактерии и цифры.

- И какой враг страшнее?


А это пока не известно. Время покажет, кому мы проиграем… Или у кого выиграем.

- Но, мне кажется, с цифрой человек способен договориться. Она, возможно, опасна для каких-то сегментов культуры (к примеру, для классической живописи), но в целом адаптация общества к новым, цифровым реалиям пока проходит без каких-либо кровопролитных боев…

Конечно, человек приспосабливается ко всему. И я не говорю, что цифровая революция -  это что-то трагическое. Это новый вызов, который так или иначе трансформирует наше представление об устройстве мира.

А ведь мы и наша культура напрямую зависим от наших представлений о мироздании. К примеру, христианская Европа видела мир не так, как древние греки, и это стало основой для многих культурных трансформаций.

Что нам готовит цифровая революция, как она изменит наше представление о линейности времени или о еще каких-то базовых вещах, которые кажутся нам очевидными (как был очевиден Аид для современника Софокла или Эсхила), никто не знает.

Тем не менее рефлексировать и рассуждать на эту тему мы можем. И, кстати, «Слепок» -  одна из попыток найти пластическую форму для подобной рефлексии.

Беседу вела Вера Алёнушкина



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.