Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Кадр из фильма «Ярославна, королева Франции» (1978)
Источник: Яндекс картинки
10:37 / 23.09.2021

"Ярославна, королева Франции"
Образ княжны Анны Ярославны - русской королевы Франции - был невероятно популярен. Это преподносилось, как переезд грамотной и чистоплотной принцессы в неумытый, серенький Париж. По сути, оно так и обстояло - Киев XI века был чище замызганной Лютеции, да и с грамотностью обстояло много лучше - Anne de Russie знала греческий и латынь, чем не мог похвалиться её супруг Генрих I
Несмотря на то, что советский Агитпроп предпочитал античность и Ренессанс, творческая интеллигенция массово любила романтическое средневековье, да и подростки - из самых разных слоёв населения - зачитывались приключениями рыцарей.

Кроме того, образ княжны Анны Ярославны - русской королевы Франции - был невероятно популярен, причём на официальном уровне. Это преподносилось, как переезд грамотной и чистоплотной принцессы в неумытый, серенький Париж.

По сути, оно так и обстояло - Киев XI века был чище замызганной Лютеции, да и с грамотностью обстояло много лучше - Anne de Russie знала греческий и латынь, чем не мог похвалиться её супруг Генрих I.

У маститого советского поэта Николая Тихонова (того, у которого «гвозди бы делать из этих людей»!) было роскошное стихотворение о Ярославне:

«Из блестящих киевских покоев, / От друзей, с какими говоришь / Обо всём высоком мирострое, / В эту глушь, в неведомый Париж?»

И вот в конце 1970 годов режиссёр Игорь Масленников (создавший, к тому же, дивный сериал про Шерлока Холмса!) снимает изысканный фильм "Ярославна - королева Франции" (1978 г.), тут же сделавшийся популярным - мы в воскресенье с утра на него стояли в очереди.

Премьере кинокартины предшествовала рекламная кампания - в передаче "Кинопанорама" и новостных сообщениях. Мол, грядёт великое историческое зрелище - с мечами и шкурами.

Лента действительно получилась, хотя её популярность была ниже, чем у зарубежных "Викингов" (например), которых тоже крутили в те же годы.

Что характерно, "Ярославна" - шикарный вариант, сочетающий историческую достоверность с лёгкостью повествования.

Плюс музыка Владимира Дашкевича, написавшего не только фоновый саундтрек, но и стилизованную песенку "Барон Жермон поехал на войну" - такое типичное средневековое творчество - в меру скабрезное, но поучительное.

Сюжет - приключенческий и крутой. Анну везут через всю Европу, наводненную разбойниками и врагами. Не всем выгоден этот союз Генриха с Ярославом!

Особенно византийцам - этим извечным врагам русов и остальных европейцев. К слову, их всегда изображали малоприятной цивилизацией - и в "Руси изначальной" (1985 г.), и в фантазийном действе "Василий Буслаев" (1982 г.).

Даже варяги - не такие скверные. Византия - территория хитрости и коварства.

И тут главным антагонистом является «грек» в исполнении Игоря Дмитриева. Хороши и Василий Ливанов, и Николай Караченцов. Но без рыжей красотки-оторвы Елены Кореневой - никуда!

Она тут воплощает интересный типаж - не такой уж распространённый в тогдашнем кинематографе. Так сказать, рвёт шаблоны.

В принцессу влюблён некий интеллектуал - Даниил-книжник...

И по логике романтического и особенно - советского кино, девушка должна хотя бы страдать, что вынуждена стать (ужас!) королевой и женой неведомого и, скорее всего, дремуче-жестокого мужчины из племени франков.

И, конечно, любить книжника за его красу и редкий ум. Тут этого нет - Ярославна хочет править, ей нравится быть в центре внимания, а любовь интеллигента ей мало интересна. Он для неё - обслуга. Учит её французскому - и ладно.

Повествование - динамичное, много драк и воплей. Финал - скучноватый. Мы ждали свадьбы, коронации, трона, замка с донжоном. Но нет - Яролавна видит лишь алый плащ короля. Будущий муж скачет ей навстречу.

С точки зрения искусства это - краше. Не точка, но изящное многоточие. К слову, примерно такая же композиция была у неудачного фильма "Виват, гардемарины!" (1991 г.), где везут уже юную немецкую принцессу - в Россию.

Но в синематографе важно не что, а как. У Масленникова - получилось. У Дружининой - нет.

Что же касается Ярославны, то она прожила бурную жизнь и даже второй раз вышла замуж за графа Рауля де Крепи, была регентшей при своём сыне Филиппе, а второй её сын - Гуго Великий стал одним из вождей Первого Крестового похода.

Жаль, что всего этого не показали. Тут просилась вторая часть. Но - увы. Для такого проекта нужны другие средства - а Масленников на минимуме сделал шедевр.


Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.