Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Писатель Николай Лобастов
Источник: Яндекс картинки
11:33 / 09.03.2017

"Притча о блудном сыне - ключ к нашей литературе"

В XIX столетии было две России: одна - Евгения Онегина, другая - Татьяны Лариной. Онегин олицетворяет западный выбор дворянства, Татьяна - связь с традицией. Литература с «героями нашего времени» не отражала реальной жизни народа, который дал замечательных ученых, военачальников, путешественников и миссионеров, дошедших до Аляски

Педагог из нижегородской глубинки Николай Лобастов - автор книги «Записки сельского учителя», изданной Фондом Столыпина. Это пятитомное пособие для школьников и преподавателей предлагает взглянуть на русскую литературу через Евангелие. Накануне Дня православной книги, который отмечается 14 марта, писатель ответил на наши вопросы.

- Как возникло желание посмотреть на нашу литературу сквозь призму православия?  

Еще когда началась перестройка, я понял: коммунизм откладывается и все вокруг меняется, но в преподавании литературы движения нет. Мы до сих пор не отказались от привычных мифов и штампов.

Катерина из «Грозы» - по-прежнему «луч света в темном царстве». Захотелось довести до школьников мнения выдающихся мыслителей - Розанова, Бердяева, Франка, Дурылина, Сергея Булгакова, Фуделя.

Дать ребятам представление о Евангелии, церкви, Древней Руси, о западниках и славянофилах, о таких категориях, как любовь, свобода, страдание. Я предлагаю взглянуть на нашу словесность через притчу о блудном сыне.

Она универсально подходит к пониманию жизненного пути каждого человека, в том числе и писателей. Пушкин от «Гавриилиады» пришел к «Борису Годунову» и «Капитанской дочке», а Гоголь - от легкомысленного театра к «Размышлениям о божественной литургии». Литература - это всегда поиск утраченного рая, тоска по идеалу.

- В чем особенность русской классики «золотого века» и той исторической эпохи?  

В XIX столетии было две России: одна - Евгения Онегина, другая - Татьяны Лариной. Онегин олицетворяет западный выбор дворянства, Татьяна - связь с традицией. Литература с «героями нашего времени» не отражала реальной жизни народа, который дал замечательных ученых, военачальников, путешественников и миссионеров, дошедших до Аляски.

А какие были купцы - тот же Третьяков, создавший главную художественную галерею. Мы же судим о них по пьесам Островского. Получается искажение... Наша литература позапрошлого столетия - это отражение поисков дворян, но не зеркало народного бытия.

Были всплески, как лермонтовское «Бородино», где удавалось показать мироощущение простых людей. Однако в классике «золотого века» сложно найти сильного и привлекательного положительного героя.

- Что, на Ваш взгляд, нужно поменять в школьной программе?  

Ко многим произведениям у меня, как у педагога, есть вопросы. Вот «Ася» Тургенева. Зачем написана? Единственное объяснение - Иван Сергеевич перестал верить в семью. Брак для него уже не божественное установление, он думал, этот институт отмирает. Считал, что страсть - выше брака, семья опошляет чувства, бытом давит.

И в повести «Ася» девушка бежит к молодому человеку, дабы сказать: «Ваша». Хотя в те времена эти слова никогда не произносили до венчания. Но Тургенев показывает: можно и до святого обряда. Если она любит, то она - ваша. Как это подействует на семиклассников?

Они полагают: раз я страсть имею, то препятствий быть не должно. Личное чувство превыше всего, и никакие внешние законы, навязанные государством и церковью, не могут меня остановить.

Вредно для наших учеников? Да не то слово. И так столько соблазнов. Пора кардинально вмешиваться. У нас такая богатая литература, что школьную программу можно наполнить и чем-то другим.

Важно отметить, что русская словесность в ХIХ столетии разделилась. Одна часть - те, кто сохранил верность традиции: Крылов, Жуковский, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Гончаров, а также славянофилы Тютчев, Хомяков, Киреевский. Вторая - либеральное крыло: Карамзин, Тургенев, Толстой, Чехов, Куприн, Бунин и дальше - весь Серебряный век.

Рассказывая о литературе, необходимо давать характеристику мировоззрения писателя и нравственную оценку персонажам. Конечно, непревзойденная вершина - Достоевский.

В школе изучают «Преступление и наказание», а «Братьев Карамазовых» - нет. Но последний роман Федора Михайловича - Эверест. А в школе его не проходят - нонсенс. В разговоре о классиках стоит правильно расставлять акценты.

- Вот так вот категорично?  

В школе анализируют тему «Духовные искания героев Толстого». Но ведь ни Пьер, ни Андрей к церкви не пришли. Интересные духовные искания! Толстой считал, что человек двусоставен: в нем есть животная природа и Бог - безличный, разлитый по всем людям, как общая мировая душа.

Еще он писал, что зла нет, проповедовал в художественных текстах и публицистике, что не нужно служить государству, в романе «Воскресение» пришел к откровенному богохульству.

- А что с Серебряным веком, который мы так любили когда-то...

Заметим, советская эпоха его не очень жаловала, всплеск интереса возник в перестройку. Серебряный век - апофеоз либерализма. Почти все представители этого периода пишут в таком ключе: «И Господа и дьявола хочу прославить я». Для них нормально стирание грани между добром и злом. В то время мы по вседозволенности лет на пятьдесят обогнали Запад.

Там сексуальная революция произошла в 1950-1960-е годы, а у нас уже в начале столетия Гиппиус писала, что любовь, как радуга, разложенная на семь цветов. Среди представителей Серебряного века трудно найти писателей, кто жил бы нормальной традиционной семьей, не имел любовниц, а его окружали жена, детишки, бабушки-дедушки.

Еще важный момент: в той писательской среде нет ни одного по-настоящему православного. Их духовность составляли Блаватская, оккультизм, Рерихи, буддизм.

Был огромный интерес к сектам - сектантов считали первыми революционерами, только в религии. Мережковский поддерживал такую теорию: давайте соединим религиозную революционность с социальной.

Они полагали, что официальная церковь навязана людям, а народная вера - в сектантстве. Или возьмем «Башню» Вячеслава Иванова. Там происходили и медитации, и разговоры с мертвыми.

В Серебряном веке много эстетизма: все красиво, но бессмысленно. Главное - миг. Я личность, выражаю свои чувства ярко и поэтично. А зачем, к чему это приведет, как слово наше отзовется - никто думать не хотел.

Конечно, и тогда были фигуры, которые трезво оценивали ситуацию. Пришвин, Ходасевич, Чуковский, Шмелев, Зайцев, Бехтеев. Но если мы придем в школу и спросим - я не знаю, кого из перечисленных назовут, тем более их произведения.

- Тайну русской революции, похоже, лучше всех выразил Блок в поэме «Двенадцать». Почему красноармейцы идут за Христом?  

На мой взгляд, самая главная причина революции - неправильно выстроенные отношения между Церковью и государством. Церковь - хранительница истин, а государство - защита от анархии смуты.

Но после Петра духовность обюрократили, церковь стала государственной. В XIX веке о причастии давали справку. Накопились и социальные противоречия между «двумя Россиями» - прозападной элитой и народом.

Что касается Блока... Он ждал либеральной революции. И, как многие тогда, верил, что изменится сама природа человека, наступит полнейшая абсолютная свобода. И вдруг - Христос. То есть, получается, большевики лучше либералов.

Блок в ужасе от того, что народ не принял Февральскую революцию. Он не писал последние годы, понял, что мы не пойдем по этому пути. Снова потихоньку будем возвращаться ко Христу.

В начале советской власти было насилие, вседозволенность, «теория стакана воды», но потихонечку большевики стали возвращать воспитание подрастающего поколения, семейные ценности.

Нравственные идеалы в СССР являлись христианскими по своей сути. Из советской литературы нельзя вычеркнуть таких писателей, как Алексин, Астафьев, Шукшин, Распутин - у них можно найти то, что полезно нынешним школьникам.

- Как педагогу заинтересовать литературой «поколение гаджетов»?  

Сегодняшний стимул - быть успешным, конкурентоспособным. Чисто либеральный подход: нет внешнего давления, нет авторитетов. Ученики сами включаются в гонку знаний, но не с целью самосовершенствования, а ради ЕГЭ. Этот марафонский забег не позволяет остановиться и оглянуться, обратиться к смыслам.

Принцип ЕГЭ вступает в полное противоречие с русской классической литературой. Пушкин и Достоевский не для того создавали шедевры, чтобы дети лучше усвоили, что такое метафора, сюжет, композиция, аллитерация...

Это насмешка над классикой. Школьники должны почувствовать, что есть смысл в их существовании, в учебе, браке, страданиях, любви, смерти. Тогда они сами возьмут те книги, в которых великие предки помогают искать ответы на проклятые вопросы бытия.

Беседу вела Татьяна Медведева



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.