Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Портрет поэта Владимира Маяковского (фрагмент). 1958 г.
Автор: Сильвестров Ростислав Васильевич
Источник: Львовская государственная картинная галерея
13:24 / 18.07.2018

"Мастер большой, всеобщей жизни"
О его смерти много говорят, многое сочиняют… И всё равно последней правды мы никогда не узнаем. И не потому, что её хорошо спрятали какие-то злые люди, а просто потому, что в основе мира вообще лежит непроявленный смысл. И у человека, как у дитя мира, даже если он великий поэт – тем более если он великий поэт, – всё ещё более сложно

Во всяком значительном поэте важна не направленность дара, а его глубина, сила и могущество

Во всяком значительном поэте важна не направленность дара,
а его глубина, сила и могущество

19 июля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. О поэте – как о человеке пишущем и действующем – рассказывает профессор Литературного института Владимир Смирнов.

- В Маяковском поражает сочетание напористой гражданской поэзии и тонкой, нежной лирики. Как вы считаете, в какой из этих ипостасей поэт был более настоящим? И возможно ли существование одной его стороны без другой?

Конечно, невозможно. В связи с Мая­ковским надо говорить даже не о большой личности, а о личности грандиозной, эпохальной. Он – одно из главенствующих выражений в поэзии того, что условно мы называем «двадцатым веком».

И не только в России, но и за границей. Если взять разных русских поэтов ХХ столетия в разных странах, одного знают лучше, глубже, другого – хуже, но такой известности и такого влияния, как у Маяковского, нет ни у кого. Конечно, здесь сказывается не только художественное начало, но и интерес к судьбе коммунизма, революции, России.

Как это бывает в подлинной личности, в Маяковском заключено такое христианское единство, в котором на равных правах пребывают нераздельность и неслиянность. Да, мы можем что-то разделить, но только условно. Поэтому числить Маяковского по какому-то ведомству – лирик, эпик, пропагандист, агитатор, «горлопан» – неверно.

Всё это объединено огромной личностью и огромным творчеством Маяковского, который всё время находился в центре общественного активизма и реализовал себя не только как пишущий человек, но и как человек действующий.

- Что так пленяет в его поэтике? Почему ему продолжают подражать столетие спустя?


Когда-то Маяковский, возвеличенный официальной пропагандой, находился вне критических оценок – это правда. Но, с другой стороны, когда сегодня только по причине того, что Маяковский был политически активен, его пытаются умалить и изъять из нужд русской и не только русской души – это чушь. Маяковский всюду, в том числе в своих провалах, – огромная личность и огромный поэт. Даже на уровне техническом.

У него есть заметка, которая называется «Как делать стихи». Делать! Не вдохновенно сочинять и петь, а делать. Как мастер делает стол, стул, корабль, так он делал свои стихи. Нельзя говорить, что в Маяковском подлинный лирик борется с политическим пророком. Он действительно был им. Но его политические пророчества важны именно потому, что он огромный поэт, а не наоборот.

За социализмом и красным флагом шло много народу, в том числе литераторов. Но Маяковский-то один. В нём, как и во всяком значительном поэте, прежде всего, важна не направленность дара, а его качество, глубина, сила и могущество. Это признак гениального поэта, его суть.

Жизненная сила и могущество искусства Маяковского в потоке лет лишь растут, и о главной причине этого героического неумирания чудесно написал Михаил Пришвин, казалось бы, столь далёкий всему, что связано с поэтом: «Маяковский сделался нашим не силой поэтического кривляния и фигурантства, а силой внимания к грядущей народной жизни и смирения».

- Сегодня Маяковский невероятно популярен среди молодёжи. Даже те, кто максимально далёк от литературы, цитируют его стихи. Социальные сети буквально наводнены его строчками. В чём причина такого взрыва популярности поэта? И в чём актуальность его произведений сегодня (если вообще можно говорить об актуальности применительно к поэту)?

И для широкого читателя, и для «избранных» своего времени Маяковский был чужим. И по-настоящему он стал известным благодаря новой молодёжи. Это необязательно были комсомольцы – он вообще поэт молодёжи, которая входила в жизнь в 20-е годы и позднее.

Маяковский был выразителем воли особой молодёжи, людей, которые потом стали героями Великой Оте­чественной войны, побили всю нечисть и создали великую науку. Это не значит, что они все обожали Маяковского, но он выражал их чувства.

Видимо, есть нечто такое в его природе. Он художественно неожиданен, он даёт новую картину мира, которой не было прежде. И потому весь мир его слышит. Когда я читал лекции в Италии, во Франции, на Цейлоне, во Вьетнаме – меня поражало, как часто поднимались руки и звучал какой-нибудь вопрос о Маяковском. Везде и всюду. И это всегда молодёжь.

- Вы затронули интересный вопрос популярности Маяковского за границей. Как вы считаете, можно ли адекватно перевести его на другой язык?

Как это ни странно (казалось бы, характер его художественного слова, образа даже для русского неподготовленного сознания иногда сложен), но он везде очень качественно переведён.

Это делали выдающиеся поэты разных народов и национальностей, выдающиеся переводчики, литературоведы, филологи… Он хорошо донесён до мира, и мир знает Маяковского.

Хотя когда-то считалось, что он был популярен только потому, что много было компартий, восстаний, кипели страсти, – и конечно, во всё это входил Маяковский как образ нового человека и нового мира. Но часто при воплощении это было связано с примитивизмом, с выпрямлением, с вульгаризацией понимания Маяковского и его личности – и как человека, и как художника.

- Позвольте затронуть сложную, но неизбежную при разговоре о Маяковском тему – тему его самоубийства. Как вы считаете, этот поступок был закономерным итогом жизни, прожитой поэтом, или же роковой случайностью? И можете ли вы представить себе Маяковского, дожившего до старости?

Во-первых, такие вещи, такие неслыханности, как смерть Маяковского, – бывают. Они бывают с людьми разного возраста, разных состояний, разных эпох. А во-вторых, это лишний раз говорит о небывалой человеческой подлинности, гениальности Маяковского. Люди искусства, особенно поэты, всегда ходят на грани жизни и смерти. Такова природа...

Пастернак в начале 20-х годов написал стихотворение «Маяковскому», в котором были такие строчки:

Я знаю, ваш путь неподделен,
Но как вас могло занести
Под своды таких богаделен
На искреннем вашем пути?

(1922)

Страшные слова.

Через 10 лет после его смерти маленькую статью о Маяковском написал Андрей Платонов. Она долго была неизвестна – в силу того, как складывалась судьба самого Платонова и до, и после войны. В этой заметке Платонов – а он гений и провидец – как раз уловил в Маяковском не какие-то внешние, бросающиеся в глаза начала, а вот эту сокровенность души: «Он был мастером большой, всеобщей жизни и потратил своё сердце на её устройство».

Можно приводить много разных примеров – историко-литературных, бытовых, биографических – их тьма.

О его смерти много говорят, многое сочиняют… Сотрудниками музея Маяковского была опубликована книга «В том, что умираю, не вините никого»… Следственное дело В.В. Маяковского». Кому это так уж необходимо, можно открыть и посмотреть. Но всё равно последней правды мы никогда не узнаем.

И не потому, что её хорошо спрятали какие-то злые люди, а просто потому, что в основе мира вообще лежит непроявленный смысл. И у человека, как у дитя мира, даже если он великий поэт – тем более если он великий поэт, – всё ещё более сложно.

- Если говорить об отношениях Маяковского и Есенина, насколько обоснованна сегодняшняя мифологизация их жёсткого противостояния? Действительно ли Есенин был самым ярким оппонентом Маяковского?

В определённое время они, конечно, были антиподами друг друга, с признанием гениальности одного и другого и их власти над сердцами.

И у того, и у другого есть тирады и очень ядовитые стихотворные строчки.

У Маяковского:

Из омнибуса

         вразвалку

сошёл,

    поплёвывал

            в Терек с берега,

совал ему

       в пену

            палку.

Чего же хорошего?

           Полный развал!

Шумит,

   как Есенин в участке.


Но даже в этой полухулиганской строчке есть какая-то нежность...

Или у Есенина:

Мне мил стихов российских жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поёт о пробках в Моссельпроме.

Издевательство! Но такое хорошее… Они умели друг друга слышать.

Как-то с Есениным беседовали, и он в разговоре ругал Маяковского: мол, всё криво, глухо, бетон, сталь – природы поэзии нет, одно громыхание. И кто-то из присутствующих спросил: «Что же, Сергей Александрович, у Маяковского ни одной строчки нет?» Нет, говорит, есть. И что же называет Есенин? Строчку из «Мама и убитый немцами вечер»: «Ах, закройте, закройте глаза газет!» Это же чистый авангард! Вот что он услышал и сразу признал в Маяковском!

И Маяковский не так прост в отношении к Есенину... Поэзия движется, как всё в искусстве, путём борьбы противоречий, а они не бывают хорошими и плохими.

И ещё – в те годы несравненно читали свои стихи только два человека: Есенин и Маяковский.

- С какими мифами о Маяковском сталкивается сегодня неподготовленный читатель?

Однажды к Ахматовой пришёл исследователь, литератор – брал у неё интервью и спросил о Маяковском. Она задумалась, а потом спокойно сказала: «До революции – Лермонтов, а после революции – плакат!» Был этот «плакат»? Был. Огромный? Огромный. Но есть два «но».

Во-первых, с точки зрения исполнения – эти произведения не бездарная агитационная чушь, они помечены глазом, умением. Видно, что это написал остроумный, не пустой человек.

А во-вторых, есть люди, даже среди его поклонников, которые считают, что до 1917 года он был Человеком, а потом всё – продался партии. Но это неправда. Нельзя сказать, что он бросил себя на съедение пропаганде и агитации. В какой-то мере да, но только в какой-то!

В советское время он пишет просто изумительные поэмы – «Люб­лю», скажем. И его произведения для театра… К сожалению, даже Мейерхольд ставил его так, как тогда это делали в революционном левом театре, у которого были свои задачи, своя эстетика. Но когда-нибудь, я думаю, и театр покажет не собственно первичную политичность его пьес, а более глубокие начала, которые он ухватил…

Я думаю – и никакая советская власть в этом не виновата, – что те же «Стихи о советском паспорте» были так популярны не потому, что советский паспорт хорош, а американский плох или наоборот, а потому, что это первоклассная поэзия, у которой есть раскат, мощь и которую пишет человек своего времени, человек определённых убеждений.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние маяковсковедения? Остались ли ещё белые пятна в летописи его жизни и творчества?

Что-то такое, что привело бы к изменению взглядов на Маяковского, вряд ли найдётся. Какие-то частности – может быть. Могут что-то уточнить, но не более. Большой поэт сам говорит всё о своей жизни и судьбе.

В последние годы в ИМЛИ РАН им. Горького была создана группа из первоклассных специалистов, которые начали очень важное дело – издание нового и во многом отличающегося от предыдущих (никаких шор, никаких «смысловых заборов») полного собрания сочинений Маяковского, включающего даже «Окна РОСТА».

Вышло уже четыре тома, каждый – с огромным комментарием. Всего будет выпущено двадцать томов. Это станет великолепным памятником Маяковскому.

Примечание:

Владимир Павлович Смирнов – профессор, заведующий кафедрой новейшей русской литературы Литературного института им. А.М. Горького.

Родился в 1941 году в Твери. Окончил историко-филологический факультет Тверского университета и аспирантуру Литературного института им А.М. Горького.

С 1974 года – преподаватель Литературного института. Автор статей и исследований о Бунине, Анненском, Маяковском, Пастернаке, Г. Адамовиче, Г. Иванове, Ходасевиче, Набокове, Цветаевой, Хлебникове, Гумилёве, А.К. Толстом, Заболоцком, Твардовском, Л. Мартынове и других поэтах и прозаиках XIX–XX веков, современных русских писателях.

Автор многочисленных передач о русской литературе по радио и ТВ. Лауреат премии «Традиция» Союза писателей России, Всероссийских литературных премий имени И.А. Бунина и Н.А. Заболоцкого, литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова»

Беседу вела Валерия Галкина



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.