Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Народный артист СССР Юлия Борисова
Источник: Яндекс картинки
14:52 / 20.02.2019

С Верой и без неё
Детали личной жизни актрисы, её окружение, так называемый социальный фон – всё возникает одномоментно, быстрыми зарисовками, лирическими вкраплениями, репликами в скобках. Критик понимала театр как часть жизни, где всё переплетено и всё непросто; где ощутимо влияние политики, личных пристрастий, страхов, компромиссов…

Монография об актрисе Юлии Борисовой стала последним изданием выдающегося театрального критика Веры Максимовой, которого она уже не застала

Думаю, поэтому почти написанная книга о Юлии Борисовой долго не выходила – автор добавляла и добавляла новые штрихи. Но есть и вторая возможная причина – сама героиня.

Наша современница, о которой мы много знаем, и вовсе не углубляясь в архивы; за ней не нужно гоняться по театрам, она по-прежнему, уже 70 лет «в открытом доступе» – в Московском театре им. Евг. Вахтангова на Арбате, часть его славной истории, один из его сияющих символов.

Но при этом остаётся загадочной природа актрисы, обновляемая, неуловимая, перетекающая, играющая ракурсами и красками, парадоксальными интонациями, причудливой жестикуляцией и мгновенными трансформациями.

Нечто называемое борисовским, что не прямо ложится на лист бумаги, но с ощущением которого мы всегда покидаем её спектакли. Попробуйте опишите!

Сейчас, когда мы всё же прочитали книгу «Люблю. Юля». /Под общей редакцией Д. Трубочкина. – М.: Театралис, 2018. – 216 с.), ожидания оправдались именно с точки зрения познания её уникальности: какая она, Борисова? Как её понимает и формулирует Вера Максимова?

Это увлекательное и очень ритмичное чтение. Автор как бы спешит рассказать обо всём сразу, не структурируя, не дожидаясь выводов и обобщений, отнесённых обычно в конец.

Детали личной жизни актрисы, её окружение, так называемый социальный фон – всё возникает одномоментно, быстрыми зарисовками, лирическими вкраплениями, репликами в скобках. Критик понимала театр как часть жизни, где всё переплетено и всё непросто; где ощутимо влияние политики, личных пристрастий, страхов, компромиссов…

Вера Анатольевна и эту сферу хорошо знала, просто блестяще, и это знание придавало её повествованиям (особенно устным) некую стереоскопию. Поэтому сейчас всё написанное Максимовой о Борисовой, несмотря на вроде бы импровизационную, лёгкую манеру письма, лишено случайности!

Открывает книгу глава «Судьба ко мне благоволила» – беглый абрис, эмоциональный обзор «всей Борисовой», в котором, однако, прочно запечатлён образ актрисы. А также скрещиваются сущностные применительно к ней понятия – Судьба и хрупкое существо перед безличной силой.

Автор как бы настаивает, и не раз, на этом внесценическом персонаже, и рассуждает: везло ли актрисе от щедрот самой Природы или она направляла ход безжалостной Судьбы, шла ей наперекор? И главный вывод: «ещё долго в нашем театре не повторится подобная артистическая судьба».

Книга построена не на последовательном разборе ролей (как в классических монографиях), но на этапах личностного роста героини.

Главы имеют красноречивые названия: «Ермоловых и Комиссаржевских среди вас нет» (о годах учёбы в училище), «Сын таких родителей…» (о Евгении Симонове), «Исай» (об Исае Спекторе, директоре театра и её муже) и т.д. И каждая глава полна подробностей, каких не встретишь в одном источнике.

Максимова собирала по крупицам атмосферу Щукинского училища и голоса людей, встретивших на его пороге Борисову-студентку.

Скульптурно выступают из исторической дали живые типы 1940–1960-х годов, вахтанговские педагоги и режиссёры – Вера Львова, Александра Ремизова и важная, с лорнетом, Елизавета Алексеева, на всю жизнь любимый педагог Борисовой;

мелькнул молодой Владимир Этуш, ещё не нынешний прославленный мэтр; входит на репетицию вечно парадный, празднично-накрахмаленный Рубен Симонов; а вот его сын, молодой Евгений Симонов, собирающий вокруг себя весёлые студенческие компании…

Историческая ткань течёт из-под пера Веры Максимовой и окутывает своей иллюзорностью. И пока течёт эта кинолента, будто река времени, мы открываем почти пошагово и саму героиню, то, как собиралась её большая карьера.

Сложнейшую задачу реставрации разных эпох Вера Максимова проводит виртуозно! В таких случаях только опорой на актёрские воспоминания (зачастую непрочные) не обойтись.

Надобен большой и самоотверженный труд театроведа, воссоздающий ушедшее по достоверным деталям, склеивающий их воедино из собственных знаний, подсказок коллег, всего культурно-исторического пространства.

Здорово! Это школа! (Это мне отчасти напомнило по манере и по методике, как писала критик Инна Вишневская, близкая коллега Максимовой; несколько десятилетий они друг другом восхищались.)

Письмо плотное, при этом свободно рождающее яркие образные сравнения и исторически важные наблюдения. Из них мы понимаем, почему они так поступали в тех или иных предлагаемых обстоятельствах. А обстоятельства предлагались порой самые ужасные – делать выбор между людьми, лгать из чувства самосохранения, сказать горькую правду близкому человеку…

В этих острых ситуациях, повторяю, Вера Максимова знала толк, она в них разбиралась дотошно, бывало, переоценивала актёра в контексте его поведения или поступка (о чём автор этих строк не раз с ней спорил).

Но у иных пишущих подробности закулисья рождают светский репортаж. А у Максимовой из этих подробностей жизнь человеческая слагается. И порой само искусство строится.

«За это жизнью заплачено», – сказано на последних страницах словами самой Юлии Константиновны Борисовой. В этом пункте автор и её героиня, безусловно, нашли друг друга. Борисова, судя по книге, встречалась для разговоров с Максимовой, чего не делала практически никогда.

Нет её интервью, нет публичных выступлений – в век повальной публичности. Поэтому записанная и приведённая здесь прямая речь актрисы читается откровением. Мы понимаем, что эти строки, дышащие подлинностью чувства, вдохновляли критика, она собиралась их осмыслить, но не всё успела…

Готовые главы и отдельные фрагменты тактично свёл воедино Дмитрий Трубочкин.

Остальное довершило издательство «Театралис», успешно сотрудничающее с Вахтанговским театром, особенно с его музеем, и выпустившее за последние годы более десятка книг: это документалистика, автобиографическая проза, исследования, монографии, воспоминания.

Собралась Вахтанговская библиотека, и с её появлением стал яснее их исторический путь. Книга о Юлии Борисовой – и по заголовку, и по сути – часть его. На этом пути переплелись и вера, и надежда, и любовь. И они по-прежнему манят нас к этой актрисе в её театральный дом на Арбат.

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Литература"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.