Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Калина красная (фрагмент). 1990-е гг.
Автор: Теняев Олег Анатольевич
Источник: Яндекс картинки
10:24 / 24.07.2019

Сплав трагизма, юмора и сценичности
"Я люблю каждый из его фильмов, но, может быть, больше всех картину «Странные люди». Она самая совершенная, практически шукшинский «арт-хаус», но ему с ней ужасно не повезло. Фильм не имел успеха, провалился в прокате, и Шукшин, что характерно, обвинил не «публику-дуру», а самого себя. «Узлом завяжись, но не кричи в пустом зале». И резко поменял манеру"

Каким он был на самом деле, не знает никто

О мифах вокруг имени Василия Шукшина, о противоречиях в его характере и разных гранях его таланта размышляет ректор Литературного института имени А.М. Горького, писатель, лауреат премии «Большая книга» и Литературной премии Александра Солженицына Алексей Варламов.

- Ваша книга «Шукшин», вышедшая в серии «ЖЗЛ», стала заметным явлением в литературе. Почему именно Шукшин? Чем интересна для вас эта фигура?

Шукшин – очень загадочная фигура. Казалось бы, жил человек не так давно, но сколько же неясного, смутного в его судьбе! Про какие-то месяцы его жизни просто нельзя сказать, где он был и чем занимался. А сколько было в нём противоречий, странностей, загадок.

Ну хотя бы: как можно было печататься сначала в кочетовском «Октябре», а потом в «Новом мире» Твардовского? Дружить одновременно с Василием Беловым и Беллой Ахмадулиной?

Получить московскую прописку с помощью секретарши Ленина Ольги Михайловны Румянцевой и при этом ненавидеть советскую власть, уничтожившую его отца?

Быть учеником Михаила Ромма и быть вхожим в семью Анатолия Софронова? (Если кто не помнит, это были два страшных антагониста, и конфликт между ними выходил на уровень ЦК партии).

Высоко ценить и Шолохова, и Солженицына? Но при этом написать сказку «До третьих петухов». Мне хотелось во всём этом разобраться.

- В чём его значение для отечественной культуры?

Тут дело не только в культуре, а вообще в русской жизни. Шукшин вобрал в себя все взлёты и провалы советского времени, его ужасы и достижения. Прекрасно знал и город, и деревню. Крестьянство, рабочий класс, интеллигенцию.

Перефразируя слова Горького о Лескове: пронзил собой всю Русь и отразил её в литературе, кино и театре. Я думаю, что шукшинский взгляд на вещи обладал невероятной точностью, проницательностью и глубиной. Что-то вроде лазера.

И поэтому, кстати, я всегда ощущал, как мне не хватает именно его оценок в 1985, 1991 и 1993 годах. Понятна эволюция взглядов Белова и Распутина, с одной стороны, и Астафьева – с другой. Но что бы сказал Шукшин? С кем бы он был в переломные годы?

Что бы сказал о Горбачёве, о Ельцине, о Путине? Как бы отнёсся к событиям на Украине? Как бы вообще ответил сегодня на свой же вопрос: «Что с нами происходит?» И если вспомнить его заветную мысль из «Рабочих тетрадей»:

«Важно прорваться в будущую Россию», – то вот нынешняя Россия, она – шукшинская или нам опять надо прорываться?

- В качестве одного из эпиграфов к книге выбрана цитата из «Калины красной»: «Да не люблю я, когда с биографии сразу начинают. Биография – это слова, её всегда можно выдумать».

А вам удалось показать настоящего Шукшина, невыдуманного? Как думаете, ему бы понравилась написанная вами биография?

Думаю, что нет. Он всю жизнь шифровался, играл, создавал образ, и определённая расшифровка, предпринятая мною, вряд ли была бы ему по душе.

Едва ли он хотел бы каких-то подробностей о втором замужестве матери, о том, как получал паспорт и как им распорядился, о своём уходе из деревни после войны и фактически брошенных на произвол судьбы матери и сестре (и отсюда Егор Прокудин в «Калине красной»!), наконец, о лжи об отце, к которой был вынужден прибегать, когда заполнял анкеты, вступая в партию или поступая во ВГИК.

Не думаю, что ему понравились бы упоминания о его конфликтах на студии имени Горького, о походах в Кремль и вообще о тех противоречиях, которыми была переполнена его жизнь.

Он предпочёл бы, я думаю, чтобы это так и осталось тайным, зашифрованным. А мне оно, наоборот, кажется очень важным. Показать, как и почему этот человек добился невероятного успеха и что за этим успехом стоит.

Как прошло через него время, как било его, ломало, корёжило, и как он выстоял. А удалось ли мне показать настоящего Шукшина? Сказать так было бы слишком самонадеянно, да и кто знает, каким он был на самом деле.

В воспоминаниях Белова он один, Виктора Некрасова – другой, Беллы Ахмадулиной – третий. Или посмотрите, что о нём писал кинооператор Анатолий Заболоцкий, а что, например, актёр Георгий Бурков?

Понятно, что так можно про любого человека сказать, но в случае Шукшина эта разница в восприятии зашкаливает. Однако, мне кажется, какие-то вещи я в нём всё-таки угадал.

- Если бы вас попросили охарактеризовать Василия Шукшина с помощью одного эпизода из его жизни, что это был бы за эпизод?

Это его очень коротенький рассказ «Сыр» из цикла «Выдуманные рассказы». Процитирую целиком:

«История – как в детстве ловил сыр в реке с разбитого плота. Ловил, да не поймал – недонырнул. А другие донырнули и потом ели. Но попробовать кусочек не дали – такова жизнь, и обижаться на неё не надо. Недонырнул».

Тут даже комментировать нечего. Потому что вся история его жизни – она о том, как он донырнул.

- В книге вы упоминаете «байки про дремучего алтайского мужика». А какие ещё мифы окружали Шукшина? Мешают ли они понимать его или, наоборот, помогают?

Например, миф о его антисемитизме. Об этом довольно злобно писали Юрий Нагибин и Фридрих Горенштейн. А между тем никаких доказательств у них нет. Да, Шукшин абсолютно национальный, русский писатель, но при этом ни грана национализма у него не было.

Зато есть свидетельство о том, как после съёмок в фильме Аскольдова «Комиссар» Шукшин сказал о герое, которого сыграл Ролан Быков: «Он прекрасный человек, он замечательный семьянин. Но он не может сам себя защитить. А мы сильные, мы русский народ, мы обязаны его защитить».

Что же касается того, помогают мифы или нет, – чем больше их вокруг человека, тем он интереснее.

- В одном из своих интервью вы сказали, что Шукшин «мстил по-гамлетовски – через творчество». Он – Гамлет или всё же Дон Кихот?

Ну точно не Дон Кихот. А про Гамлета я имел в виду именно то, что мысль об отце, расстрелянном в 1933 году за мнимое преступление против советской власти, никогда его не оставляла. По воспоминаниям Василия Белова, Шукшин хотел снять фильм о восстании зэков на Чукотке.

Но как человек трезвый и прагматичный, он понимал, что запустить такой фильм невозможно, и так у него возник замысел картины по своему роману «Я пришёл дать вам волю» о вечном русском противостоянии народа и государства.

Но ему и её не давали снимать: «Что, русский бунт хочешь показать? Не надейся, не выйдет». Но не на того напали.

Он всё равно добился разрешения, охмурив члена Политбюро товарища Демичева, поменял киностудию, договорился с Бондарчуком, а когда стало понятно, что его не остановить, Шукшина нашли мёртвым в каюте корабля «Дунай», превращённого на время съёмок фильма «Они сражались за Родину» в плавучую гостиницу.

Если бы я писал роман или пьесу о Шукшине, то сказал бы, что, конечно, его убили. Потому что другого способа остановить этого человека не было. И кстати, очень многие считают, что это и было убийство.

- Три основные характеристики Шукшина-писателя, на ваш взгляд, это…

Если говорить о писателе, о стиле, то это, на мой взгляд, невероятный сплав трагизма, юмора и сценичности.

- А что вы можете сказать о Шукшине – актёре и режиссёре? Какая работа писателя в кино произвела на вас наибольшее впечатление и почему?

Я люблю каждый из его фильмов, но, может быть, больше всех картину «Странные люди». Она самая совершенная, практически шукшинский «арт-хаус», но ему с ней ужасно не повезло.

Фильм не имел успеха, провалился в прокате, и Шукшин, что характерно, обвинил не «публику-дуру», а самого себя. «Узлом завяжись, но не кричи в пустом зале». И резко поменял манеру.

Так появились «Печки-лавочки» и «Калина красная» – фильмы замечательные, но мне всё равно жаль, что «Странных людей» мало кто помнит. А из актёрских работ Шукшин поразил меня в фильме «Когда деревья были большими», где сыграл председателя колхоза.

- Произведения Василия Шукшина включены в учебные программы школ и вузов. Поделитесь вашим преподавательским опытом: как воспринимают писателя современные молодые люди? Актуально ли сегодня его творчество?

Современные молодые люди все очень разные, и каждый воспринимает его по-своему. Но всё же не будем выдавать желаемое за действительное даже в юбилейном интервью: Шукшина, наверное, нельзя причислить к самым популярным среди молодёжи авторам, но дело ведь не только в молодёжи.

К сожалению, о Шукшине сегодня чаще вспоминают, когда говорят о скандалах в его семье. И это, конечно, страшно обидно! И уж точно ему бы совсем не понравилось.

Очень хочется, чтобы эта ситуация переломилась и Шукшин вернулся в наше сознание как человек, именно к молодёжи обратившийся с замечательными словами:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»

Беседу вела Валерия Галкина

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Литература"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.