Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Охотник-промысловик (фрагмент). 1996 г.
Источник: Яндекс картинки
11:22 / 18.12.2019

Последняя плотина
"Пётр Андреевич Словцов, историк, «сибирский Карамзин», как его называ­ли, в своём гигантском труде «Истори­ческое обозрение Сибири», рассказывая о смуте, которая охватила Москву во времена самозванцев, утверждал, что «держава русская в Сибири не помра­чалась». И добавить к этому утвержде­нию нечего. Не помрачалась и не будет помрачаться"

Способна она сдержать графоманское половодье?

Самая большая проблема «тол­стяков» – проблема падения про­фессионального уровня, – считает главный редактор «Сибирских огней» Михаил Щукин.

- Михаил Николаевич, «Сибир­ские огни» – старейший лите­ратурный журнал России. Он возник раньше «Нового мира». Через три года, в 2022 году, «Си­бирским огням» исполняется 100 лет.

Журнал сейчас прекрас­но выглядит: хорошая бумага, отличная обложка, все двена­дцать номеров в год выходят без задержки…

Но был период, уже в новейшей истории, когда журнал почти умирал. Как вам удалось его спасти?

Действительно, на сегодняшний день «Сибирские огни» являются ста­рейшим литературно-художествен­ным журналом в стране. В марте 1922 г. в провинциальном Новониколаев­ске (нынешний Новосибирск) вышел первый номер. Ещё гремят отголоски Гражданской войны, кругом разруха, буйствует тиф, а тут – журнал…

Лите­ратурно-художественный. Это было событием не только для Сибири, но и для всей Советской России. Максим Горький, предсказывая новому изда­нию большое будущее, не ошибся. Фундамент, заложенный отцами-осно­вателями, оказался прочным: ни вой­на, ни сумрачные девяностые годы, ни более поздние беды не смогли разру­шить этот фундамент.

Из «Сибирских огней» пришли в литературу многие известные писатели: Павел Васильев, Леонид Мартынов, Анатолий Иванов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Николай Самохин…

Список этот мож­но продолжать и продолжать, и чем полнее он будет, тем яснее увидится, что история «Сибирских огней» – это история русской советской литера­туры, а если взять шире – история нашей страны.

Сейчас, когда оци­фрованы и выложены на нашем сайте (сибирские огни.рф) номера журнала, начиная с первого и заканчивая две­надцатым номером 1980 г., это видится по-особому зримо. Работа продолжа­ется, и мы надеемся, что к столетию все номера «Сибогней» будут доступ­ны читателю из любой точки страны и мира.

А что касается «спасения»… Это отдельная и не очень весёлая история, о которой, может быть, я когда-нибудь подробно расскажу.

А сейчас крат­ко: после неприглядных скандалов, в результате которых во главе журнала оказался человек, абсолютно непри­годный для такой работы и почти раз­рушивший всё до полного основания, мне в высоком кабинете было сказано: «Либо ты соглашаешься стать главным редактором, либо мы журнал закро­ем...»

И что мне оставалось делать? Вот так я стал свадебной лошадью, у кото­рой, как известно, грива в лентах, а одно место в мыле.

Конечно, сил потрачено было нема­ло, но потрачены они не напрасно. На сегодняшний день мы являемся госу­дарственным бюджетным учреждением культуры «Редакция журнала «Сибир­ские огни» и находимся в подчинении Министерства культуры Новосибирской области.

Чиновников у нас хвалить не принято, принято ругать, но я эту тра­дицию нарушу: если бы не поддержка областной власти, не было бы ни журна­ла, ни этого интервью, потому что гово­рить было бы не о чем.

- Понятно, что региональные власти оказывают поддержку, а что делает сам журнал? Насколько я знаю, «Сибирские огни» вручают свою премию, организуют семина­ры, встречи с читателями… Расска­жите, пожалуйста, подробнее.

Прежде всего, как уже было сказа­но, двенадцать номеров в год. Это – глав­ное. Когда вошли в график, поменяли оформление, наладили работу с автора­ми, стали расширять деятельность, если так можно выразиться, вокруг журнала.

Задача была простая – вернуть «Сибир­ские огни» в информационное про­странство, а то меня, когда стал главным редактором, иногда спрашивали:

«А что, они ещё выходят?» Придумали «Литера­турный десант» и поехали к читателям с затаённой тревогой: «А нужны ли мы? Придут ли на встречу эти самые чита­тели?»

Оказалось, нужны, и читатели пришли. Начиная с конца 2014 года мы побывали во всех районах Новосибир­ской области, в Кемерове, в Ленинске- Кузнецком, Юрге, в Томске, в Абакане, Саяногорске, в Барнауле, в Новоал­тайске и, конечно, в селе Сибирские огни Алтайского края. Есть такое село, названное, по народной молве, в честь журнала.

Второе направление – это сайт и страницы «Сибирских огней» в соци­альных сетях.

Литературно-художе­ственный журнал, на мой взгляд, должен быть в хорошем смысле слова консервативным, а вот пропаганда, продвижение самого журнала в ныне­шних условиях требуют постоянно­го обновления, и здесь возможности интернета нужно использовать по максимуму.

На сайте выкладываются не только вышедшие номера и новости, но и аудио- и видеозаписи, связанные с историей и культурой Сибири, филь­мы сибирских режиссёров, песни на стихи новосибирских поэтов, аудио­лекции по истории Сибири.

С 2015 г. лучшим авторам вручаем премии по итогам прошедшего года. Торжественно, в зале Новосибирско­го художественного музея. Деньги на премию изыскиваем сами, старым, проверенным способом: снимаешь шапку и пошёл по городу – глядишь, и накидали…

А если серьёзно, люди охотнее отзываются, когда видят, что мы занимаемся реальным и значимым делом.

Ещё одно направление – совещания сибирских авторов, которые мы теперь проводим ежегодно. Проводим их на турбазе, которую нам безвозмездно предоставляет новосибирская компа­ния «NORDАЗИЯ», на берегу Обского моря.

И есть уже первые результаты. Вокруг журнала начинает складывать­ся сообщество молодых авторов, кото­рые завтра и будут определять лицо «Сибирских огней».

- «Сибирские огни», в отличие от многих журналов, платят гоно­рары. К сожалению, в обычном для периодики минимальном размере. Вы пытаетесь, как главный редак­тор, способствовать решению этой проблемы?

Как главный редактор, я стыдливо опускаю глаза, когда речь заходит о раз­мере гонорара. Но один молодой поэт, не лишённый чувства юмора, написал нам, что две бутылки коньяка на доро­ге не валяются, правда, не уточнил, какой марки коньяк…

Конечно, пыта­юсь. И, конечно, надеюсь, тем более что всегда нахожу понимание и поддерж­ку в нашем Министерстве культуры. Давайте пока подождём…

- Вы известный автор многих любимых читателями романов, опубликованных как в Новоси­бирске, так и в Москве, лауреат литературных премий. Ваша проза доступна для чтения в интернете.

Сейчас, когда Сеть стирает инфор­мационные и культурологические границы между столицей и регио­нами, остаются ли, на ваш взгляд, какие-то именно региональные литературные проблемы?

Да, интернет сегодня даёт возмож­ность выйти к читателю любому автору. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа у меня нет.

В связи с этим вопросом упомяну ещё об одном нашем проекте – «Журнальный мир». Этот сайт мы запу­стили на скромный грант, полученный от правительства Новосибирской области, а сегодня он существует на волонтёрских началах.

На этом сайте представлено большое количество именно региональ­ных журналов и альманахов, хотя есть и московские, и питерские, в том числе «Наш современник», «Юность», «Роман- газета» и другие.

Задумывался сайт как некая панорама современной литера­турной картины всей России, такой, какая она есть.

Образно выражаясь, мы построили прилавок, на котором каждый может выложить своё изделие. Сразу ого­ворюсь, изделия по качеству разные, но такова реальность.

Особых, именно региональных про­блем в картине современной литератур­ной жизни я не вижу. Есть одна пробле­ма, но она одинакова как для столиц, так и для провинции – падение профессио­нального уровня.

Обилие графоманов просто зашкаливает. И ладно бы мир­ных, ан нет, графоманы нынче воин­ственные. Ах, вы мне в публикации отка­зали! А я на вас телегу накатаю – мини­стру, губернатору, а то и в сам Кремль.

Похоже, толстые журналы остаются последними плотинами, которые ещё сдерживают это графоманское поло­водье.

- Во многих странах любой маленький городок – литературно самодостаточен. Новосибирск – некоронованная столица Сибир­ского края, упорно превращаемый литературной Москвой в провин­цию.

Сейчас на Украине циркулиру­ет мнение о возможном отделении Сибири от России в связи с непони­манием центром гигантского зна­чения региона.

В «Сибирские огни» приходит поток публицистических материалов: не замечаете ли возро­ждения идей сибирского областни­чества?

Пётр Андреевич Словцов, историк, «сибирский Карамзин», как его называ­ли, в своём гигантском труде «Истори­ческое обозрение Сибири», рассказывая о смуте, которая охватила Москву во времена самозванцев, утверждал, что «держава русская в Сибири не помра­чалась».

И добавить к этому утвержде­нию нечего. Не помрачалась и не будет помрачаться.

А что касается «литературной про­винции»…

Настоящая литература вез­де есть, просто она выпадает из инфор­мационного поля, которое полностью забито столичными авторами. Изда­тельства, премии – тоже в столицах.

Литературная жизнь, которая подаётся в СМИ, сконцентрирована в пределах Садового кольца. Это плохо.

Примечание:

Михаил Николаевич Щукин родился в 1953 году в селе Мереть Новосибир­ской области. Окончил Высшие литера­турные курсы Литературного института им. А.М. Горького.

Несколько лет отдал журналистике: был собственным корре­спондентом журнала «Огонёк», а также собственным корреспондентом газеты «Литературная Россия».

Как корреспон­дент объездил всю Сибирь, побывав в самых дальних местах края. Автор мно­гих прозаических и публицистических книг, выходивших в разные годы в Ново­сибирске, Москве и за рубежом. Лауреат литературных премий, в том числе На­циональной литературной премии имени В.Г. Распутина.

Беседу вела Мария Бушуева

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Литература"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.