Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Писатель и публицист Лев Пирогов
Источник: Газета "Культура"
11:26 / 26.08.2020

"Постинтеллектуализм" - это когда незачем знать, как устроен мир"
"Герой попадает в заданные обстоятельства, которых он не может изменить - может только реагировать на внешние воздействия. "Справа загорелось - бежим налево". Вот и все приключения: "Побежали туда, побежали сюда". В хорошей литературе дети преодолевают обстоятельства. А для этого им приходится трудиться - проделывать умственную и душевную работу"

Наш собеседник Лев Пирогов - один из немногих издателей детской периодики в постсоветской России. Его журнал для семейного чтения «Лучик» не только развлекает и информирует, но и учит думать, вовлекает в диалог поколений.

- Тем, кто не в «теме», кажется, что современной отечественной детской литературы попросту не существует: есть Гарри Поттер и советская классика.

Зато специалисты бьют набат: хороших авторов полно, их нужно поддерживать и лучше на государственном уровне, с издателей ведь что возьмешь — это же бизнес, и ему не выгодно. Согласны, что это существенная проблема?

Как-то раз мой маленький сын, читатель детских энциклопедий, попросил показать ему, где на планете Земля находится Россия. Мы принялись листать энциклопедии — одну, другую, третью... и не нашли! Всюду Западное полушарие.

Потому что все энциклопедии были переводными. С точки зрения издательского бизнеса купить права на чужую книгу выгоднее, чем оплачивать работу коллектива авторов, редакторов и художников. А то, что детская книга должна не только развлекать и информировать, но и воспитывать, остается за скобками.

Задача издателя — максимально выгодно продать товар. Если мы считаем воспитание подрастающего поколения стратегической задачей, то вкладываться в ее решение должно государство. Хотя бы обеспечивать выгодные условия для частных инвесторов в детскую литературу. Но этого не происходит.

Видимо, власть считает, что литература — это маргинальное направление. Когда я начинал делать «Лучик», у меня состоялся разговор со спонсором, который со скрипом соглашался на сотрудничество.

Этот человек сказал буквально следующие слова: «Я не верю в детские бумажные журналы». А что же потом? Он прочитал несколько номеров журнала и сказал: «Это здорово. Это удивительно. Будем работать».

- Почему, как вы думаете, он в вас поверил?

Потому что «Лучик» не только развлекает и информирует, но и учит думать. Показывает, как устроен мыслительный процесс, вовлекает в него читателей. Мы занимаемся нравственным воспитанием, не предлагая готовых выводов, даем возможность читателям сделать эти выводы самостоятельно.

На фоне «детской печатной индустрии» последних лет это воспринимается как что-то «свежее», неожиданное, как какое-то «достижение». Хотя это азы детской литературы. Произведения Носова, Крапивина устроены именно так.

- Есть мнение, что современные детские писатели — эпигоны советских авторов. Видите ли перспективы глобального обновления — языка, стилистики?

Мне кажется, что один из важных «секретов успеха» советских детских писателей заключался в том, что их герои были самостоятельны. У Тимура и его команды было целое «тайное общество». Герои Носова сами принимали решение строить инкубатор, разводить пчел или заливать каток.

Герои Крапивина и Алексина решали свои нравственные проблемы не просто сами, без взрослых, но и часто вопреки взрослым. Для ребенка иметь свой мир, территорию свободы и самостоятельности — очень важно. А теперь сравним ту литературу и нашу жизнь.

Возьмем повесть Крапивина «Оруженосец Кашка». Дошколенок идет один гулять в лес (!) и встречает там незнакомого мужчину (!), который становится его другом... Или рассказ Носова «И я помогаю». Пятилетняя девочка одна (!) гуляет во дворе...

Можете представить себе современное детское произведение, которое бы так начиналось? Да родитель на такую книгу еще и жалобу напишет! Поэтому нам в журнале пришлось пойти диаметрально противоположным путем. Мы не пытаемся сыграть на том, что это, дескать, «только твой журнал».

Наоборот, стараемся создать условия для внутрисемейного сотрудничества детей и родителей. Тексты пишутся так, чтобы их было интересно прочесть и ребенку, и взрослому, чтобы им было что обсудить.

А задания придумываются такие, чтобы для их выполнения ребенок был вынужден обратиться к старшим с их культурным и бытовым опытом. То есть мы уже родителя помещаем в ситуацию «И я помогаю».

Сегодня у детей их «автономная зона» — в интернете. Там у них свои особые персонажи, мультфильмы, музыка, шутки, которые взрослым чужды и непонятны. Вот мы и решили: пусть «Лучик» будет общим делом, общим интересом для всей семьи.

- Возможны ли новый Гайдар или Крапивин?

Для того нужно как минимум три фактора. Первый — личное дарование. С этим все в порядке, талантливые люди есть. Второй — профессиональная кухня. Хороший и успешный писатель — это верхушка айсберга, а подводная часть — это институт внутреннего рецензирования, литературной редактуры.

Работа редактора с одним автором, над одним произведением может длиться годами! Не будет преувеличением сказать, что этого просто нет. Третий фактор — социальные условия. Семьдесят лет назад чтение было самым доступным и дешевым развлечением.

Читателей было много, они обеспечивали и «рыночную успешность» книгоиздания. В писатели тогда стремились лучшие, потому что писательство было «хорошей работой». Сегодня лучшие стремятся устроиться где-нибудь в другом месте, где платят побольше.

В индустрии видеоигр, например. Итак, из трех обязательных факторов сегодня мы имеем только один. Возможен в этих условиях новый Гайдар?

- Кто составляет писательский олимп «Лучика»?

В «Лучике» художественный раздел с удовольствием читают примерно треть подписчиков журнала. Остальные предпочитают научно-популярный и игровой разделы. И это при том, что у нас есть «новый Гайдар»! Это Александр Червяков — писатель из Саратова.

По-моему, нигде, кроме «Лучика» и самиздатовской платформы «Литрес», он не публикуется. Кабы не общее плачевное состояние детской литературы, я бы этим только гордился.

Вот, например, классический вопрос школьника: «Для чего мне нужна математика, если я не собираюсь становиться математиком?»

В повести Червякова «А у нас на Венере» (в «Лучике» она публиковалась под названием «Станция «Саламандра») дети находят выход из смертельно опасных ситуаций — как раз благодаря знанию математики, физики, химии, геологии.

Произведения Червякова воспитывают интерес к большому миру — к миру за пределами школы, квартиры, торгово-развлекательного центра и экрана мобильника. Они учат думать, искать и находить ответы.

А значит, быть свободным в мире, где человека стараются сковать по рукам и ногам цепями «потребностей» и «предоставляемых возможностей».

- Сейчас принято много говорить о детской безопасности. И выводы получаются такие: «Учите детей никому не доверять, учите детей бояться».

И вот такой наученный бояться ребенок становится взрослым. Понимаете, к чему его привели? К абсолютной управляемости, к абсолютной зависимости, к абсолютной несвободе. Чего ему велят бояться, того он и будет бояться. Что скажут делать, то и будет делать.

Он целиком и полностью зависит от приложений в смартфоне. Еще в девяностые годы американский социолог Дональд Вуд провозгласил наступление «эпохи постинтеллектуализма».

Знаете, как переводится на русский язык приставка «пост»? Нет, не «после». Это переводится как «не важно», «ерунда», «проехали».

Вот и «постинтеллектуализм» означает, что стало незачем знать, как устроен мир и как в нем все работает. Достаточно знать, на какую иконку нажать в смартфоне, чтобы, извините, «упал банан».

Плохая детская литература — производная от такой жизненной философии. Герой попадает в заданные обстоятельства, которых он не может изменить — может только реагировать на внешние воздействия. Грубо говоря, «справа загорелось — бежим налево».

Вот и все приключения: «Побежали туда, побежали сюда». В хорошей литературе дети преодолевают обстоятельства. А для этого им приходится трудиться — проделывать умственную и душевную работу.

Это и есть главное различие между хорошей и плохой детской литературой: учит ли она плыть по течению, или учит быть сильными.

- Как вы определяете референс «Лучика»?

Наши подписчики — это родители, которые понимают, что развитие ребенка не сводится к развитию навыков, что важно еще и развитие мышления, через которое происходит развитие души. Это те родители, которые не боятся приподнимать перед ребенком завесу над тайнами взрослого мира.

Например, в майском номере, в статье «Почему случаются войны?», мы рассказали о кризисе современной экономической модели, основанной на стимулировании спроса, рассказали о том, что такое «социальные элиты», и об их роли в управлении миром.

Получили несколько благодарных писем и немало возмущенных. Дескать, почему вы нашим детям рассказываете не то, что им говорят в школе. А про квантовую физику им разве в школе рассказывают? Про теорию хаоса? Про то, что такое квазары?

Не всякое знание о мире комфортно. Но без этого знания ты игрушка в чужих руках.

Беседу вела Дарья Ефремова

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Литература"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.