Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Портрет Альберта Лиханова (фрагмент)
Источник: Яндекс картинки
11:47 / 16.09.2020

"Терновый венец доброты"
"Я принял решение, – постулирует свое credo Альберт Анатольевич, – что тихое писание о страстях человеческих – это не для меня. Ведь страсти кипят в натуре, в жизни, а если уж говорить о страстях и печалях детских, то стыдно отворачиваться в сторону человеку, который об этом пишет и, так сказать, сострадает на бумаге. Дело требуется"

13 сентября этого года исполнилось 85 лет нашему замечательному современнику, писателю Альберту Лиханову.

В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов Альберта Анатольевича не только читают и любят, его изучают – 24 мая 2007 года Лиханов стал нашим Почетным доктором вслед за Дмитрием Лихачевым, Даниилом Граниным, Андреем Вознесенским и рядом других выдающихся людей нашей эпохи.

Почетные доктора же – личности, которых мы предлагаем студенчеству в качестве образцов, примеров для подражания.

То есть, наш интерес к писателю не случаен. Он побуждает педагогический коллектив, а за ним и студенчество, не только читать, переживать, осмыслять литературные произведения, но определенным образом включать в свое жизненное пространство самого автора. Отсюда и желание высказаться о юбиляре.

Русский писатель

Жизнь и творчество Альберта Лиханова являются продолжением традиций великих русских писателей-педагогов и благотворителей, одной из самых ярких страниц в истории современной отечественой литературы и педагогики.  

Альберт Лиханов родился в Кирове 13 сентября 1935 года. На первый взгляд – обычная рабочая семья. Отец, Анатолий Николаевич, – слесарь. Мать, Милица Алексеевна – медицинский лаборант.

Но мало кто знал, что прадед по отцовской линии, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке – об этом говорить не полагалось.

Несмотря на суровую антирелигиозную пропаганду, повинуясь семейной традиции, мальчика крестили и дали ему еще одно имя – Глеб. Писатель вспоминал, что когда отец ушел на войну, он, совсем еще несмышленыш, глядя на облака, горячо молился, чтобы он вернулся назад.

И чудо совершилось: отец дважды был ранен, и оба раза его выхаживали в родном городе. Альберту удалось увидеть отца после войны живым, а у двух третей сверстников отцы погибли.

Четыре страшных года войны запомнятся мальчику на всю жизнь: голод, класс, сидящий во тьме с тусклыми огоньками коптилок, мать, сдающая кровь, чтобы добыть сыну кусочек масла, учительница, на последние деньги покупавшая своим ученикам витамины.

Пройдут годы, и Лиханов учредит специальную премию для учителей начальной школы в память о первой учительнице Аполинарии Николаевне Тепляшиной.

После школы Альберт уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Вернувшись в Киров, работал литсотрудником газеты «Кировская правда».

В 1960 году он стал не только свидетелем, но и участником истории, которая легла в основу его  будущей повести «Благие намерения». Вывод уже тогда был ясен: дети не должны оставаться сиротами, но это забота не только государства – без участия общества государство окажется бессильным.

Что же касается известной поговорки – «благими намерениями вымощена дорога в ад», Лиханов иронично уточняет: «Дорога в ад вымощена невыполненными намерениями».

С этих пор тема детства становится для молодого журналиста одной из важнейших. В 1961 – 1964 он работает главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове, затем становится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирске (1964—1966).

Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) был опубликован в журнале «Юность». Писательский дебют Лиханова состоялся, по его собственным словам, совершенно случайно: будучи проездом в Москве, он оказался в редакции журнала «Юность» и оставил там  написанный «по случаю» рассказ «Шагреневая кожа».

К удивлению молодого автора главный редактор «Юности» Борис Полевой сразу же поместил текст на страницах журнала, который издавался тогда трехмиллионным тиражом.

С этого момента писательство стало неотъемлемой частью творческой деятельностиАльберта Анатольевича. Он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

Позже Альберта Лиханова приглашают в Москву. Много лет работает сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» – сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет, с 1975 по 1988 – главным редактором.

В конце 1960-х к нему приходит литературная известность. Одну за другой, «Юность» печатает его повести. Издательство «Молодая гвардия» публикует «Избранное» в двух томах (1976), а потом – первое Собрание сочинений в четырех томах (1986—1987).

Наибольшую популярность получили произведения А.А. Лиханова, посвященные проблеме становления ребенка и подростка и восходящие к детской теме в русской классике XIX века, к традициям «Детства» Льва Толстого и «Детства» Горького, «Неточки Незвановой» и «Братьев Карамазовых» Достоевского, чеховских рассказов о детях.

Своим непосредственным учителем Лиханов считает замечательного советского писателя Николая Дубова и видит свою миссию в том, чтобы отстоять реалистическую «линию Дубова» в современной отечественной словесности, где, по словам Лиханова, «происходит глобальная подмена реальности виртуальностью, подмена живой жизни – выдумкой».

«Сейчас, – пишет Лиханов, – на российском книжном рынке господствует иностранщина, всяк по-своему изощряются юмористы, самодеятельные сказочники – в общем, ничего. Так легче и проще зомбировать вступающие во взрослый мир поколения. <…> Ощущение такое, что против хороших, умных книг ведется планомерная необъявленная война».

Между тем Лиханов на всю жизнь запомнил слова своей учительницы литературы, разбиравшей на уроках «Спартака» Джованьоли, «Овода» Войнич, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Два капитана» Каверина.

Она говорила своим ученикам: «Нельзя жить дальше, если вы этого не читали».

«Детский мир» в прозе Лиханова сложен и трагичен в своей основе, поскольку чистота и искренность, присущая мировосприятию его юных героев, усиливает остроту их столкновения с жестокостью, горем и несправедливостью той исторической и человеческой среды, в которой происходит их – подчас очень раннее – «взросление».

«Я очень хотел бы, – признается писатель, – своей литературой построить некие мосты между взрослыми и детьми. Но все мы – бывшие дети. Про старика обычно говорят – он впал в детство. Я говорю наоборот: как бы не выпасть из детства».

Принципиально важной для писателя стала тема Великой Отечественной войны, поскольку военное детство оставило неизгладимый след в его памяти. Война – страшное испытание, она высвечивает как лучшие, так и худшие качества в человеке.

Детское восприятие с его свежестью взгляда позволяет резче показать трагические диссонансы эпохи.

В произведениях Лиханова «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Детская библиотека» и «Последние холода», а затем в «Кресне», «Лежачих не бьют», «Те, кто до нас» – ясно виден любимый герой автора – мальчишка-подросток, впервые открывающий мир во всей его сложности.

Лиханов напишет о своей военной прозе:

«Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и не умирающие примеры – ведь взрослые всего лишь бывшие дети».

К знаковым произведениям А.А. Лиханова относятся трилогия «Семейные обстоятельства», повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера», романы «Никто» и «Сломанная кукла».

Два последних написаны уже в XXI веке, после долгого «творческого коллапса», который был, по словам писателя, «вызван падением России с высот мировой цивилизации и культуры в какую-то замбийско-колумбийскую пучину бездуховности, обессмысленного существования, “выживания”, а не полноценной человеческой жизни».

Но все-таки писатель не теряет надежды. «Как гласит русская пословица: “Помирать пора, а рожь сей”, – говорит Лиханов. – Ныть и сетовать и без нас найдется сегодня тьма плакальщиков. А мы должны хорошие книги издавать и внедрять их, вопреки либеральной культурной политике, в умы детей и юношей».

Важно отметить, что А.А. Лиханов продолжает великую просветительскую традицию русских писателей-классиков, которые всегда ощущали себя не только художниками, но и учителями. Учителями не в менторском смысле. А в плане ответственности за взращивание в душах людей добра, противостояние злу».

Педагогическое начало в творчестве Лиханова становится основой писательской позиции: его книги воспитывают как детей, так и родителей, формируют у самых разных возрастных групп читателей позитивное, творческое отношение к жизни, которое базируется на началах нравственности и благородства.

Знаменательно, что деятельность А.А. Лиханова была высоко оценена Российской академией образования, действительным членом которой он является.

С 1970-х годов художественное творчество писателя находит органичное продолжение в книгах публицистических очерков «Конспект судьбы», «Времена жизни», «Уже не дети, еще не взрослые».

На основе переписки с читателями возникла книга «Драматическая педагогика», ярко показывающая, насколько жизненны и болезненны проблемы, которые писатель поднимает в своей художественной прозе.

Художник и гражданин

Документально-публицистическая линия творчества писателя тесно связана с общественной деятельностью и свидетельствует о единстве человеческой, гражданской и художественной позиции Лиханова.

«Я принял решение, – постулирует свое credo Альберт Анатольевич, – что тихое писание о страстях человеческих – это не для меня. Ведь страсти кипят в натуре, в жизни, а если уж говорить о страстях и печалях детских, то стыдно отворачиваться в сторону человеку, который об этом пишет и, так сказать, сострадает на бумаге. Дело требуется».

Таким делом жизни Альберта Анатольевича Лиханова стала работа в Российском детском фонде. «Детский фонд, – вспоминал Лиханов, – начался, наверное, с того, что, когда я работал в “Кировской правде”, в редакцию пришла пожилая учительница из школы-интерната и предложила опубликовать письмо.

Она хотела, чтобы откликнулись желающие забирать на выходные ее учеников-детдомовцев. Желающих оказалось так много, что детей на всех не хватило. Я ликовал, напечатал в газете большой очерк… А спустя какое-то время не пришли в субботу за одним ребенком, другим, третьим…

Мы, взрослые, не понимали, что дети, приходя в гости на один-два дня, хотят остаться в семье навсегда. Я долго думал об этой истории…». Под впечатлением от этой незаметной трагедии Лиханов выступил с рядом инициатив, призванных улучшить положение детей-сирот в СССР и смог донести свои социальные проекты до тогдашнего руководства.

Вскоре Лиханов стал подлинным неформальным лидером общественного движения за защиту детства, выдвинул идею возрождения Советского детского фонда им. В.И. Ленина, созданного по постановлению Съезда Советов еще в 1924 году (и упраздненного в 1937 г.).

Писатель Виктор Петрович Астафьев, не понаслышке знавший о горечи сиротства, услышав речь Лиханова на Съезде народных депутатов СССР, благословил его нести этот тяжкий крест: «Не бросай, делай свое дело, оно зачтется».

Чтобы понять, с чем приходится сталкиваться Лиханову как председателю правления Российского детского фонда, достаточно привести краткую цитату одного из его выступлений:

«В 2005 году (более свежих данных не существует) в стране было 740 тысяч детей-сирот, около 700 тысяч маленьких инвалидов, 100 тысяч несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов.

Из них 75 тысяч хронические уже алкоголики. 1200 детей совершили убийства, 3200 – разбойные нападения, в 154 тысячах преступлений участвовали дети, 15 тысяч детей сидят в колониях, и на воле их никто не ждет, 150 тысяч детей каждый год привлекаются к уголовной ответственности, стали преступницами 13 тысяч девушек.

Это статистика МВД. Зеркало безупречное. Глянешь в это зеркало, и мороз на душе».

Но Детский фонд под руководством Лиханова действует, отвоевывая у равнодушия детские жизни и души. «Дело мое и соратников моих – бездонное, – говорит Лиханов. – Горечь, во искупление которой трудимся, во сласть не превратишь.

Боль, если она одна, утишить, пожалуй, и можно, но если от боли кричат враз 800 тысяч сирот, 700 тысяч маленьких инвалидов, неведомые нам невзрослые наркоманы, бездомные, никому не нужные дети – как все это приголубить, умиротворить, успокоить?».

По словам писателя, он часто вспоминает русскую мудрость: «Сироту пристроить, что храм построить».

За многие годы работы в фонде Альберт Лиханов вырос в крупного общественного деятеля, обладающего способностью стратегического мышления. Сейчас его главной заботой является укрепление российской семьи, которую он считает основой основ национального бытия.

«…У нас в отношении страдающих детей должно быть два вектора усилия – государственный и общественный, – говорит Лиханов. – Более того, я всегда исповедовал следующее: дети – это не столько государственная забота, сколько родительская, человеческая.

Прежде всего, родители должны отвечать за ребенка. А уж вот каковы родители, каково их материальное благосостояние, как у них мозги устроены, за это отвечает государство.

А если оно за это отвечает, то и получает себе на горб ношу заботы о брошенных детях». И если сейчас российская государственность после черных девяностых годов, конечно, медленно и неуклюже, но все-таки поворачивается к «проблеме семьи», то в этом есть и непосредственная заслуга Альберта Анатольевича.

Хочется верить, что его замечательные слова: «Думать о стариках и детях, инвалидах, о тех, кто “еще” и “уже”, – это значит думать о развитии державы, о траекториях ее движения, о том, что нам маячит – успех или поражение», – наконец «расслышаны» на самых «верхах» власти.

Достоин восхищения


Творческая и общественно-педагогическая деятельность А.А. Лиханова удостоена многочисленных отечественных и международных наград, среди которых Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия им. М. Горького, Международная премия им. Януша Корчака, Международная премия им. Виктора Гюго, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования.

А.А. Лиханов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, «Знак Почета», Ломоносова и Трудового Красного Знамени, а также орденами и медалями Грузии, Украины, Белоруссии и Армении.

Альберт Лиханов – академик Российской академии образования (2001),  почётный профессор целого ряда российских  университетов, почётный доктор Японского университета «Сока», Токио (2008).

Председатель правления Российского детского фонда, Президент Международной ассоциации детских фондов, директор Научно-исследовательского института детства Российского детского фонда, академик Российской академии образования.

Впрочем, сам Альберт Анатольевич определяет свой главный «титул» кратко – «защитник детства» или, точнее – «служитель детства».

С Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов Альберта Анатольевича Лиханова связывает давняя дружба.

Множество раз мы слышали его выступления на Международных Лихачевских научных чтениях, форумах старшеклассников России, Дне знаний в университете, актовые лекции для наших студентов.

К 85-летию Альберта Лиханова в издательстве СПбГУП выходит сборник его работ «Терновый венец доброты».

Это дань восхищения и уважения к Альберту Анатольевичу коллектива нашего Университета. Надеемся, ее страницы не оставят читателей равнодушными и помогут глубже узнать нашего замечательного Почетного доктора.

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Литература"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.