Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Писатель Сергей Шаргунов
Источник: Яндекс картинки
11:44 / 27.01.2021

На благо пишущим и читающим
"У меня уже много лет дома нет телевизора, что не мешает быть прекрасно осведомлённым обо всём, что там показывают. На ТВ не хватает разговора о жизни страны – о провинции, о малых городах и сёлах, о подвижниках, об обычных людях, которые честно делают своё дело, о бедах и несправедливостях, в том числе о подлом закрытии школ и больниц", - Сергей Шаргунов

Ассоциация союзов писателей и издателей России приступила к работе

Даже если на лицах маски, надо слышать другого и видеть его глаза – считает писатель Сергей Шаргунов.

- Високосный 2020-й стал непростым для всех нас. Как его пережили вы? С какими потерями и приобретениями вошли в новый, 2021-й?

В прошедшем году тяжело переболели коронавирусом мои немолодые родители. Меня эта чаша пока миновала.

Сколь многим хотелось бы, обернувшись в темноту, облегчённо бросить: «Год ловил меня и не поймал». Но и наивные радости, и смелые надежды, и хмельные смешки имеют горчащий привкус.

Слишком велик помянник усопших, в том числе людей литературы. Я потерял близких мне людей. До сих пор неосознаваема смерть Эдуарда Лимонова.

В год 75-летия Победы ушёл последний большой писательфронтовик Юрий Васильевич Бондарев. Ужасно рано ушли Александр Тимофеевский, Константин Крылов, Александр Казинцев…

А вообще, продолжается для кого-то незаметное, но такое важное дело народной солидарности – помощи людям. К врачам каждодневно присоединяются тысячи добровольцев по всей стране, в основном молодые, неравнодушные и смелые.

Участливость граждан очевидным образом возросла именно в нынешние весьма непростые времена.

Те, кто помогает, они же не рассчитывают на почести или какое-то вознаграждение, они в большинстве своём неизвестные и безымянные личности, общее дело которых и даёт уверенность в том, что народ жив и всё с нами будет хорошо.

Рассказывать о людской солидарности и самоорганизации, мне кажется, нужно постоянно. За этой практикой – глубокая философия. Ведь раскол постоянно грозит стране, а вместе с ним и расчеловечивание.

Очень важно, чтобы было то, что не разделяет и ожесточает, а позволяет, даже если на лицах маски, ясно слышать другого и видеть его живые глаза.

- Главной новостью декабря, можно сказать, новогодним подарком для литературного сообщества, стало учреждение Ассоциации союзов писателей и издателей России, председателем которой вы были выбраны…

Что она изменит в литературной жизни страны? Есть ли уже идеи первых проектов?

Смысл её существования – поддержка литературы и литераторов.

Предстоит большая и сложная работа на благо пишущим и читающим. Наша ассоциация – это добровольная инициатива крупнейших объединений писателей и издателей: Союза писателей России, Союза российских писателей, Союза писателей Москвы, Союза писателей Санкт-Петербурга, Российского книжного союза.

Сегодня литературное сообщество при всём его ярком многообразии в значительной степени беззащитно.

Ключевые задачи уже сформулированы. Необходимо существенное обновление фондов библиотек, в том числе электронных. В библиотеках, школах, вузах и на других площадках писатели должны стать желанными гостями.

Нужны мощные программы поддержки литературного процесса, включающие фестивали, образовательные мастерклассы, литературные чтения, широкие дискуссии по насущным вопросам литературы, в том числе способствующие развитию критики.

Нужны артрезиденции и дома творчества в разных регионах страны, где писатели могли бы жить и работать. Нужны поиск молодых авторов и поддержка талантов. Особая помощь требуется литературной провинции.

Мы будем содействовать развитию национальных литератур народов России, переводу произведений национальных писателей на русский язык. Нуждаются в сохранении и спасении остатки писательского имущества и литературные издания, включая легендарные толстые журналы.

Всё это требует упорства, энергии и последовательных действий. Поэтому в ближайшее время можно будет рассказать о первых больших проектах и о том, что получается.

- Вот уже почти два года вы возглавляете легендарный журнал «Юность», который стал активно меняться. Что уже удалось сделать на посту главного редактора?

По-моему, каждый номер – событие.

Сейчас стартовала премия журнала, и сильное жюри будет весь год отбирать лучшее в жанре малой прозы. Премия, между прочим, имени Валентина Катаева, придумавшего «Юность» и ставшего её первым главредом, человека, как мне кажется, таинственным магнитом своей судьбы притянувшего меня сюда.

Нынешняя «Юность» – это обновлённый внешний вид (сочетание традиции и современности), современный сайт, где и архивы (ничто не пропало, ни один номер за 65 лет не утрачен!), и новости, и постоянные публикации того, что не всегда умещается на бумагу или выскакивает в Сеть с пылу с жару.

«Юность» – это знаковые писатели и львиная доля совсем юных, для которых здесь возникает родная среда. И специальные выпуски – то с премией «Лицей» и «Тавридой», то с литераторами из Сибири…

«Юность» – это читатели, оставшиеся нам верными во время испытаний, и новые, которых становится всё больше.

- У журнала появилась страничка в модной сети «Инстаграм». Можно ли сказать, что «Юность» сегодня возвращается к истокам, к молодёжной целевой аудитории?

Да, и число подписчиков стремительно растёт. Это важно – быть привлекательными и авторитетными именно для юных. Думаю, впереди и развитие своего ютьюб-канала.

В соцсетях катастрофически не хватает занимательных просветительских сюжетов на тему современной и классической литературы. Между тем талантливых и, главное, пытливых молодых у нас полным-полно.

- Каким вы видите издание в будущем? И каким вообще должен быть литературный «толстяк» сегодня, чтобы его читали?

Толстые журналы – по-прежнему уникальное явление. Сплав жанров, инстанции вкуса… Им предлагают крутиться и вертеться, но от тех, кто там сидит за сущие копейки, часто людей немолодых, требуется не прописка в Tik Tok, а подбор хороших текстов и работа с авторами.

Задача государства и созданной ассоциации добиться того, чтобы журналы могли попадать в библиотеки по всей стране и достойно жить, в частности выплачивать гонорары. И помещения у всех литературных изданий должны быть защищены.

- Также в феврале 2021-го исполнится два года вашей авторской программе на канале «Культура» – «Открытая книга»…

Что можете сказать об этом опыте? «Работает» ли задумка программы? Удалось ли «открыть» современные книги телевизионной аудитории?

Как жаль, что такая программа не появилась ну хоть десять лет назад! Но я очень рад, что удалось её пробить в эфир. Это разговор с писателем об определённом его произведении, подробный, тщательный, с зачитыванием цитат из книги и отрицательных суждений критиков для пущего драматизма.

Важно приглашать литераторов разных взглядов и поколений. По сути, это была первая и, к сожалению, последняя уважительная и въедливая беседа с Эдуардом Лимоновым о его литературе на нашем ТВ, передача вышла в вечер его смерти.

В «Открытой книге» уже выступили – назову произвольно – Владимир Крупин и Владимир Личутин, Евгений Водолазкин и Алексей Варламов, Юрий Поляков и Михаил Тарковский, Дмитрий Воденников и Александр Архангельский, Дмитрий Новиков и Роман Сенчин, Андрей Аствацатуров и Захар Прилепин, Ольга Славникова и Гузель Яхина, Александр Проханов и Денис Драгунский…

В этой программе нет тенденциозности и запрещённых имён. Хорошо, что большая часть этих писателей вошла и в творческий совет писательской ассоциации.

- Какого ещё связанного с литературой контента, на ваш взгляд, не хватает сегодня на ТВ?

У меня уже много лет дома нет телевизора, что не мешает быть прекрасно осведомлённым обо всём, что там показывают. Повторюсь: важно не зацикливаться на ТВ, но и создавать что-то содержательное, достойное и интересное в интернете.

Причём одно может перетекать в другое, иначе возникает глубокий поколенческий разрыв. На ТВ не хватает разговора о жизни страны – о провинции, о малых городах и сёлах, о подвижниках, об обычных людях, которые честно делают своё дело, о бедах и несправедливостях, в том числе о подлом закрытии школ и больниц.

Для меня принципиально важно, хотя это и отнимает огромную часть времени, каждую неделю на «России 24» выпускать свою программу «Двенадцать», в первую очередь посвящённую именно внутренней жизни страны.

Можно и нужно предъявлять нынешнему ТВ много самых жёстких претензий, но вот уже несколько лет удаётся работать над программой, где я ни разу не говорил то, что не думаю, и через которую удалось помочь множеству людей по всей России.

- Эпидемиологическая ситуация в стране заморозила на время и литературную жизнь в том числе – встречи, вебинары и презентации проходят в режиме онлайн. Писатели лишены возможности личного общения с коллегами и читателями.

Это как-то сказывается на творческой жизни? Ощущается ли нехватка такого взаимодействия?

Я поучаствовал во встречах с читателями – от Саратова до Новосибирска, – глядя в монитор. На днях буду вести онлайн-приём избирателей в Бурятии. Конечно, не хватает живого общения, но у меня жизнь и так расписана по минутам. Хочется думать, поездки по стране и встречи начнутся уже скоро.

- Во время прошлой беседы с нами вы рассказали, что работаете над романом. Поделитесь подробностями? Когда читателям ждать новую книгу?

Надеюсь закончить роман уже в этом году. Это книга о нашем времени, о современном герое.

Примечание:

Сергей Александрович Шаргунов – писатель. Родился в 1980 году в семье известного священника протоиерея Александра Шаргунова. Выпускник МГУ. Главный редактор журнала «Юность». Заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы.

С 2020 года – председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России. Лауреат премии правительства РФ в области культуры, национальной премии «Большая книга», Горьковской литературной премии. Книги Шаргунова переведены на английский, французский, итальянский и сербский языки.

Беседу вела Анастасия Ермакова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.