Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Незнакомка (фрагмент). 1978 г.
Автор: Глазунов Илья Сергеевич
Источник: Илья Глазунов
08:38 / 24.02.2021

Блок, Белый и "Жена, облечённая в Солнце"
Переписка между Блоком и Белым началась в самом начале 1903 года, и градус ее был так высок, что уже через два месяца, задолго до первой личной встречи, Александр пригласил Андрея приехать в августе в Шахматово на собственную свадьбу и стать шафером невесты. С тех пор ... они жили с оглядкой друг на друга, воспринимавшейся со стороны как постоянное двуединство

Из блистательной четверки поэтов Серебряного века, чьи фамилии начинаются на «Б» (Бальмонт, Брюсов, Белый, Блок), двое родились почти впритык, осенью 1880 года, 140 лет назад: москвич Борис Бугаев, вошедший в большую литературу под псевдонимом Андрей Белый -  14 (26) октября, петербуржец Александр Блок -  16 (28) ноября.

Оба юбиляра принадлежали к наследственной, «столбовой» русской интеллигенции. Но по-настоящему роднят, сближают их иные, еще более существенные условия и обстоятельства.

Маленький Борис появился на свет в квартире на углу Арбата и Денежного переулка, в центре «профессорской» Москвы. Его отец, математик и философ-позитивист Николай Бугаев являлся профессором, а затем деканом физико-математического факультета Московского университета.

Старик Яков Грот (академик, языковед, историк литературы, подготовивший первое в России академическое собрание сочинений Гавриила Державина, наиболее полное до настоящего времени) прислал тогда младенцу том своих сочинений с надписью как взрослому: «Борису Николаевичу Бугаеву».

Другой академик (филолог, фольклорист, литературовед, историк искусства) любимый старичок Федор Иванович Буслаев три года подряд каждый день кормил мальчика рябиновой пастилой на Пречистенском бульваре.

С лукавой приязнью поглядывал на малыша еще один академик, выдающийся историк Василий Ключевский. Боря запросто взбирался на колени ко Льву Толстому.

Соседями Бугаевых в доме на Арбате оказалась семья Соловьевых:

младший сын Сергея Михайловича (опять же академика и видного историка) переводчик Михаил Сергеевич, его жена художница Ольга Михайловна и -  через пять лет после рождения Бориса -  их единственное чадо, будущий поэт и священник, полный тезка деда Сережа.

Последний ко всему прочему -  племянник известнейшего философа Владимира Соловьева и троюродный брат Блока. (Ольга Михайловна приходилась двоюродной сестрой матери великого поэта Александре Андреевне.)

Крохотного Сашу приняли на руки в ректорском флигеле Петербургского университета, ректором коего был дед новорожденного по матери, «отец русских ботаников» Андрей Бекетов.

Тот был дружен с другим гением, первооткрывателем Периодической системы химических элементов Менделеевым.

Именно Дмитрий Иванович посоветовал Бекетовым купить в Подмосковье имение Шахматово, по соседству со своим Бобловом, нечаянно предопределив таким образом драматическую личную жизнь своей дочери Любови, избранницы Александра Блока.

Такие непримиримо разные писатели, как Достоевский и Салтыков-Щедрин, любили беседовать с Андреем Николаевичем, бывали у Бекетовых дома. В кабинет любимого внука со временем перейдет старинный дедовский диван, на котором все они, конечно, по отдельности сиживали.

Белый и Блок узнали друг о друге еще в конце века, до своих первых публикаций, из рассказов Сергея Соловьева-младшего, приезжавшего в Петербург и дружившего с обоими.

Александр показывал кузену собственные стихи, вдохновленные как умозрительной, возвышенно-рыцарской любовью к дачной соседке Любочке Менделеевой, так и мистическими грезами Владимира Соловьева о грядущем схождении на Землю Вечной Женственности, воплощающей красоту и любовь, которым предстоит обновить мир и духовно преобразить человечество:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне -  и ясен нестерпимо,
И молча жду, -  тоскуя и любя.

Напряженно сосредоточенный на разгадке будущего Борис после Артура Шопенгауэра и Эдуарда Гартмана пришел за ответами как раз к Владимиру Сергеевичу, с которым впервые довелось встретиться в квартире его близких родственников, своих соседей.

Образ Жены, облеченной в Солнце (Софии, Души Мира, Вечной Женственности или -  на языке Блока -  Прекрасной Дамы), изначально позаимствованный Соловьевым в Откровении Иоанна Богослова, а затем послуживший опорой для нового религиозно-философского учения, был для московского юноши необыкновенно дорог.

Потому и ранние блоковские строки встречались им с восторгом -  не только как стихи, но и как свидетельство духовной близости и родства душ.

Переписка между Блоком и Белым началась в самом начале 1903 года, и градус ее был так высок, что уже через два месяца, задолго до первой личной встречи, Александр пригласил Андрея приехать в августе в Шахматово на собственную свадьбу и стать шафером невесты.

С тех пор почти двадцать лет, до самой смерти Блока в августе 1921 года, они жили с оглядкой друг на друга, воспринимавшейся со стороны как постоянное двуединство.

Но внутри эта доходившая до экзальтации дружба стала натыкаться на взрывные конфликты.

Свободный в своем искусстве Блок мог позволить себе не только развивать соловьевскую символику, но и вышучивать ее почитателей, «мистиков обоего пола», например -  в лирической драме «Балаганчик» (1906).

Для Андрея Белого отклонение от доктрины, напротив, было недопустимым кощунством, и он резко осудил друга. А впоследствии назвал свою судейскую непримиримость борьбой за Блока (которая, заметим в скобках, была заведомо обречена на поражение).

В знаменитой «Незнакомке» (1906) мир горний уже забыт, а обыденный, загородный, дачный так узнаваем, так вещественен, что его цитатными деталями автор буквально забрасывал приятеля Евгения Иванова, позвав того однажды на прогулку в Озерки.

«Пошли на озеро, -  записал в дневнике Евгений Павлович, -  где «скрипят уключины» и «визг женский»... Потом Саша... указывал на позолоченный «крендель булочной», на вывески кафе.

Все это он показывал с большой любовью. Как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда в тот вечер, как появилась Незнакомка.

Наконец привел на вокзал озерковский... Из большого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам... Поезда часто проносятся мимо... Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается.

С этими пролетающими машинами и связано появление в окне Незнакомки».

А что до «пьяниц с глазами кроликов», то это можно было и на себя примерить:

Блок заказывает бутылку вина на двоих, потом вторую, третью, приятель-трезвенник пытается его остановить...

«Надо, чтоб пол начал качаться немного», -  настаивает поэт, и все вокруг, как при легкой качке на пароходе, начинает плавно подниматься и опускаться.

В воображаемой незнакомке женственность, конечно, налицо, но какая-то она слишком чувственная, чересчур разогретая винными парами, чтобы быть по-соловьевски Вечной.

Для окончательного разрыва между Александром Блоком и Андреем Белым не хватало, пожалуй, лишь любовного треугольника, и несостоявшийся шафер, в отличие от законного супруга увлеченный земной телесностью Любови Дмитриевны, а не флером заоблачной Прекрасной Дамы, делал все, чтобы такая интрига разыгралась.

Сбегая из Шахматова в июне 1905 года после ссоры с матерью Блока, оскорбленный равнодушием его самого, Белый передал Любови Дмитриевне записку с признанием в любви.

А затем, пользуясь странной отрешенностью друга, начал забрасывать ее охапками цветов, письмами с уговорами уйти от мужа, вместе уехать за границу. Забалтывался, безумствовал, грозил самоубийством, обещая броситься в Неву с Троицкого моста, посылал сопернику поневоле вызов на дуэль.

К весне следующего года Любовь Дмитриевна разрывалась между обоими. «Никакой уже преграды не стояло между нами, -  вспоминала она свои встречи с Андреем Белым. -  И мы беспомощно и жадно не могли оторваться от долгих и неутоляющих поцелуев».

Однажды решилась поехать к нему домой. Уже уступая, позволила вынуть из волос тяжелые черепаховые гребни и шпильки... Но тут какая-то его неловкость отрезвила ее, и она, наскоро поправив прическу, выскочила на лестницу.

В растерянности советовалась с Евгением Ивановым, зная о его бесконечной преданности Блоку.

Три года продолжалась эта мучительная для всех троих неразбериха, после которой между бывшими пламенными друзьями сохранилась лишь «далековатая приязнь».

А Любовь Дмитриевна, удержавшись от полной и окончательной близости с Андреем Белым, уже не уклонялась от связей с другими... Чужого младенца Блок принял и даже связывал с ним собственное обновление.

«У нас в столовой, за чаем, -  рассказывала Зинаида Гиппиус, -  Блок молчит, смотрит не по-своему, светло и рассеянно. -  О чем вы думаете? -  Да вот... Как его теперь... Митьку... воспитывать?» Мальчик прожил всего несколько дней...

Объединив свою лирику в три тома, Александр Александрович назвал их «трилогией вочеловечения». Эта живительная эволюция заметно потеснила, но вовсе не упразднила в блоковских стихах соловьевский миф. Иначе не появились бы строки, понятные только в символистской, популярной в начале XX века трактовке:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

А вот почти то же у Андрея Белого:

Россия,
Страна моя -
Ты -  та самая,
Облеченная солнцем Жена,
К которой
Возносятся
Взоры...

Блоку на его последнем творческом взлете, в поэме «Двенадцать» (январь-февраль 1918-го), подсказан Соловьевым едва угадываемый во тьме за вьюгой образ божества с кроваво-красным флагом.

Николай Гумилев в одной из своих лекций сказал, что финал «Двенадцати» кажется ему «искусственно приклеенным». «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? -  ответил создатель поэмы. -  Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: «К сожалению, Христос».

На третьем-четвертом месяце после Октябрьского переворота, когда писалось это произведение, достоверность поэтического свидетельства была для автора бесспорной, ибо творил он «в согласии со стихией».

Намек на «соавторство» Владимира Соловьева обнаруживается в дневниковой записи за 4 марта 1918 года:

«Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Исуса Христа». Но я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак».

Спрашивается, а почему «женственный», и отчего там, посреди земного ада, на голову Спасителя надет не терновый венец, а «белый венчик из роз»? Да все потому же...

Поэма вызвала резкое отторжение у интеллигенции. Остроумием блеснула Зинаида Гиппиус. Узнав, что к Блоку подселили двух красногвардейцев, сказала: «Жалко, что не всех двенадцать».

В споре с ним Андрей Белый сочинял в апреле 1918-го, по сути, свой вариант «Двенадцати» -  поэму «Христос воскрес», где к развернутой картине Распятия и Воскресения «приклеил» клочковатые сцены современных ему убийств: трещат револьверы, лают пулеметы, хлещет кровь, в России заново разыгрывается всемирно-историческая мистерия.

Однако безудержная патетика с проповедью подмяли личную причастность к событиям и живое чувство.

И в том своем сочинении, и в поэзии вообще он сильно уступал Блоку.

Вершиной творчества Андрея Белого остался написанный в 1913 году роман «Петербург» (Владимир Набоков ставил его рядом с «Улиссом» Джойса), в котором, в частности, отразились и увлечение чужой женой, и конфликт с бывшим другом.

В день похорон Блока, 10 августа 1921-го, путь скорбной процессии проходил от дома на Пряжке, где умер Поэт, до Смоленского кладбища, где он был похоронен.

Пройти эти пять километров, конечно же, можно и в одиночестве, в любой день и год, вспоминая при этом строки Анны Ахматовой:

Принесли мы
Смоленской Заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.

После его ухода Андрей Белый прожил еще двенадцать полных лет.

Помимо «Воспоминаний о Блоке» (1922–1923), написал мемуарную трилогию «На рубеже веков», «В начале века» и «Между двух революций» (1930–1934). Снова и снова мыслью возвращался к гениальному ровеснику, спорил с ним и с самим собой.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.