Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева "Овстуг"
Источник: Яндекс картинки
11:51 / 14.07.2021

Кто сложит романс XXI века?
Советская система «разрушена до основания», а ничего взамен на государственном уровне не построено. Но писатели-то остались, люди, имеющие потребность и талант самовыражения словом никуда не делись, и каждый год рождаются новые последователи тех же Тютчева, Тургенева, Некрасова… Неужели в нынешнем веке слушают и исполняют только рэп?..

Молодые таланты в глубинке надо взращивать

Беседуем с генеральным директором Межрегионального Центра провинциальной литературы «Глубинка» Екатериной Левицкой

- Центр «Глубинка», которым вы руководите, проводит семинары для молодых авторов, издаёт их книги... С чего всё начиналось?

«Вначале было Слово…» С этого всё и началось. Точнее – с поиска стихов современных поэтов, на слова которых могли бы написать музыку современные композиторы.

Дело в том, что по образованию я – оперная  певица, училась в России, стажировалась в Италии, мечтала петь на сцене Большого театра, но… родила сына, за ним – второго… О репертуарном театре пришлось, как полагала, на время забыть.

Петь продолжала, но только в концертах, старалась поддерживать форму, участвуя в различных всероссийских и международных конкурсах. Я любила и люблю русские романсы, перепела все, написанные для сопрано.

Подбирая  репертуар для очередного конкурса, поняла, что почти все лучшие произведения этого жанра написаны в прошлом и даже позапрошлом веках. А что же сегодня?

Для русского человека всегда был важен текст песни, смысл, содержание. Неужели в нынешнем веке слушают и исполняют только рэп?..

За ответом на этот вопрос я прямиком пошла в то место, где, как мне представлялось, всё знают обо всех молодых поэтах-песенниках – в Союз российских писателей!

Думала, возьму там длинный список и пойду с ним в Союз композиторов. Но к композиторам я не дошла, так как никакого списка авторов готовых текстов мне не дали.

Зато познакомилась с Первым секретарём правления СРП Светланой Василенко. Она согласилась возглавить предложенный мной проект по поиску молодых талантливых поэтов в российской глубинке.

К тому моменту мне уже было известно, что подобную деятельность поддерживает Фонд президентских грантов, но лишь в том случае, если эту деятельность осуществляет юридическое лицо – некоммерческая организация.

Поэтому я зарегистрировала Межрегиональный Центр провинциальной литературы.

Над названием долго не думала: раз таланты будем искать в глубинке – то и центр назову «Глубинка». На его сайте дала объявление о поиске молодых поэтов-песенников и композиторов, обозначила сроки приёма текстов и клавиров, стала ждать и к дедлайну получила…ноль заявок!

Стало понятно, что молодые таланты в глубинке надо не просто искать, размещая объявления, а выявлять, взращивать.

Так, в прошлом году «Глубинкой» были организованы и проведены два обучающих семинара: на базе музея Ф.И. Тютчева в Овстуге Брянской области и в родовом имении И.С.Тургенева в Спасском-Лутовинове Орловской области.

Под руководством опытных мастеров-наставников были «продвинуты хотя бы на несколько шажков в литературу» 60 отобранных по конкурсу начинающих  авторов из областей Центрального федерального округа РФ.

Отзывы обучающихся были самыми положительными, поэтому в этом году таких семинаров нами запланировано уже четыре.

Один из них уже проведён в Овстуге, где нашим инициативным теперь уже постоянным партнёром стала директор музея Оксана Михайловна Шейкина.   

- Майский семинар «Глубинки» проходил в Овстуге. В ближайшее время предстоят семинары в Ярославской и Орловской областях… Какую роль играет «место действия»?

«Место действия», как вы выразились, на мой взгляд, играет большую роль. Можно, конечно, собрать молодых авторов в Москве или Подмосковье, как делают некоторые писательские организации.

При грамотно выстроенном обучающем процессе польза от этого будет.

Но согласитесь: одно дело анализировать, читать свои стихи в каком-нибудь загородном Доме отдыха, и совсем другое – под дубом, посаженным самим Иваном Тургеневым, или в Мраморном зале музея в Овстуге, на земле, куда ступала нога поэтов – от Якова Полонского до Евгения Евтушенко.

Совершенно другая аура, и ответственность тоже другая. К тому же, многие из наших молодых авторов никогда не бывали в этих «намоленных» местах.

Поэтому, говоря о предстоящем семинаре в Карабихе Ярославской области, мы говорим: «Едем к Некрасову!».                                                         

- Сегодня в нашей стране появляется всё больше литературных курсов, студий и школ. С чем это связано, на ваш взгляд?

В России, мне кажется, начинают возрождаться те культура и интерес к писательскому слову, которые были свойственны нашему народу, когда мы были самой читающей нацией.

Но сегодня понятие «писатель» размылось: не стало Домов творчества, мизерными тиражами выходят толстые журналы, издатели которых не платят гонорары авторам, труд писателя не засчитывается в стаж, необходимый для начисления пенсии и т.п.

Советская система «разрушена до основания», а ничего взамен на государственном уровне не построено. Но писатели-то остались, люди, имеющие потребность и талант самовыражения словом никуда не делись, и каждый год рождаются новые последователи тех же Тютчева, Тургенева, Некрасова…

Но, к сожалению, литераторы разрознены или формально объединены в региональные отделения писательских союзов, возможности которых сегодня – по сравнению с советским временем – просто ничтожны.

Вот и появляются «самостийные очажки», служащие для молодых «глотками воздуха» и источниками какого-никакого мастерства.

- Что вдохновляет вас в вашей работе?


Результат! В прошлом году мы обучили 60 начинающих авторов из глубинки, в этом их будет 120. Но дело даже не в цифрах, хотя это тоже важный показатель.

Признаюсь, некоторые писательские союзы в течение года привлекают к участию в своих семинарах  гораздо большее количество литературно одарённых людей.

Но, во-первых, они – огромные союзы, в состав которых входят тысячи литераторов, а мы – маленькая частная структура.

Во-вторых – и этот момент я считаю принципиальным, – мы осознанно не организуем семинары, совещания, собрания, пусть и молодых, но уже состоявшихся литераторов.

Наша цель – выявление на местах и продвижение начинающих талантливых авторов!

Вдохновляет и то, что за два года я исполнила свою мечту –«составила список» молодых поэтов, композиторов, исполнителей – потенциальных авторов современного романса.

В ближайшее время пригласим их в созданную нами арт-резиденцию, где при содействии народных и заслуженных артистов Большого театра (куда я так не попала) им будет предоставлена возможность круглосуточного творческого общения.

Итогом, надеюсь, станет написание русских романсов ХХI века, с поиска которых всё началось…

Примечание:


Екатерина Владимировна Левицкая – оперная певица. Куратор Всероссийского издательского поэтического проекта «Свой голос». Исполнительный директор Международного литературного Тургеневского конкурса-фестиваля «Бежин  луг».

Родилась в 1980 году в г. Орле. Была солисткой Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения имени Виктора Сергеевича Попова. С отличием окончила отделение эстрадно-джазового фортепиано ДМШ им. Дунаевского.

Обучалась на отделении актёра музыкального театра музыкального училища им. Гнесиных, с отличием окончила Московский государственный институт музыки им. Шнитке, отделение академического пения Московского государственного университета культуры и искусств.

В качестве оперной певицы проходила стажировку в Италии и Франции. Лауреат и дипломант всероссийских и международных вокальных конкурсов.

Являлась музыкальным руководителем Международного кинофестиваля детского кино во Франции (г. Лан), линейным продюсером, музыкальным редактором детского художественного фильма «Полианна».

Беседу вела Юлия Могулевцева



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.