Мария Веденяпина: "У нас огромная посещаемость и объём выдачи книг"
Российская государственная детская библиотека, что на Калужской площади в Москве, - самая большая детская библиотека в мире.
Потому, наверное, не случайно, что в начале сентября впервые в столице России состоится конгресс Международного совета по детской книге (IBBY). Это самое крупное событие в мире детского чтения.
С 2012 года библиотеку, которая входит в структуру Министерства культуры, возглавляет Мария Александровна Веденяпина. Мы поговорили с ней о детской книге, предпочтениях родителей и о том, почему современные дети так любят читать книги собакам и смотреть диафильмы.
- В сентябре этого года в Москве пройдет 37-й Конгресс Международного совета по детской книге (IBBY). В чем функции совета? Какова международная жизнь детской книги? Как Россия в ней участвует?
Международный совет по детской книге - это общественная организация. Сейчас свои секции в совете имеют 80 стран. Главная функция совета репрезентативная. Каждый год он готовит почетный список книг, и это действительно лучшие детские книги мира.
Россию в этом списке представляли книги детских писателей Станислава Востокова, Григория Остера, Андрея Усачева, Нины Дашевской, художников Виктора Чижикова, Николая Устинова, Бориса Диодорова, Ольги Мониной, переводчиков Ольги Дробот, Татьяны Ворокиной и многих других отечественных авторов.
Раз в два года совет присуждает высшую награду в области детской литературы - золотую медаль Андерсена в двух номинациях: автору и художнику. У нас в стране два лауреата: иллюстраторы Татьяна Маврина и Игорь Олейников.
Напрашивается вопрос: почему нет русских авторов? Я думаю, потому что у нас не так много писателей, которых переводят. Кроме того, наш способ говорить о реальности с детьми традиционно довольно сильно отличается от западного.
На Западе детская литература носит более социально-проблемный характер: радужные семьи, трансгендеры, инвалиды, развод родителей. У нас такие темы затрагиваются довольно редко.
- Чего вы ждете от конгресса?
Конгрессы проводятся не для широкой публики. Это абсолютно научное собрание. В нем принимают участие те, кто имеет прямое отношение к детской книге: педагоги, переводчики, критики, художники, писатели, социологи, психологи.
У нас будет восемь секции - переводов, иллюстрации, проектной деятельности и так далее. Кураторы отобрали порядка 200 докладов из 52 стран. Конгресс будет работать с 10 по 12 сентября. Открытие пройдет в Государственном музее А.С. Пушкина.
А вот дальнейшие секционные занятия мы будем проводить здесь, в крупнейшей детской библиотеке мира. Церемония награждения золотой медалью Андерсена пройдет в Российской государственной библиотеке.
К нам приедет более 100 человек из стран Европы, Бразилии, Ирана, Конго. Несколько сотен человек будут участвовать в работе онлайн.
- Чем детская литература отличается от взрослой?
Станиславский говорил, что для детей надо играть лучше, искреннее, талантливее. То же самое и в литературе. Для детей надо писать лучше и талантливее. Нет разницы, ты детский писатель или взрослый. Хороший писатель всегда им останется.
Детская литература, как и взрослая, имеет свои градации. Библиотека должна покрывать весь спектр детского интереса.
Детской литературы сейчас выходит просто море. Тиражи маленькие, но наименований множество. Мы отсматриваем практически весь корпус детских книг, которые издаются в России, и делаем рекомендательный ресурс Библиогид.
В нем содержатся аннотации на лучшие книги, которые выбирают наши библиографы. Каждый месяц у нас выходит каталог «РГДБ рекомендует». Это такой фильтр, который тоже должен помогать родителям.
Несколько месяцев назад мы внедрили новый сервис индивидуальных рекомендаций. Вы можете написать нашим специалистам, и мы подберем книги конкретно для вашего ребенка. Сервис бесплатный и очень востребованный.
Но и детям надо дать возможность выбора. Надо чаще помещать детей в ситуацию, когда их окружают книжные полки в библиотеках, книжных магазинах, дома.
- Сегодня в вашу библиотеку записано 30 тысяч человек. Эта цифра меняется?
Нет, она почти стабильна. Когда я пришла сюда, было 22 тысяч, но за последние годы мы постарались библиотеку изменить - сделали ее более светлой и комфортабельной. Мы ведем более 40 кружков. Даже летом у нас работает лагерь «Арт-каникулы». Вот сейчас мы делаем музей диафильмов.
Как ни странно, современные дети обожают смотреть диафильмы. Сейчас идет сеанс, и там не пробиться. Это фильмоскоп или диапроектор, где не происходит мелькания кадров. Цифра уводит нас от процесса медленного чтения, а он очень важен для формирования глубины восприятия.
- Что за люди к вам приходят?
В любой библиотеке основная прослойка - это постоянные читатели. Сначала родители сюда ходят, потом приводят своих детей. Нашей библиотеке всего 52 года, но мы уже обслуживаем несколько поколений.
Кстати, сейчас к нам стали приходить молодые родители, которые никогда не были нашими читателями. Я их называю детьми потерянного поколения. Они были детьми в 90-е годы. Ими тогда мало кто занимался. Теперь они хотят додать своим детям то, что недополучили сами.
- Как меняются запросы детей?
Они не сильно меняются. Если говорить о количественных показателях, то, как всегда, побеждает классика: Чуковский, Барто, Кассиль и школьная программа. Это вне конкуренции.
Меня удивляет, что мало берут современную литературу. Ее мы стараемся продвигать, но наши родители в выборе книг для детей очень консервативны. Это в какой-то степени и хорошо: они стремятся сохранить общий культурный код со своими детьми.
Но есть масса хороших авторов. Например, писательница Анастасия Орлова. Ее последнюю повесть про Бублика, собаку, которая потерялась, моя внучка требовала перечитать раз десять.
- Как меняется детский автор?
Чтобы автор был интересен, он должен быть современен, должен говорить с детьми без сюсюканья и псевдонаставничества, давая ребенку не только знания, но и формируя человеческое в человеке.
Все наши гуманистические ценности закладываются в детстве. И теперь закладывают то же самое. Чувство любви, дружбы, благодарности, верности.
- У вас более 40 студий...
Даже больше! Просто сейчас пандемия. Мы закрылись первыми среди федеральных библиотек и сразу же перешли в онлайн. Это было нелегко. Я очень благодарна нашим сотрудникам, которые смогли это сделать.
Мы работаем с двумя категориями посетителей: родителями и детьми. И обе эти категории в тот момент попали в сложную ситуацию. Многие родители никогда раньше не проводили 24 часа в сутки с семьей.
Ни родители, ни сами дети не знали, что им делать. Мы пытались им помочь. Начинали в 10 часов утра с занятия под названием «Доброе утро с Кузей».
Кузя - это домовенок, который живет в библиотеке и учит детей всему, что может пригодиться в жизни маленького человека. Ведет эти занятия замечательная Надежда Потмальникова. Каждый день новое занятие. Надя вела их из дома, с балкона, из кухни, с улицы.
Наш Кузя собирал 1300 просмотров каждое утро. Родители могли в 10 утра посадить ребенка за компьютер, и весь день мы его занимали. От Кузи утром до сказки на ночь. Эти сказки мы начитывали всей библиотекой.
Читали авторы, волонтеры, актеры из Мастерской Брусникина. Наши психологи определяли, что какому возрасту читать, и мы читали. Родители бесплатно могли заказать у нас сказку своему ребенку, и мы ее читали по телефону. Мы не только читали.
Студенты факультета графики Политеха вели с детьми мастер-классы. Были лекции, конкурсы. Уже в октябре, когда сняли жесткие ограничения, мы провели онлайн-фестиваль «Читай-фест», где задействовали все регионы. Фестиваль шел три дня и собрал три миллиона просмотров.
- Что делается на федеральном уровне для развития детских библиотек?
Очень много! Есть отличная федеральная программа создания модельных библиотек в регионах. Вкладываются в это и федералы, и регионы. Библиотеки капитально ремонтируют, обновляют мебель, поставляют все техническое оснащение и новый фонд. И библиотека становится центром сообщества.
В 2019 году было создано 134 модельные библиотеки, из них 32 детские. И так каждый год. Мы работаем со специалистами этих библиотек. У нас в РГДБ есть центр переподготовки, который целенаправленно работает в области детского чтения.
Кадровый голод в библиотеках многие годы был просто страшный. Во всех вузах культуры были закрыты кафедры детской литературы. А у нас был открыт учебный центр. За последние годы мы выпустили сотни специалистов.
Я хочу подчеркнуть, что дети - наш основной читатель. 38% читателей - это всегда дети. И эта цифра не меняется.
- Что говорят родители о вашей библиотеке?
Хороший вопрос. Мы давно хотим сделать родительский общественный совет при библиотеке, но как-то пока не сделали. Но у нас есть соцсети. В нашем инстаграме около 18 тысяч подписчиков. Там общаются в основном родители.
Если бы они были недовольны, у нас не было бы столько посетителей. А у нас огромная посещаемость и огромная книговыдача. Нашими электронными ресурсами в год пользуются более двух с половиной миллионов посетителей. Это очень хороший результат.