Сегодняшним детям нужна традиционная книга
В сентябре в России впервые прошел Конгресс Международного совета по детской книге (IBBY). Мы выяснили у организаторов, почему это мероприятие так важно и какие существуют тенденции в детской литературе.
Данный совет - самая авторитетная организация в мире, которая объединяет деятелей литературы, книжной культуры детства и отрочества. «Малую Нобелевскую премию» - Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена - присуждает именно она.
Награда вручается каждые два года на конгрессе IBBY автору и иллюстратору, внесшим значительный вклад в развитие современной детской литературы. В этом году ее получили писательница Жаклин Вудсон из США и художница Альбертина Зулло из Швейцарии.
Наши соотечественники тоже завоевывали эту награду - художница Татьяна Маврина в 1976 году и в 2018 году - иллюстратор Игорь Олейников. Страна же наша стала членом Международного совета еще в 1968 году по инициативе Сергея Михалкова и Агнии Барто.
Но в СССР, а потом и в России ни разу не проводился конгресс. Лишь в 2014 году РФ подала заявку и выиграла право на его проведение в 2020 году.
Но пандемия внесла коррективы, и мероприятия пришлось перенести на год. Так что событие это для нашей страны беспрецедентное. Стоит отметить, что конгресс - не фестиваль детской книги, а научная конференция, ориентированная на взрослых.
Ее организовали Российская государственная детская библиотека и Национальная российская секция IBBY.
О важности события для страны также говорит то, что оргкомитет конгресса возглавила зампред правительства РФ Татьяна Голикова.
Серьезную заинтересованность государства в детской литературе можно понять. Чтение остается ключевой точкой в развитии и воспитании ребенка. Хочется верить, что ребенку пока первым в руки попадает книга, а не гаджет. Именно книги открывают тот огромный мир, в который ребенок постепенно входит.
Возможно, поэтому тема конгресса звучала как «Огромный мир через призму детских книг», а все докладчики так или иначе пытались раскрыть проблему приобщения детей и подростков к чтению.
Директор Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Мария Веденяпина говорит, что роль детской литературы сложно переоценить.
- Конечно, современных ребят, приходящих в библиотеки, невозможно сравнить с детьми, которые записывались к нам 25 лет назад. Они по-другому воспринимают информацию, большую часть в их жизни играют информационные технологии.
Но малышам от нуля до трех плюс по-прежнему нужно человеческое отношение, традиционная книга, совместное чтение с родителями.
По словам Веденяпиной, именно чтение позволяет ребенку постепенно осваивать информацию в отличие от мультфильмов или игр в гаджетах, когда частая смена картинок не позволяет ребенку сосредоточиться.
Если этот навык не развивается, то у ребенка появляются трудности с пониманием текста, умением выразить свои мысли.
- Поэтому чем раньше с ребенком заниматься чтением, чем интереснее это делать, тем больше шансов вырастить читателя. Все эти проблемы - детская литература, чтение, приобщение к чтению - не российские, а мировые. Именно их мы обсуждали на конгрессе.
200 научных докладов лучших специалистов позволили нам это сделать на высоком уровне. Но конгресс - это не только крупное международное событие. На нем был представлен проект «Россия сквозь призму детских книг», созданный в рамках федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура».
Речь идет о просветительской деятельности. РГДБ сделала ряд интервью с современными отечественными детскими писателями и иллюстраторами. На региональных площадках «ловцы детских душ» будут встречаться с читателями, библиотекарями.
Цель проекта - ознакомить и профессиональное сообщество, и посетителей библиотеки с тем, что происходит на рынке российской детской литературы.
Главная же новость этого рынка - детская литература жива и не собирается умирать. Именно она является драйвером роста книжной индустрии. Даже в пандемийном 2020 году, когда тиражи рухнули у всех книг, количество выпускаемых детских изданий снизилось незначительно.
Детские книги покупают. Сейчас они хороши как никогда - текст, иллюстрации, качество бумаги и шрифта.
Самым же покупаемым автором в стране остается Корней Чуковский. Каждый год читатели приобретают более миллиона экземпляров его книг. Советская детская классика востребована и за рубежом.
Замдиректора РГДБ по проектной деятельности и массовым мероприятиям, бывший член жюри Премии им. Х. К. Андерсена (2016-2020 гг.) Денис Безносов говорит, что у каждой страны есть определенная литературная специфика. Есть она и у России.
- Наша классика - Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков - очень хорошо известна за рубежом. Современная же русская литература, предназначенная для ребят, интересна прежде всего сказками, например, Сергея Седова, или оригинальным локализованным материалом.
Потому что опыт русского ребенка в нашей школе, несомненно, читается как что-то свежее. Востребовано на Западе и фольклорное направление в нашей современной литературе. Поэтому одним из ключевых спикеров был филолог и фольклорист Валентин Головин, - рассказывает он.
Но у этой ложки меда есть и большая бочка дегтя. Отечественная современная детская литература плохо представлена на международных книжных рынках.
Вернее, на азиатском рынке она плохо ли, хорошо ли, но представлена, а вот на западных рынках - практически нет. Нашу детскую литературу очень мало переводят на английский язык.
Плохо это и для заработков писателей, и для номинантов той же «Малой Нобелевской премии». Ведь жюри читает только литературу на английском языке. Плохо это и для государства, которое лишается важного средства коммуникации на международной арене.
А вот с иллюстраторами совсем другая история. Они очень хорошо интегрированы в международный рынок - как в азиатский, восточный, так и в западный.
Достаточно вспомнить, что Золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена в 2018 году получил иллюстратор Игорь Олейников. А на Братиславской биеннале - выставке международной иллюстрации - представлено много наших художников, многие из них удостоены наград.
Быть детским писателем непросто по многим причинам. Одна из них в том, что им придется следовать новым трендам, идущим с Запада. Мария Веденяпина говорит, что сейчас Россия вливается в это русло.
- Во-первых, речь идет о совершенно новой тенденции - silence bооks - молчаливых книгах, в которых отсутствует текст, есть только рисунки. Они предназначены для того, чтобы ребенок мог сам придумывать сюжет.
Во-вторых, существует тренд на серийность, когда герой кочует из книжки в книжку. В-третьих, растет интерес к графическим историям - комиксам, графическим романам. Несмотря на то, что русские книги практически не переводят на английский язык, они находят читателя - ребенка до 11 лет.
По рейтингу PISA, одно из исследований которого посвящено чтению дошкольников и младших школьников, Россия занимает сейчас первое место. А вот в следующей возрастной группе - уже 31-е, потому что интерес к чтению у подростков падает. Появляются гаджеты, игры и соцсети.
Лидирующие же позиции в рейтинге - у азиатских государств, где ведется большая работа по приобщению детей к чтению. Денис Безносов считает, что России стоит поучиться у этих стран и создать «большую межведомственную программу поддержки детского чтения».
Глава же Российской государственной детской библиотеки полагает, что несмотря на то, что в отечестве нашем существует ряд премий для детских писателей, еще одна награда - «общенациональная литературная премия за книги для детей» пойдет литературе только на пользу.