Чем запомнился последний день Форума объединенных культур
Валерия Гергиева наградили в императорском зале
Валерий Гергиев получил премию в главном тронном зале Российской империи, продирижировал шестичасовой оперой Вагнера и в который раз отказался комментировать слухи о своем назначении на пост руководителя Большого театра (но заметил, что ничего не скажет «пока»).
Главным героем финального дня Санкт-Петербургского форума объединенных культур ожидаемо стал худрук Мариинки. И хотя деловая программа завершилась еще накануне, художественно-церемониальный «постскриптум» получился по-своему примечательным.
«Ничего не скажу. Пока»
Новость о том, что Гергиев, а вместе с ним худрук балета Михайловского театра Начо Дуато станут первыми лауреатами только что учрежденной Эрмитажной премии, появилась еще до форума.
Интрига, однако, была в другом: во-первых, как будет построена сама церемония, и во-вторых, не скажет ли глава Мариинки что-нибудь о своих московских планах.
Мероприятие было срежиссировано с царским размахом. Местом проведения стал Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца. Именно в нем проходили самые важные церемонии Российской империи.
И это обстоятельство несколько раз подчеркнули в своих речах директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, вице-премьер Татьяна Голикова и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Необычным оказался сигнал к старту церемонии: военный оркестр начал играть после того, как раздался залп из пушки Петропавловской крепости.
Гергиев, принимая награду, пошутил, что никогда еще не участвовал в событиях, начинающихся таким образом. Остальная часть его речи оказалась лишенной неожиданностей - как, впрочем, и самого ожидаемого.
Потому-то после церемонии, будучи окруженным прессой, дирижер сразу услышал выкрик: «Маэстро, вы возглавите Большой театр?» С невозмутимой улыбкой он парировал: «Я возглавляю Мариинский театр. Точка».
Уже уходя из зала, Валерий Абисалович остановился, чтобы разъяснить свое молчание нескольким журналистам, включая нашего обозревателя: «Я ничего не скажу. Пока».
Приёмный сын России
Маэстро хотелось посочувствовать: второй день подряд ему приходится отбиваться от одного и того же вопроса, задаваемого в разных вариациях.
Появившись накануне на пленарном заседании форума, где выступал президент России, Гергиев сначала бросил многозначительное «Поживем - увидим», потом долго объяснял, что не искал возможности работать больше, но «когда сходятся какие-то возможности - там уже не важно: два театра, три города, четыре региона...»
А в конце концов почти разозлился, в очередной раз услышав: «Вы готовы работать вдвое больше?» «Не готов! У нас другая тема сейчас», - отрезал дирижер, занимая свое место в зале и явно не желая оттягивать внимание от будущей речи первого лица государства.
Начо Дуато, заметив, что слышал слухи о назначении Гергиева, назвал его одним из лучших современных дирижеров и признался, что горд получать вместе с ним премию.
Уже на самом вручении испанский хореограф повторил комплименты в адрес российского маэстро, а еще признался в любви к России.
- Я чувствую себя приемным сыном России. Я здесь навсегда. Когда на пленарном заседании я слушал речь президента Путина, то был преисполнен чувств, потому что это речь невероятно выверенная, речь тонко чувствующего ситуацию человека.
И если раньше у меня были какие-то сомнения, оставаться в России или уезжать, после этого мероприятия мои сомнения развеялись, - сказал Начо Дуато, получая статуэтку (уменьшенную копию Колыванской вазы, выполненную из яшмы).
Бесконечная мелодия
Вечером того же дня Валерий Гергиев встал за дирижерский пульт и в который раз подтвердил свою репутацию трудоголика.
В рамках форума в Мариинке-2 была дана постановка «Нюрнбергских мейстерзингеров». Чистый хронометраж самой длинной оперы Рихарда Вагнера - около пяти часов. И это материал, на котором дирижеру никак не расслабиться.
Причем надо следить не только за тем, как оркестр, выигрывая сложнейшую полифоническую ткань (привет композитора старым мастерам), координируется с певцами, но и за тем, чтобы в массивном красочном звучании не потонул юмор, столь нетипичный для Вагнера и потому особенно ценный.
Поначалу маэстро явно осторожничал и на протяжении всей увертюры придерживался усредненной динамики, из-за чего этот торжественный номер прозвучал без привычного блеска.
Вдобавок, когда сразу после увертюры должен был на фортиссимо заиграть орган в начале хорала, первый аккорд куда-то пропал - то ли органист зазевался, то ли оркестр его перекрыл, а то ли дирижер недостаточно четко показал вступление (находился мыслями в Москве вместо Нюрнберга?).
Но чем дальше, тем коллектив с маэстро всё больше отдавались магии Вагнера - и вот уже музыка начинала искриться иронией, увлекать упоительной «бесконечной мелодией» и покорять величественными кульминациями.
Заслуживают теплых слов и певцы, прежде всего, обладатели образцовых вагнеровских голосов тенор Михаил Векуа (Вальтер фон Штольцинг) и бас Евгений Никитин (Ганс Сакс).
Тогда как постановка выглядела крайне консервативно: самое смелое режиссерское решение Константина Балакина - водрузить в церкви, где начинается действие, засохший ствол белого дерева, напоминающий аналогичный образ из «Властелина колец».
В остальном задача явно была попросту не мешать артистам петь и не отвлекать внимание от музыки. Поэтому - минимум экспериментов, исторические костюмы и самые традиционные декорации.
На фоне провокационного московского «Летучего голландца» Константина Богомолова такой спектакль - почти революция. Ну или контрреволюция, это как посмотреть.
Привезет ли тот же стиль маэстро Гергиев в столицу, окажись слухи верными? Хороший вопрос.
Но если он научит труппу Большого так же работать с Вагнером и расширит репертуар главного театра страны за счет вагнеровских опер, это уже будет благо. В конце концов, в случае с «Мейстерзингерами» важен сам факт: мы такое можем!
Да ещё сами, без приглашенных певцов, без коопераций с немцами.
Никто не сомневался том, что Валерию Абисаловичу масштабные задачи по плечу и он способен работать в два раза больше (то есть стоять пять часов за дирижерским пультом вместо стандартных двух-трех; а вы о чем подумали?).
Но для труппы это все-таки вызов. И она с ним справилась.
Форум тысячи
Стоит признать: более весомое художественное завершение форума сложно было придумать. Вдобавок опера-то максимально позитивная и воспевающая всепобеждающую силу искусства.
Чем не воплощение идеи прошедшего трехдневного мероприятия, где неоднократно заявлялось, что культура должна развиваться несмотря ни на что?
И сам форум точно подтвердил: даже в период изоляции российская культура успешно продолжает свой путь и остается важной частью международного художественного процесса.
В Петербург приехали тысячи участников из 76 стран, в том числе 34 зарубежных министра, а итогом работы стало подписание совместной декларации, которая среди прочего гласит:
«Мы выражаем готовность участвовать в формировании общей международной инфраструктуры, необходимой для поддержки национальных отраслей культуры и искусства стран - участниц форума, а также обеспечения их многопланового культурного сотрудничества».
Остается надеяться, что на 10-й Форум объединенных культур прибудет еще больше зарубежных делегаций, в том числе с Запада, и убедительная победа искусства и здравого смысла состоится не только в опере Вагнера на сцене Мариинки.
Сергей Уваров