Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Екатерина Крысанова - прима-балерина Большого театра
Источник: Яндекс картинки
08:45 / 03.04.2023

"Балерина учится до пенсии"
"Балерина не может существовать без педагога, она учится до пенсии. С педагогом должно быть интересно, комфортно, но без панибратства, указания учителя - приоритетны. Артист балета всю жизнь ученик, как только ты теряешь умение учиться, воспринимать критику, сознавать свои недостатки и понимать ошибки, на которые укажет учитель, профессиональный рост останавливается.  " -  Екатерина Крысанова

Екатерина Крысанова - прима-балерина Большого театра - рассказала нам о своем детстве и о том, что такое «балеринский характер», как приходят к танцовщикам роли и почему их иногда выпрашивают у хореографов, какой диеты она придерживается и отчего не стремится к медийности.

- Говорят, артисты балета лишены беззаботного детства - слишком рано начинают осваивать профессию...

Мое детство было полноценным, без каких-либо ограничений. Мне не говорили: «надо беречь ноги», не запрещали кататься на лыжах, коньках, санках, гонять на велосипеде.

Мы с друзьями проводили много времени на улице, особенно во время каникул, собирались, находили себе шумные развлечения, подвижные игры, о мышцах и травмах даже не задумывались.

Если спросите, готова ли я еще раз прожить свое детство и юность точно так же, - не задумываясь, отвечу: «С удовольствием!»

- По окончании балетной школы вы пополнили ряды кордебалета Большого театра, но к концу первого сезона балетоманы знали ваше имя, потому что вы танцевали невероятное количество вариаций. Кордебалет - потерянное время?

Раньше считала, что да, но сейчас, наблюдая за начинающими, думаю иначе.

 

Понимаю, это необходимо, и не только потому, что наберешься опыта, окрепнешь, повзрослеешь, а потому, что это путь постепенного вхождения в коллектив, в труппу, к тому же появляется правильное представление о театральной иерархии. Это как вырасти в большой семье.

- Хореограф Жан-Кристоф Майо говорил, что приме необходимо иметь «балеринский характер», и в качестве примера называл пять имен, в том числе и ваше. Какой он, «балеринский характер»?

На первом месте - дисциплина. Бывают моменты, когда ты устал, нет настроения, вчера с огромным успехом прошел спектакль, тебе сказали много приятного, подарили море цветов и аплодисментов, и сегодня нет сил подняться с дивана...

Но профессия такова, что ты должен с утра встать к станку. И не просто отбыть это время, что почти бессмысленно, надо преодолеть лень и неохоту, заставить себя провести урок и репетицию с полной отдачей - все зависит только от тебя.

Второе: преодоление боли. Может случиться травма, и сильная, хочется сдаться, расслабиться и посвятить время восстановлению.

Но специфика профессии не позволяет спокойно лежать, поскольку потом ты будешь не просто ходить, а на этих ногах, стопах, коленях, на спине работать, поэтому восстановительный процесс - другой.

Переступаешь через боль и потихонечку начинаешь заниматься, проявив силу духа и характер.

Третье: умение владеть собой. В театре складываются непредвиденные обстоятельства: что-то тебе не так скажут, какая-то ситуация расстроит, и надо с этим совладать, не обратить внимания, подавить гнев, не сдаться.

Цель артиста - служение, он всегда сосредоточен на своем деле, впереди - спектакль, и это главное. Вот что значит быть балериной.

- Насколько педагог важен в балете, может ли артист состояться без педагога?

Точно - нет, артист балета всю жизнь ученик, как только ты теряешь умение учиться, воспринимать критику, сознавать свои недостатки и понимать ошибки, на которые укажет учитель, профессиональный рост останавливается.

Путь один - постоянное совершенство, преодоление новых ступеней, выход на более сложные уровни.

Балерина не может существовать без педагога, она учится до пенсии. С педагогом должно быть интересно, комфортно, но без панибратства, указания учителя - приоритетны.

Получается, как и в жизни пары: единство увлечений и неоспоримость мнения твоей половины упрочивают взаимоотношения, когда с полувзгляда и с полуслова понимаешь друг друга.

- Почему сейчас в балете такая чехарда со сменами педагогов? Балерина сама решает: пойду-ка я от этого к другому?

Как роли приходят разными путями, так и смена педагогов происходит по-разному.

Иногда балерина сама решает поменять учителя в поисках чего-то нового или из-за карьерных амбиций, а может быть, по-другому: не сошлись характерами.

Бывает, и педагог отказывается от ученицы, не сумев совладать с ее нравом, но это, пожалуй, нечастый случай - как правило, педагоги терпеливы. Третий вариант - решение руководителя.

- Вы пришли в класс к знаменитой Светлане Адырхаевой - прекрасной балерине золотого века Большого театра, когда вы танцевали только вариации. Сейчас, уже в статусе примы, продолжаете работать с ней. Постоянный педагог - большая редкость?

Как в жизни, постоянство и преданность - особые качества. Я всю жизнь со Светланой Дзантемировной не потому, что хочу войти в историю как балерина одного педагога. И никому ничего не доказываю.

Я действительно на протяжении всего творческого пути к ней в зал влетаю на крыльях, у нас давно сложился эмоциональный тандем. Мне с ней комфортно, ее оценка для меня - самая главная, первостепенная.

Мы проводим вместе огромное количество времени - это сравнимо со счастливой семейной жизнью, когда период «романтИк», который всегда заканчивается, перетекает в долгую жизнь с бытовыми отношениями, уважением друг к другу и необходимостью быть вместе.

- Эти внутренние отношения зрителей интересуют - заглянуть в закулисье так любопытно...

Не люблю, когда из наших залов ведут репортажи, делают передачи, рассказывают, как проходят репетиции, это тот процесс, что должен быть скрыт от зрителя.

Ему не стоит заходить на нашу «кухню», наблюдать, как «варится» спектакль, он должен видеть только результат.

- Вы давно занимаете высшую ступень в балетной табели о рангах. Сложно быть примой?

Очень сложно - с каждым последующим спектаклем ответственность увеличивается, твое имя на афише что-то да значит, ожидания и уровень доверия поклонников возрастают, и это оказывает давление - у тебя нет права на ошибку.

Артисту, рядом с фамилией которого напечатано «первое выступление», многое простят - «ему надо дать время вырасти», авансы обеспечены. А у примы-балерины совершенно иной статус, и он обязывает, что непросто.

Правильно говорится: забраться на вершину тяжело, а удержаться на ней еще тяжелее. Тут и приходит на помощь «балеринский характер». Достигнутое на спектакле, к сожалению, «в кармане не задерживается».

Вернешься к нему, к этому спектаклю, скажем, через месяц, а это небольшой срок, и начинаешь все делать заново.

- Как приходят роли?

По-разному... Какие-то по инициативе руководителя - на каждый последующий месяц вывешивается афиша, и ты можешь неожиданно увидеть свою фамилию с пометкой «первое выступление».

Как правило, о ролях ведущего плана предупреждают заранее: руководитель вызывает и ставит в известность, что скоро будет такой-то дебют.

Бывали роли, о которых я мечтала, или те, которые советует освоить Светлана Дзантемировна, и мы пробуем их, учим, репетируем, а потом обсуждаем саму возможность выхода на сцену с руководителем обсуждаем в первую очередь.

Если хореографы выбирают тебя на какую-то партию в новом балете - это счастье, а случалось и выпрашивать у них роли.

- У вас огромный репертуар - зачем выпрашивать роль в новом спектакле, который может и не получиться?

Работа непосредственно с автором - ощущения ни с чем не сравнимые. Приходишь на первую репетицию похожим на чистый лист, не знаешь хореографа, он не знает тебя, и... начинается совместное творчество, всегда очень тяжелое, но интересное и увлекательное.

Конечно, никто не гадает, получится или нет, но это такая самоотдача, такой потом выплеск, открытие, что ли, которые артисту необходимы как воздух.

Люблю работать с автором еще и потому, что никто не откроет больше секретов и нюансов, чем он - художник, который видит тебя со стороны.

Сколько бывало споров - я считала, что знаю, как должна выглядеть моя Джульетта, а хореограф говорил: «Нет, Катя, в этой сцене она должна быть иной». Я подчинялась, а потом понимала, насколько хореограф прав.

- У каждого балета своя судьба - «Ундину» Славы Самодурова недооценили зрители, и она быстро сошла с афиши. Мне-то казалось, что спектакль будет расти, развиваться... Как относились к своей странной героине?

 Нет таких ролей, какие я бы делала не через себя, и все они - мои дети, всех люблю.

Новая роль на стадии репетиций всегда становится самой любимой и самой желанной; работала я над «Ундиной» с удовольствием, но почему-то постановка достаточно тяжело воспринималась зрителем, оказалась недопонятой. Может быть, балет появился не в свое время? Не знаю...

- Какие эмоции должны «дремать» в образе, чтобы вы загорелись?

Тут две крайности. Заинтересует что-то глубокое, страстное, лирическое, где надо пострадать, может и пережить смерть героини, ее безответную любовь или предательство - одно. Либо должен быть драйв безумный, когда тебя уносит энергия и скорость, - второе.

- Как в «Танцемании»?

Да, как пример - правильно: когда нарастает темп, захватывают азарт и темперамент, нагнетается взрывная сила - это ни с чем не сравнимо...

- Кто из героинь вам ближе по характеру?

В жизни я немножко сумасшедшая: могу отчаянно смеяться и почти сразу, увидев фрагмент какого-нибудь фильма или услышав какую-то трогательную историю, зарыдать.

Наверное, потому мне близки и бурная энергия Китри, и пастельный характер Жизели, хотя партии совершенно разные, несопоставимые, но обе мне очень понятны.

Нравится разное: раствориться в адажио или станцевать в таком темпе, чтобы удивились не только зрители, но и я сама, пусть и буду потом как выжатый лимон.

- С вами с удовольствием работали многие современные хореографы - они сами говорили об этом. Чувствовали себя любимицей?

 Наверное, да, потому что применяли ко мне два действенных подхода - кнут и пряник, их используют при работе с теми, от кого ждут результата, кто умеет расти, что называется, на глазах.

Алексей Ратманский когда-то дал мне, молодой девочке, первую ведущую роль - Аврору в «Спящей красавице» и вроде как не прогадал, остался доволен.

Когда я впервые пришла на репетицию Соль Леон и Пола Лайтфута, то почувствовала себя бревном, понимала, что не могу повторить их феноменальную пластику.

Дальше бревно потихонечку обтачивалось, и за это время я так расстраивалась, столько плакала и злилась на себя! Но продолжала работать, делать шажок за шажком и к премьере испытала невероятное удовлетворение от того, что сумела одержать маленькую победу над собой.

И отношения с хореографами сложились замечательные, что очень приятно.

- А как проводите абсолютно свободное время, например, два выходных?

Два свободных дня выпадают редко, а один бывает. И столько надо в него уместить - хочется выспаться, отдохнуть, полежать с книжкой, но нужно и по быту многое успеть.

Выходной у нас - понедельник, и если во вторник у меня спектакль, то накануне работаю, отдых - отменяется. Два или три свободных дня - нереальная удача и, если она случается, планирую выезд за город - для полноценной перезагрузки.

Я тоскую, что редко удается бывать на природе. Выбираю какое-то тихое место - релакс, СПА, чтение, вкусная еда, прогулки...

- Кстати, о вкусной еде. Диеты придерживаетесь?


Когда большая физическая нагрузка и много спектаклей, то о еде не думаешь... Часто просто забываю поесть, что плохо, конечно.

Если спектакли выпадают пореже или вдруг оказываешься с травмой на больничном, то контролируешь себя, и не потому, что чего-то нельзя, а потому что наберешь один-два килограмма и станет тяжело, я это очень ощущаю.

- То есть никакого ЗОЖа из листиков салата и лепестков роз вы не придерживаетесь?

Нет, конечно.

- А какую книжку предпочтете, если выдается время?

Мое умение читать несколько книг сразу поражает даже меня саму. Мемуары, жизнеописания или биографии, легкое чтиво, классика.

Иногда перечитываю Булгакова и ищу что-то для себя (Екатерина исполняет роль Маргариты в балете «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга. - Прим. ред.), вдруг захочется почитать литературу про «Жизель».

Прислушиваюсь к себе. После тяжелых репетиций хочется, чтобы тебя утянул легкий детектив, романтическая история или хорошо знакомая классика...

А серьезную книгу надо читать со светлой головой и в музей идти отдохнувшим - тогда восприятие будет свежим.

- Сейчас нередко артисты балета стремятся к медийности - пробуют себя в роли ведущих концертов или арбитров, участвуют в шоу. Вас такие эксперименты увлекают?

Через это я прошла. В роли ведущей выступала - представляла участников церемонии «Душа танца», с фигуристом в шоу «Болеро» танцевала, в жюри тоже поработала - на конкурсе «Данс Москоу».

Все было очень интересно, приобретаешь колоссальный опыт. Там, конечно, совсем иная внутренняя «кухня», но все было связано с танцем, как-то пересекалось с делом, которому служу, и мне было не сложно, потеряться-растеряться не боялась, понимала, что смогу вырулить.

К проектам других направлений нужно готовиться, уделить им время. Убеждена, что совмещать профессию балерины с иными увлечениями - сложно, даже невозможно. Балет требует полного погружения, если ты ему не отдаешься на сто процентов, он перестает отвечать тебе взаимностью.

- Ваш темперамент и пластический опыт не вызывают желания поставить какой-нибудь номер или попробовать себя в педагогике?

Тяги к постановкам пока точно нет, понимаю, что я не автор, не балетмейстер, тут нужен дар особый. А опыт педагога, пусть небольшой, у меня есть.

Когда свирепствовала пандемия и во время карантина Светлана Дзантемировна не могла приходить в театр, то я заменяла ее, вела уроки в классе, который называют «класс Адырхаевой», совмещала их со всеми своими «Лебедиными», «Спящими», «Легендами о любви».

Если Светлана Дзантемировна не может присутствовать на репетиции, что случается крайне редко, то помогаю своим коллегам вместо нее.

Помню, когда была серия представлений «Коппелии», вводилась молодая девочка, и мой педагог попросила: «Катя, ты отлично знаешь этот спектакль, работала с Сергеем Вихаревым (С.Г. Вихарев - хореограф. - Прим. ред.), помоги». Конечно, я согласилась, хотя сама в этой серии танцевала.

Приобрела замечательный опыт: когда говоришь, как надо, чего требовал хореограф, то невольно вновь проверяешь все на себе и выполняешь то, чего добиваешься от ученицы. Оказалось очень полезно.

Екатерина Крысанова - прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Северная Осетия-Алания.

Побеждала на Международных конкурсах артистов балета и становилась лауреатом известных фестивалей: «Золотая маска», «Бенуа де ла данс», «Мясин»/Позитано, Dance Open. Исполняет партии классического репертуара и участвует в постановках современных хореографов.


Беседу вела Елена Федоренко



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.