Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Ансамбль Российской армии им Александрова
Источник: Яндекс картинки
09:11 / 13.03.2023

Священные песни
В 1943 году, после победы в Сталинградской битве, композитор получил звание генерал-майора. Его мелодии действительно звали, вдохновляли людей на подвиги, сам же он с гордостью носил погоны громившей смертельного врага армии-освободительницы. Друзья-музыканты с удивлением замечали, что у него, уже немолодого, никогда не служившего в войсках человека, появилась строевая выправка.

140 лет назад родился Александр Васильевич Александров

Большой поклонник и знаток военной музыки Уинстон Черчилль, услышав ансамбль Александрова на Ялтинской конференции, восхитился песенным искусством русских и назвал этот коллектив «поющим оружием». Для личной фонотеки британский премьер собрал десятки записей александровцев.

ХРИСТИАНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Будущий регент, а впоследствии выдающийся композитор, создатель Краснознаменного ансамбля появился на свет в селе Плахино, что в 40 верстах от Рязани, в потомственной крестьянской семье Коптеловых.

Его отец служил в армии и вышел в отставку унтер-офицером, а первой музыкальной школой одаренного мальчика стала сельская Иоанно-Богословская церковь, в которой его крестили.

Петь в храме Саша начал с четырех лет и уже в столь раннем возрасте удивлял знатоков церковного пения осмысленной музыкальностью. Когда ему исполнилось шесть, односельчанин, певчий столичной капеллы Петр Заливухин уговорил родителей отпустить сына в Петербург.

Со временем юный Коптелов стал солистом большой вокальной группы Казанского собора, одного из лучших храмовых хоров России. Александр отличался не только чистым голосом, но и уникальным слухом, который сразу же высоко оценили профессионалы.

Руководитель хора Василий Фатеев уговорил настоятеля протоиерея Александра Лебедева отдать талантливого парнишку в светскую (лучшую в России) Певческую придворную капеллу.

Там он изучал основы музыкальной грамоты и, конечно, постоянно пел, в том числе на главных церемониях империи.

Затем пришло время учебы в Петербургской консерватории, где будущий маэстро постигал основы композиторской науки под началом Николая Римского-Корсакова, Александра Глазунова и других именитых наставников.

Студент Коптелов в ту пору счел собственную фамилию неблагозвучной и навсегда стал Александровым.

Посвящать все свое время учебным занятиям он не мог: не хватало денег на хлеб насущный. В 19 лет Александр стал регентом в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бологом (по удивительному совпадению на Александровской улице).

Церковную службу с обучением в консерватории молодой человек совмещал до тех пор, покуда студенческий Петербург не забурлил. В 1905-м многие преподаватели и ученики оказались во власти политической стихии, и Александров прервал учебу.

Его талант по-настоящему раскрылся в Твери, возглавив хор Спасо-Преображенского кафедрального собора, он первым делом запретил певчим выступать на свадьбах и поминках, искореняя тем самым пьянство.

В окрестных деревнях находил талантливых детей, обучал их и создавал детские вокальные группы по всей Тверской губернии.

Наставником (и даже соавтором) Александрова стал тогда будущий священномученик, глубоко понимавший музыку и поэзию архиепископ Серафим (Чичагов), общение с которым стало для молодого композитора не менее важным, чем все иные штудии.

В те годы он, регент известного всей стране провинциального хора, получил два консерваторских диплома. Своих отменных вокальных данных за годы взросления не утратил, в период учебы его даже приглашали в Большой театр, прочили ему будущее солиста.

Как пережил события 1917-го - великая загадка. С одной стороны, вроде бы принял советскую власть, в годы Гражданской оставался на территории, которую контролировали большевики, и об эмиграции не помышлял вовсе.

С другой - ему, несмотря на раздутый «мировой пожар», удавалось оставаться вне партий и политических лагерей.

В год революций композитор работал над Концертом для хора в четырех частях, а в 1918-м патриарх Тихон благословил его на служение регентом в храме Христа Спасителя.

Вскоре была создана пасхальная поэма Александрова (для хора, оркестра, органа и солистов), получившая название «Христос Воскресе!». И все это происходило тогда, когда советское государство начало непримиримую борьбу с церковью...

Автор духовного произведения не «бунтовал», не бросал вызов властям, просто честно продолжал свое служение. В те же годы начал преподавать в консерватории и педагогическом училище Москвы, обучая молодых людей сольфеджио, образуя новые хоры.

АНСАМБЛЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

В 1928 году нарком обороны Клим Ворошилов задумал создать армейский песенный ансамбль. Ныне «первого красного офицера» представляют иногда невежественным солдафоном, а между тем этот «луганский слесарь» являлся тонким знатоком симфонической музыки, оперы, балета и живописи и для советской культуры сделал немало.

Климент Ефремович полагал, что в распоряжении военных должно быть все самое лучшее - не только вооружение, но и песни, картины, плакаты, оригинальные в плане архитектуры училища и дома отдыха. Именно армия во многом стала тем оазисом, где можно было сохранить и обогатить культурную традицию.

Ворошилов не раз слушал выступления Государственной хоровой капеллы под руководством Александрова и понял, что лучшего хормейстера ему не найти.

К тому же Александр Васильевич на тот момент создал в столичной консерватории военно-капельмейстерский класс и «поставлял» в армейские оркестры отличных дирижеров.

Великое сотрудничество началось с того, что восемь певцов, два танцора, баянист и чтец подготовили песенно-танцевальное представление «22-я Краснодарская» - программу, вызвавшую восторг всех, кто ее видел и слышал.

Ворошилов тут же предложил маэстро продолжить столь успешно начатое дело. Так 45-летний Александров вступил на главное поприще своей жизни.

Песенный военный коллектив под его управлением - это прежде всего мощный (и в то же время утонченный) вокал, гармоничное слияние воедино самых разных тембров, мужественный лиризм, высокохудожественная патетика.

Лучший в мире армейский хор Сталин впервые услышал в 1933 году и сразу же стал его поклонником. Отметил большевистский вождь и композиторский талант руководителя.

Генсеку пришлись по душе как бодрый «Гимн пятилетки», так и проникновенные аранжировки русских народных песен, звучавшие в доме генерального секретаря с пластинок почти ежедневно.

С той поры ни один правительственный концерт не обходился без выступления александровцев. Свои главные, как сказали бы сейчас, хиты они исполняли с красивой торжественностью, драматизмом, иногда - величественным трагизмом.

Столь же талантливо интерпретировали фольклорные произведения (например, «Сулико»). Ставший корифеем советской культуры композитор-хормейстер одним из первых в музыкальном мире получил звание народного артиста СССР.

В сочинениях Александрова нетрудно расслышать своеобразную перекличку с традиционными русскими маршами, гимнами, солдатскими куплетами, а кроме того - с церковными православными песнопениями.

В сентябре 1937 года Краснознаменный хор получил мировую известность, завоевав Гран-при на Международной выставке техники и искусства в Париже. Французы до сих пор вспоминают те 15 аншлаговых, ставших легендарными концертов.

Голоса александровцев воссоздавали ни много ни мало музыкально-поэтическую панораму родной истории (по преимуществу военной), раскрывали душу народа.

Прекрасным аранжировщиком старых песен Александров показал себя еще в 1920-е годы, а в Краснознаменном ансамбле его композиторский талант проявился в самой полной мере. Всенародный успех пришел в то время и к сыну мэтра Борису Александровичу.

Тот, получивший первое музыкальное образование в детской капелле храма Христа Спасителя, работал в отцовском хоре дирижером, сочинял музыку для армейских сценических коллективов.

В 1937 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его «героической музыкальной комедии» «Свадьба в Малиновке».

Эта постановка и сегодня не сходит с афиш, а когда-то снятый по ее мотивам фильм давным-давно стал всенародно любимым. Отец аплодировал успехам сына, что называется, от души.

НЕСОКРУШИМАЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ

На третий день Великой Отечественной, 24 июня 1941 года, в газетах «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу несколько композиторов взялись написать музыку на эти стихи, и бесспорно лучшим оказался вариант Александрова.

Печатать слова и ноты времени не было. Александр Васильевич начертал их мелом на доске, после чего певцы с музыкантами переписали нотные и буквенные знаки в личные тетради. На репетиции им отвели одни сутки.

26 июня на Белорусском вокзале, на дощатом, наспех сколоченном помосте, в переполненном зале ожидания хор впервые исполнил перед потрясенными, отбывавшими на фронт бойцами великую песню.

В тот день александровцы спели «Священную войну» пять раз. Премьера показала, с какой силой действует на сердца и души наших людей это необыкновенное произведение, хотя в первые месяцы Великой Отечественной исполняли его нечасто: слишком грозно и трагично звучала музыка.

И тем не менее с 15 октября 1941-го песню транслировали по всесоюзному радио ежеутренне, после боя кремлевских курантов.

Композитор совершил, казалось бы, невозможное: создал музыку, соответствующую беспримерному подвигу нашего народа в той войне. При первых же аккордах у русского патриота гордо расправлялись плечи, а праведный гнев удесятерял силы. Жуков недаром называл эту песню бессмертной.

Александр Александров говорил: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

В 1943 году, после победы в Сталинградской битве, композитор получил звание генерал-майора. Его мелодии действительно звали, вдохновляли людей на подвиги, сам же он с гордостью носил погоны громившей смертельного врага армии-освободительницы.

Друзья-музыканты с удивлением замечали, что у него, уже немолодого, никогда не служившего в войсках человека, появилась строевая выправка.

В годы войны Краснознаменный ансамбль, разделившись на несколько коллективов, дал около полутора тысяч концертов перед бойцами (742 выступления - на передовой). Каждому артисту полагалось личное оружие.

При необходимости певцы и оркестранты были готовы вступить в бой, однако армия берегла тех, от кого зависел порой боевой дух воинов. В дни сражений александровцы выучили 200 новых произведений, а «Священную войну» исполняли на каждом концерте.

Их песни вызывали в боевых частях душевный подъем, фронтовики знали: если композиторы и поэты по-прежнему создают шедевры, которые берут за душу, - значит, Россия жива, значит, победа будет за нами.

Героическая и проникновенно-лирическая музыка помогала смягчить боль утрат, возвращала веру в собственные силы. После тех концертов артиллеристы на линии фронта нередко издавали клич: «В честь Краснознаменного ансамбля - огонь!»

Пожалуй, вторым по известности музыкальным сочинением Александрова стало созданное к 25-летию советских вооруженных сил посвящение: «Несокрушимая и легендарная, / В боях познавшая радость побед - / Тебе, любимая, родная армия, / Шлет наша Родина песню-привет!»

С этой родившейся в дни Сталинградской битвы мелодией на стихи Осипа Колычева наши войска прошли до Берлина. В ее аккордах - богатырская мощь, неиссякаемая сила народа.

Вне иерархий и ранжиров - государственный гимн со словами Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Величественная композиция, впервые прозвучавшая в самом начале 1944 года, отныне была слышна всем жителям планеты.

9 мая 1945 года ансамбль дал сразу три концерта. Сначала - на Манежной и площади Маяковского, перед десятками тысяч москвичей, с которыми музыканты разделили радость Победы. Потом прозвучало на всю страну большое выступление из радиостудии.

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ

Хор дважды Краснознаменного академического ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова стал, по сути, голосом великой державы, голосом русской, советской истории.

Едва ли кто-то мог соперничать с ним в мастерстве, слаженности, в умении петь с истинно русским размахом, тончайшим пониманием глубинной сути каждой песни.

Благодаря исключительному педагогическому дару многоопытного руководителя раскрылась целая плеяда талантливых солистов, хотя в ключевых, апофеозных куплетах и фразах включался обычно весь хор - так, что у слушателей возникало ощущение надвигающейся бури, им слышался шум великой битвы...

Неудивительно, что александровцам неизменно сопутствовал триумф в любом городе мира, в самых престижных концертных залах.

Нечеловеческое напряжение сил в военные годы отняло у прославленного музыканта здоровье, сердце стало сдавать. После инфаркта маэстро получил письмо от маршала Ворошилова: «Александр Васильевич, берегите себя. Генералов в Красной Армии много, а Александров у нас один».

Он ушел из жизни в 63 года, во время гастролей ансамбля по Германии. Секреты мастерства по мере возможности передал сыну (Борис Александрович чрезвычайно успешно возглавлял ансамбль четыре десятилетия), а тот - своим ученикам.

И хотя сравниться в классе с «отцом-основателем» едва ли возможно, достойные продолжатели его дела в России были, есть и будут. По примеру Краснознаменного ансамбля у нас и за рубежом появилось множество военных, флотских, полицейских хоров, но тайну александровской гармонии вряд ли они раскрыли.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.