Артист и Гражданин
К 75-летию солиста Большого театра, народного артиста России Владимира Маторина
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Перечитывая стихотворение-пророчество Фёдора Тютчева, снова и снова мысленно переношусь в Большой театр девяностых-начало нулевых, то есть в пору до его скандально-провальной реконструкции… Тогда, на обломках Империи, как-то уж слишком стремительно он ветшал.
Грандиозный дворец-корабль с каютой в пять ярусов, утопающей в пурпурных отблесках шелка Византии на золоте арабесков тихо погружался в летаргический сон, и… - был прекрасен в ореоле славы своей.
Блуждая по лабиринтам коридоров театра можно было вдруг оказаться в его чреве - трюме под сценой, начиненном чудо-машинерией, зайти в служебное кафе, подняться на этажи с артистическими гримерными… И была в театре еще одна заветная дверь. Дверь в служебный лифт.
В его пространстве, в углу, стояла банкетка, обтянутая бархатом, наверное, еще елизаветинских времен, и седовласый благородный старец - старослужащий театра - в серебристой, видавшей виды, ливрее с шерстяными аксельбантами учтиво узнавал необходимый этаж, доставлял строго по адресу.
Голова шла кругом! Казалось, еще жива связь с театром Альтани, и эхо величайших голосов - Обуховой и Лемешева, Неждановой и Михайлова ощущалось как реальность, угадывались звуки романса «Мы вышли в сад», арии «Куда, куда вы удалились»… Да, театр еще был театром русского репертуара.
Шедевры русской оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина шли в образцовых, эталонных постановках. Новое дыхание, свежесть спектаклей - в новом имени.
Владимир Маторин!
Выпускник Гнесинского института Владимир Маторин в 1974 году был принят в труппу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где прошел школу со старинными мастерами театра.
«Одну из первых партий в театре, партию Гремина (опера «Евгений Онегин» Чайковского, - М.А.) я готовил с Майей Леопольдовной Мельцер, - цитирую Владимира Маторина. - Я подумал тогда: она надо мной издевается. Майя Леопольдовна долго объясняла мне, что Гремин весь соткан из благородства.
Мы репетировали благородство: генеральский с эполетами костюм надо держать с достоинством. Мы репетировали достоинство. В спектакле так было поставлено: сначала Гремин выходит на сцену, здоровается с послом и уходит.
Следующий выход уже из другой кулисы: Гремин выходит и идёт за Татьяной. Переход от одной кулисы к другой занимает несколько минут.
И Майя Леопольдовна говорила мне: пока ты не появишься из второй кулисы, весь хор говорить будет: ну где этот? как его фамилия? молодой артист… ни хрена не знает своей роли!
Тогда Вы им ответьте: «Я-то свою роль знаю! Я-то её досконально знаю, я ее прошел с самой Майей Леопольдовной Мельцер, любимой певицей Станиславского! А Вам по театральным правилам положено молчать!»…
В 1994-м главный дирижер Большого театра, легендарный Евгений Светланов, пригласил Владимира Маторина к участию в премьере спектакля «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», партия князя Юрия.
С 1991-го Владимир Маторин - солист Большого театра. Дебютировав в партии Ивана Сусанина («Когда в «Сусанине» начинают лупить колокола, - из воспоминаний, - и мы выходим на поклон, то у меня как у клоуна - вот такие огромные слезы катятся из глаз.
Зря, - думаю, - что и меня-Сусанина убили, зря, что я в этой опере принимаю участие, зря, что вообще в Большой театр попал») Владимир Маторин занял своё отдельное место в пантеоне блистательных басов. И публика шла на него, чтобы…
Было что-то захватывающее в минуты перед началом «Бориса Годунова». Хрустальный свет люстры в хороводе муз угасал, и… ропот поднимался от партера к ложам бельэтажа: «Маторин поёт… сегодня Маторин»!
«На кого ты нас покидаешь?» - страстно, с мольбой прозвучал хор в прологе оперы. И дыхание музыки, проникнутой интонациями русской народной речи, дыхание русской истории сошло со сцены.
«Венчание на царство» - следующая картина.
Занавес открывается, и - взрыв аплодисментов. Броская роскошь сценографии (художник Федор Фёдоровский): залитая солнцем Соборная площадь Кремля, блеск куполов Успенского собора тревожат воображение.
Из кулис к авансцене проходит духовенство в митрах, зеленых, красных фелонях, хоругви, иконы режут воздух, следуют бояре в кафтанах, знатных шапках…
Процессия, кажется, - нескончаема. Сливаются краски, голоса, оркестр. Наконец, ликование скрипок и духовых подхватывают колокола.
На сцене - царь Борис!
Первое впечатление: Владимир Маторин как будто бы создан для партии царя Бориса. В коронационном облачении: платно из парчи с широким оплечьем (бармой), поверх которого нашиты образа, жемчуг, драгоценные каменья, с тяжелым жезлом в руке артист – безупречен.
Фактура. Стать. Царственность осанки. Скульптурность жеста. Но сколько суеверий вокруг партии?! «Не споешь Бориса - считай, жизнь прожита зря!».
Какие только корифеи не задавали стандарты роли: Федор Шаляпин, Александр Пирогов, Марк Рейзен, Александр Огнивцев, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко… Сегодня - Владимир Маторин.
Вступает в первую арию «Скорбит душа, Какой-то страх невольный…» И этот глубокий, тембристый бас, задумчивый и осмысленный, щедрый на интонационные оттенки, этот рокочущий, как гигантская волна океана, голос - забирает, увлекает вслед за собой. В басе Маторина - другие берега.
Дыхание XVI века. Болезненность души Годунова. Метафизика русской власти: «Златый венец тяжел им становился:/ Они его меняли на клобук»… Нечасто встречается увидеть весь комплекс артистических достоинств в одном человеке.
Помню, что я стояла в ложе бельэтажа, прислонившись к стене, и с арией Бориса грань между реальностью и иллюзией разом исчезла. Точнее сказать, иллюзия века разворачивающейся на сцене народной драмы затмила реальность.
Прекрасным наважденьем представлялись таинственная келья Чудова монастыря, Сандомирский замок с фонтаном со струями из бриллианта и воздухом из сапфира, суровые палаты царя Бориса… Вдруг вздох ужаса пронзил зал: Борис, как подкошенный, замертво пал у трона. И пелена с глаз исчезла.
Очарованье оперой.
За один вечер «Борис Годунов» с Владимиром Маториным стал одним из самых ценимых, значимых спектаклей, и я старалась уже его не пропускать… Застала в партии Бориса блистательных Паата Бурчуладзе, Ферруччо Фурланетто, Михаила Казакова, но что-то неумолимо влекло, возвращало к «маторинскому»… Вот этот штрих, летучесть нюанса.
Беспомощно-колючий взгляд загнанного зверя при столкновении Бориса с Юродивым: «Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода.
Богородица не велит!» Народ в страхе разбегается, тогда как царь приказывает стрельцам не трогать Юродивого. Грузно, тяжело ступает Борис дальше, и сердце обмирает от понимания: каждый следующий шаг - шаг на Голгофу….
Спектакль открывал для меня Русь во всей её грозной красе и - Вере. И столько страдания, но и надежды прозвучало в маторинском «Я царь еще! Я - царь»!.. Судьбе было угодно, чтобы еще одна смута в истории России, смута девяностых-начала нулевых, совпала с расцветом таланта Владимира Маторина.
… 13 мая 2023 года Большой театр в очередной раз дал «Бориса Годунова». Но этот спектакль был особенным. В честь юбилея, 75-летия народного артиста России Владимира Маторина. Исполина русской оперы. Атланта. Удерживающего.
Ибо тот факт, что из репертуара театра еще не снят спектакль «Борис Годунов» в его непревзойденной постановке 1948 года, осуществленной триумвиратом Головановым-Федоровским-Баратовым (как слетели масштабные «Иван Сусанин», «Садко», «Хованщина») - свидетельство внушительной заслуги Владимира Маторина. Баловня судьбы. Кумира публики.
Похитителя сердец. Оперные Дома мира от Гранд-Опера Парижа до театров Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия) открывали двери ему - посланнику «страны басов». В дни гастролей в Лондоне Большой театр дал «Бориса Годунова» с Владимиром Маториным, и публика - в ошеломлении.
«В мире, где оперные постановки становятся всё более и более однообразными, - писала критика, - мысль о том, что Большой театр продолжает свой собственный творческий путь, может послужить утешением».
Положение первенствующего баса Большого театра - обязывает.
Одним из первых Владимир Маторин выступил как организатор концертов на Васильевском спуске, провел серию концертов в День Воздушно-десантных войск (артист из потомственной семьи военных, среди фамильных наград - Георгиевские кресты, ордена Ленина).
В детстве он и сам мечтал о боевом ордене. Награда нашла своего героя. Герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов подарил боевой нож, без лицензии, правда, но с драгоценной для Владимира Маторина надписью «От командующего ВДВ».
В 2006-м Владимир Маторин основал и возглавил благотворительный Фонд «Возрождения культуры и традиций малых городов Руси», в рамках которого проводит концерты, фестивали духовной, народной музыки, сборы от которых поступают на восстановление храмов и больниц, школ и библиотек.
Концерт Владимира Маторина на Российском гвардейском ракетном крейсере «Москва» - в памяти военных моряков. Владимира Маторина знает Севастополь: к 105-летию исторического выступления Шаляпина на сцене эстрады «Ракушка» Владимир Маторин дал концерт-посвящение Шаляпину.
«С каким оперным персонажем вы себя бы сравнили?» - спросила Владимира Маторина.
«Всё же с Дон Кихотом. По нутру мне ближе Дон Кихот».