Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Сцена из оперы «Война и мир. Наташа и Андрей» Молодёжной оперной программы Большого театра России. 19.01.2024 г.
Автор: Христова Екатерина
Источник: Яндекс картинки
12:00 / 12.01.2024

"Есть русские оперы, без которых главный национальный театр существовать не может"
"Русских опер не хватает, это правда. Есть оперы, без которых главный национальный театр существовать не может. «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Князь Игорь». Нам необходимо понимание, что есть подвиг и что - предательство. Что есть страх и что - его преодоление. И что есть вхождение в Небесный Град. Без этих вещей Большой театр вообще не может существовать"

Молодежная оперная программа Большого театра встречает 15-летний юбилей первой в истории собственной постановкой: 19-21 января в Новой опере покажут «Войну и мир» Сергея Прокофьева.

Худрук Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин рассказал нам, почему считает композитора «гением сердца», и назвал оперы, без которых Большой невозможен.

- Молодежной программе Большого театра 15 лет, но, кажется, ранее у вас не было самостоятельных постановок. Это первая?

Да, и немного жаль, что только сейчас первая. Это нужно было начинать и делать много раньше. Молодые постановщики и артисты имеют больше прав на ошибки, в отличие от зрелых. Какие-то вещи им можно простить. Но без сценического опыта полноценного становления артиста нет и быть не может.

Это будет совместная постановка Большого театра в лице Молодежной программы, Новой оперы (их сцена, оркестр, солисты старшего поколения, хор) и Мастерской Брусникиных. Я вижу, как наши артисты растут на подготовке этого материала, сложнейшего и вокально, и актерски.

Как у них начинают звучать голоса, работать мысль и тело. Они должны глубоко вникать в текст романа, суть его характеров и коллизий, думать, анализировать.

- Все прочли роман Толстого?


Всех летом заставил перечитать и сам перечел, как минимум в пятый раз. От и до. Я обожал этот роман в юности. Мы тогда все много читали, как вы помните. Но сейчас, конечно, совершенно другие впечатления и акценты - на других страницах, главах.

И как Толстой все предвидел! Как он потрясающе объяснял то, что с нами сейчас происходит. Удивительно.

- Как проходила подготовка к премьере?

Мы начали работать сильно заранее, как было принято когда-то. К концу прошлого сезона все выучили свои партии, дирижер Тимур Зангиев провел много уроков и спевок с солистами и пианистами - роль последних огромна в подготовке спектакля.

Так что мы начали сезон хорошо вооруженными. Сам процесс подготовительных репетиций доставил нам большое наслаждение. Заняты и те, кто сейчас занимается в Программе, и выпускники. У нас три состава. Все разные, каждый интересен по-своему.

Одна Наташа, например, необыкновенно нежна. Вторая - как Джульетта-девочка (вспомним прокофьевский балет). Третья - более зрелая, более страстная. А возраста все приблизительно одинакового.

- Когда много составов, не распыляется ли энергия?

С одной стороны, может быть, но с другой… У нас же все присутствуют на репетициях. Исполнители, педагоги, концертмейстеры, выучившие этот труднейший клавир. При душевной поддержке друг друга в то же время есть место для конкуренции, соревновательности.

Есть возможность что-то «украсть» у партнера, присвоить - в хорошем смысле слова. А на что-то, наоборот, посмотреть со стороны - понять, как делать не надо.

Это хорошая школа, помимо всего прочего основанная на преемственности. Один из педагогов Программы, Маквала Филимоновна Касрашвили, много раз пела партию Наташи в постановке 1956 года.

Отец другого педагога, Рузанны Павловны Лисициан, Павел Герасимович, в той же постановке пел Наполеона. Бабушка одной из наших Наташ - Галина Калинина, - премьерная Наташа постановки 1982 года.

Один из Андреев - ученик Владимира Мальченко, который пел этого героя в том же спектакле. А я писал рецензию на эту премьеру, когда еще учился в ГИТИСе на театроведческом факультете.

Я уже не говорю про нашу выдающуюся пианистку Любовь Орфенову, которая была сотворцом многих постановок этой оперы, включая ярчайшие парижскую и мюнхенскую.

- Опера, по крайней мере в последней редакции, продолжительная. Если исполнять без купюр - на два вечера. От чего пришлось отказаться?


В спектакль вошли девять из тринадцати картин. Мы сосредоточились на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Прозвучат все семь «мирных» картин: от знакомства в Отрадном и первого бала Наташи Ростовой до сцены с письмами в кабинете Пьера Безухова.

И две «военных» - восьмая и двенадцатая. Должен сказать, что наш вариант близок к первым замыслам и версиям Прокофьева, в частности, «открытое», без увертюры и хорового эпиграфа начало. А финал, смерть князя Андрея - это то, с чего композитор начал свою работу над оперой.

- «Войну и мир» сейчас ставят в разных европейских театрах, и в этих постановках участвуют выпускники Молодежной программы. В чем уникальность вашего спектакля?

Помните, что Снегурочка поет, придя к матери-Весне? «Дай мне немножечко душевного тепла, бегу к тебе с мольбой, любви прошу». Это то, чего во всех этих постановках мне не хватало. А без этого какой смысл? В «Войне и мире» это все же самое главное.

Лирические сцены Прокофьев писал не только как гений музыки, но и как гений сердца. Вслушайтесь, какой теплотой, состраданием, каким удивительным пониманием человеческих отношений пронизана каждая нота. Вот это мы и хотим показать.

Плюс, конечно, вечные, абсолютно русские образы, национальные типажи, настолько яркие, что никуда от них не уйдешь.

- В анонсе Новой оперы сказано, что ключевым визуальным элементом станет видеопроекция в сочетании с мизансценами и хореографическими эпизодами. Не слишком минималистично будет выглядеть «Война и мир» без масштабных декораций?

Мне кажется, что мы вернулись к исконному театру. Он ведь не исчерпывается техническими новшествами, не сводится к тому, что нечто светится, крутится, вертится.

Театр - это прежде всего актер. Всё идет от него. Порой вынужденные постановочные ограничения идут во благо и, надеюсь, не помешают раскрыться нашим певцам-актерам.

- По вашему мнению, какая судьба уготована этой постановке?

Если всё будет хорошо, если мы не потерпим фиаско, надеюсь, что она останется в репертуаре Новой оперы. А пока я нахожусь в абсолютном счастье от этой работы.

- В конце минувшего года в Большом театре сменился гендиректор. Завершилась эпоха руководства Владимира Урина. Как вы ее оцениваете?

Владимир Георгиевич - выдающийся директор. Лидер коллектива. Человек редчайшей порядочности и честности. Всегда открытый для общения, для решения любой проблемы. Вот то, что я знаю со своей стороны.

Годы его руководства были отмечены рядом успешных премьер, и они, несомненно, войдут в славную историю Большого театра. Конечно, с чем-то можно было не соглашаться. А кто у нас соглашается с художественной политикой Большого театра? Это никогда не было принято (улыбается).

- Годы спустя соглашаются.

Вы правы. Даже сейчас, спустя дни, вижу, что люди, которые его цепляли, щипали, критиковали (ну, наверное, так и надо), теперь пишут: блистательная эпоха Урина. На самом деле вся картина будет полностью понятна, думаю, лет через 20.

Тогда и выяснится, что было хорошего, что ошибочного, что оказалось преходящим, а что было заложено надолго.

Я благодарен Владимиру Георгиевичу, он помогал и поддерживал Молодежную программу. Единственное, что омрачает этот период…

У нас не было ни взаимопонимания, ни взаимодействия с прежним музыкальным руководителем театра Туганом Сохиевым. Не буду давать этому каких-либо человеческих и эмоциональных оценок.

Суть в том, что артисты Молодежной программы, многие из которых сейчас составляют славу российской вокальной школы, были фактически отстранены от выступлений на сцене Большого театра, а некоторых, например выдающегося нашего тенора Богдана Волкова, из театра просто выжили.

- После того как он отправился на личные гастроли вместо участия в премьерном спектакле (речь идет о постановке «Евгений Онегин» в 2019 году. - Прим. ред.)?

Дело в том, что в театре поменяли планирование, даты постановки, в которой он должен быть занят. А у него уже были другие обязательства. То, что случилось, не его вина. И если до конца откровенно, я рад, что он в итоге в той постановке не участвовал . Это был полный провал.

- Вечная проблема репертуарного театра - как удержать дома востребованного артиста. Считаете, что администрация не сделала достаточных попыток достигнуть компромисса?

Считаю, что администрация должна быть мудрее артистов. Всегда бывают конфликты с артистами, востребованными на других сценах. Это реальность репертуарного театра. Понятно, что в конечном итоге виноваты обе стороны, артисты тоже хороши.

Но ведь с человеком можно и должно обсуждать проблему и в итоге договориться. Тот же Валерий Абисалович Гергиев не растерял своих солистов, в том числе тех, кто делал фантастическую международную карьеру.

Они возвращались, когда ему было нужно. Не сомневаюсь, что случались и конфликты, и трения, но тем не менее они все считают себя частью Мариинского театра и выступают на его сцене.

- Сохиев ушел из театра без малого два года назад. Что-то изменилось?

Сразу отношение поменялось. Наши ребята стали выступать, пусть и в небольших партиях. Но Молодежная программа и не должна претендовать на главные, хотя мы и премьеры раньше пели и весьма успешно, разные были периоды в нашей жизни.

- У Мариинского театра есть своя Академия молодых певцов. Будете ли вы сотрудничать?

Мы уже сотрудничали и сотрудничаем. Несколько раз Лариса Абисаловна Гергиева приезжала, готовила серьезные концерты в рамках нашей антологии русского классического романса. Бородин, Балакирев, Кюи.

Совсем недавно - Черепнин, Ляпунов, Гречанинов. Совместно мы делали сложную, кропотливую работу, и результат, мне кажется, был очень серьезным.

Знаете, что для меня самое главное? Я любуюсь своими коллегами. Вот честно, любуюсь, как работают наши педагоги по вокалу, актерскому мастерству, сцендвижению, танцу, преподаватели иностранных языков.

У нас новое поколение педагогов - окончившие в свое время Программу пианисты. Кто-то перешел в труппу, но связи с нами не теряет. Коллектив у нас редкий, на мой взгляд, просто изумительный.

- Террариум единомышленников, как порой характеризуют творческие сообщества, это не про вас?


Проблемы есть всегда и везде. Но я испытываю огромное раздражение, когда смотрю фильмы или читаю тексты о том, какая якобы суровая и жесткая обстановка царит в Большом театре. Всё это, поверьте, не более чем развесистая клюква.

У нас в театре, повторюсь, потрясающий коллектив. Говорю не про себя и не только про Молодежную программу. Мы, например, находимся на одном этаже с администрацией балета во главе с Махаром Хасановичем Вазиевым.

И я вижу, как там всё устроено, как решаются проблемы. Да, бывают, наверное, какие-то горячие моменты, но нет ничего устрашающего. А посмотришь фильмы, которые снимают про Большой театр, и думаешь: «Боже, откуда это все взялось?»

- В фильме должен быть конфликт, вот сценаристы и дают волю воображению.

Есть конфликты гораздо более глубокие и, на мой взгляд, куда более интересные, чем пустые разговоры про то, кто кому в туфли подложил иголки или насыпал куда-то стекло. Например, противостояния между поколениями танцовщиков или хореографов.

Вот вам идея для сериала. Или история про то, как две великие балерины, Семенова и Уланова, или две великие певицы, Архипова и Образцова, много лет прослужили в одном театре.

Их соперничество всячески подогревалось и поклонниками, и недоброжелателями, но они сохранили достоинство, понимали роль и масштаб друг друга. Так что всё гораздо глубже, сложнее и, я бы сказал, прекраснее.

- Владимиру Урину предъявляли упрек: мало русских опер, а те, что есть, недостаточно хорошо поставлены. Валерий Гергиев, придя в Большой, уже объявил о постановке «Хованщины». А как вы видите разрешение ситуации?

Русских опер не хватает, это правда. Есть оперы, без которых главный национальный театр существовать не может. «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Князь Игорь». Они постоянно должны быть в репертуаре.

Странно выглядит, согласитесь, что в преддверии юбилея Глинки в Большом театре не идет ни одна из его опер.

Но главная проблема, на мой взгляд, в отсутствии в афише «Сказания о невидимом граде Китеже», а ведь это духовный оазис России, особенно в переломный момент нашей истории, который мы сейчас, несомненно, переживаем. Нам нужна эта соборность, эта молитва. Нам необходимо понимание, что есть подвиг и что - предательство.

Что есть страх и что - его преодоление. И что есть вхождение в Небесный Град. Без этих вещей Большой театр вообще не может существовать.

- То есть просчеты серьезные?

Не стал бы называть это просчетами. Владимир Георгиевич - не просто автор художественной концепции Большого театра последних десяти лет. Он еще и директор, администратор, хорошо понимавший, какими творческими ресурсами располагал.

Речь идет и о дирижерах, и о режиссерах, и даже о некоторых голосах. Было ли, например, русское контральто для партий Ратмира и Вани? Не очень-то удавалось кого-то найти.

Не припомню, честно скажу, чтобы после Тамары Синявской и Ларисы Дядьковой кто-то пел на достойном Большого театра уровне. Сейчас появились такие голоса, а с ними и возможность приступить к «Ивану Сусанину» и «Руслану и Людмиле».

- Если решить вопрос с голосами, русскую оперу ждет расцвет?

Нет, конечно, этого мало. Вопрос - как сейчас ставить русскую оперу и как заставить людей выслушать и высмотреть четыре часа, а то и больше, сценического действия.

- Но вы же ставите «Войну и мир». Два часа музыки, сокращенная версия.

Как вариант, возможно, да. Гергиеву предстоит решить задачу большого масштаба - вернуть русский репертуар на сцену главного национального театра, находящегося, кстати, в 300 метрах от места многих событий, происходящих в этих операх, и сделать это на высочайшем уровне.

Но он всегда был парадоксальным человеком и по своей энергии, и по своим амбициозным идеям. В этом смысле его приход логичен. Мы живем в действительно переломное время, нам нужен ответ на его жесткие вызовы.

Беседу вела Светлана Наборщикова



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.