"В вихре танца"
Гендиректор Красноярской филармонии Евгений Стодушный: «Привезти в Кремль ансамбль народного танца - всегда вызов»
21 апреля на сцене Кремлевского дворца состоится концерт Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко. Евгений Стодушный, генеральный директор Красноярской филармонии, в состав которой входит этот коллектив, ответил на наши вопросы.
Сибиряки назвали программу «В вихре танца». Концерт стал одним из ключевых событий программы празднования 90-летия образования Красноярского края.
Ансамбль создан в 1960 году; всемирную славу и лидирующее положение ему принес хореограф, народный артист СССР Михаил Годенко.
Более трех десятилетий Ансамбль танца Сибири носит его имя. Знаменитый годенковский стиль - стремительные темпы, понятные фабулы, виртуозные трюки.
Танцы необычны еще и тем, что замешаны на тончайших связях народных основ с эстрадными элементами - недаром Михаил Семенович стоял у истоков Ленинградского мюзик-холла.
- Ваше отношение к знаменитому коллективу - гордости края?
Всегда говорю об Ансамбле с особым трепетом. Рад, что мне как зрителю и руководителю посчастливилось соприкоснуться с работой этого коллектива - стать свидетелем и соучастником очередного витка его творческого пути.
Ежегодная «гастроль» на главной сцене страны - лучший повод для разговора о «Годенках», как мы их называем, да и о деятельности Красноярской филармонии в целом.
- В советские годы Ансамбль танца Сибири был частым гостем в столице, а сейчас встречи - редкость…
Частота выступлений в Москве для нас не самоцель. Привезти на кремлевскую площадку ансамбль народного танца - всегда вызов. Неизменно возникают внутренние дебаты: ждут ли нас, хочет ли нас видеть столичная публика, как примут наше творчество?
Последние пять лет Ансамбль занимал активную творческую позицию и много гастролировал по России - работа с Москвой стала логичным продолжением нашей стратегии.
Коллектив вернулся в столицу после определенного перерыва - сначала на подмостки МХАТа имени Горького, затем в Концертный зал имени Чайковского и только потом «замахнулись» на сцену Кремлевского дворца. Теперь такие концерты добрая ежегодная традиция.
- Если не ошибаюсь, это случилось года три назад.
Да, три года назад. Для нас было важно вернуть узнаваемость коллектива для широких кругов аудитории, быть в одной афише с коллегами из Ансамбля Моисеева, «Березки», «Гжели».
Задача представить наследие Михаила Семеновича Годенко новой публике, а постоянным зрителям показать результаты творческого поиска. От года к году видна тенденция к усилению зрительского спроса. Сужу об этом по скорости продажи билетов.
- Красноярск гордится родным Ансамблем?
Ансамбль танца Сибири - по-настоящему народный бренд, визитная карточка нашего региона. Это фиксирует и официальный статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края, и полные залы в любом городе - от Шушенского до Дудинки.
Сибиряки искренне любят коллектив, чтят память основателя, а на концертах в родном городе нет свободных мест. Ансамбль сопровождает все знаковые официальные мероприятия Красноярского края: от церемонии открытия Всемирной зимней универсиады до масштабных концертов в честь краевых юбилеев.
Такое внимание властей региона создает коллективу особое положение и, конечно же, накладывает на артистов дополнительную ответственность.
- Понимаю, что Михаил Семенович Годенко незаменим, как незаменим и Игорь Александрович Моисеев - такие великие мастера рождаются раз в столетие.
Сейчас форма руководства Ансамбля коллегиальная - это вынужденная мера или продуманное решение? Обычно большие коллективы народного танца возглавляет один лидер, хозяин, идеолог…
Коллектив уже более пяти лет существует без назначенного художественного руководителя. Превзойти создателя - цель недостижимая. А отсутствие культурных фигур такого масштаба в сфере народного танца - общероссийская проблема.
Поиск идеального кандидата на роль продолжателя традиций Мастера обязателен, но при этом не должен сдерживать творческое развитие коллектива.
Принцип коллегиального руководства обеспечивает как сохранение хореографического наследия, так и позволяет ежегодно включать в программу новые номера.
- Репертуар пополняется или главное направление - сохранение «золотого фонда»?
В коллективе выработана весьма успешная модель, при которой творческие эксперименты не прекращаются ни на сезон. Проводится конкурс среди хореографических работ «Танцуем Годенко!».
В течение нескольких дней участники работают с артистами коллектива, представляют жюри эскизы своих номеров, лучшие проходят отбор и затем становятся основой для полноценных постановок.
При этом щепетильное отношение к наследию Мастера настолько велико, что в его обсуждении принимают участие ветераны коллектива, действующее руководство, представители краевого минкульта, местные и федеральные эксперты.
Постоянная дискуссия участников процесса позволяет расширять репертуар новыми танцами, обычно сразу находящими отклик у публики.
Сегодня Ансамбль танца Сибири - это не «музей», хранящий наследие великого хореографа, а продолжающий динамично жить творческой жизнью коллектив единомышленников.
Наравне с шедеврами - такими как «Сибирь моя», в репертуар приходят новые тематические постановки: «Музыка ледяной степи», «Великий Саян» и другие.
- Сколько танцовщиков в коллективе и есть ли у Ансамбля своя школа?
Сейчас в Ансамбле 80 артистов, а кузницей кадров является Красноярский хореографический колледж, с которым мы активно сотрудничаем. Раз в пять лет он выпускает целое отделение народно-характерного танца, в Ансамбль попадают самые лучшие выпускники.
Прилив свежей крови обязателен, и десятилетиями налажена планомерная передача традиций: ребята стажируются в ансамбле еще в период учебы, узнают секреты мастерства от артистов, многие из которых прошли уроки самого Михаила Семеновича.
Мастер отметил бы в 2024 году свое 105-летие, поэтому концерт 21-ого апреля будет носить для артистов особое значение.
- Чем живет ваша концертная организация - одна из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке? К вам с радостью приезжают даже самые избалованные вниманием оркестры…
За пять лет у нас побывали все федеральные оркестры из первой десятки.
Огромным подспорьем здесь служит постоянная краевая поддержка на уровне правительства и руководителя региона.
В сочетании с федеральными программами «Большие гастроли», «Мы - Россия», «Всероссийские филармонические сезоны» мы получаем возможность обеспечивать красноярцам доступ к лучшим образцам Российской музыкальной культуры.
Постоянные гастроли столичных артистов поднимают требования к нашему собственному оркестру, мотивируют к непрерывному профессиональному развитию.
Сегодня Красноярский академический симфонический оркестр - живой и динамичный коллектив, дающий более 70 выступлений в год. Оркестр - постоянный участник всех фестивальных проектов филармонии, регулярно гастролирует по России, в том числе выступая на самых престижных сценах Москвы и Санкт-Петербурга.
В конце сезона завершается трехлетний процесс переоснащения нашего оркестра музыкальными инструментами.
Поддержка краевого правительства и компании «Норникель» позволили пополнить музыкальную базу мастеровыми и коллекционными струнными инструментами, полностью обновить парк духовых и медных.
Также можно наблюдать плавный процесс смены поколений оркестровых музыкантов, передающий лучшие традиции легендарного художественного руководителя коллектива Ивана Всеволодовича Шпиллера молодым преемникам, работающим последние семь лет под управлением Владимира Ланде.
- Как выстраиваете отношения с новыми территориями?
Сотрудничество с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой - важная часть творческой политики Красноярской филармонии. Мы помогаем избежать творческого простоя артистам из ДНР и ЛНР, где сейчас отсутствует регулярная концертная деятельность.
С удовольствием организуем коллегам гастроли по территории края. При поддержке «Росконцерта» принимали с выступлениями Ансамбль песни и танца «Донбасс». Перед красноярской публикой впервые выступил Луганский академический симфонический оркестр.
В ближайшее время ждем с большим туром ансамбль «Раздолье» из ЛНР. Приглашаем замечательных солистов из новых территорий выступать в совместных концертах с красноярскими коллегами.
- Мы живем во времена региональных фестивалей. Можете назвать топ-3 самых важных для вас?
Краевой музыкальный ландшафт уникален тем, что включает именные фестивали многих знаковых маэстро России. Можно начать с Транссибирского арт-фестиваля под руководством Вадима Репина, уже десять лет проходящий в Красноярске.
Ярким событием для региона стал Музыкальный фестиваль Юрия Башмета - именной фестиваль в Сибири у Юрия Абрамовича есть только в нашем крае, чем мы очень гордимся. Программа представляет лучшие проекты, которые маэстро презентовал публике за последний сезон.
И, конечно же, наш флагман - фестиваль искусств «Хворостовский». После трагического ухода Дмитрия Александровича возникло немало мероприятий его памяти в России и за рубежом.
Однако сегодня именно фестиваль «Хворостовский» - крупнейшее мировое событие, посвященное выдающемуся сибирском баритону.
Удачным примером монокомпозиторского фестиваля я назову фестиваль Дмитрия Шостаковича, созданный в этом году. Проект родился благодаря худруку Красноярского оркестра Владимиру Ланде, для которого музыка Дмитрия Шостаковича имеет особое художественное значение.
Много гостей из Санкт-Петербурга приехало в Красноярск чествовать творчество выдающегося ленинградца.
Отличительная черта этих фестивалей - обязательная работа за пределами краевой столицы. Концерты Владимира Спивакова могут пройти в Ачиниске, Теодор Курентзис выступит в Норильске, а Юрий Башмет выйдет на сцену в Железногорске.
- Как оцениваете деятельности филармонии за период своего руководства?
Сложно предложить объективные критерии успешности организационно-творческой политики. Думаю, правильно оставлять это на суд публики и краевого руководства. Со своей стороны упомяну лишь такой показатель как посещаемость.
Если в 2018 году филармония приняла порядка 300 тысяч гостей, то в 2023-м ее посетило уже более 400 тысяч зрителей.
Рост продажи билетов на 25 процентов может и не выглядеть прорывом, но профессионалы отрасли знают цену каждому новому гостю. Могу надеяться, что такая посещаемость ставит нас на третье место после филармоний Москвы и Санкт-Петербурга по этому показателю.
Беседу вела Елена Федоренко