Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Фотопортрет певицы Екатерины Губановой (меццо-сопрано)
Источник: Яндекс картинки
11:17 / 13.09.2018

"На сопрано старше 25 лет смотрят почти как на старушку"
Голосовые вибрации вызывают особые ощущения — люди плачут, у них по коже бегут мурашки. Не только публика, но и певцы порой получают от пения большое удовольствие. У меня самое приятное ощущение на сцене возникает, когда голос в отличной форме и льется естественно и свободно. Ни в джазе, ни в другом музыкальном жанре я себя совсем не представляю

На сцене парижской Оперы Бастилии прошла премьера оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Партию Брангены исполняет меццо-сопрано Екатерина Губанова. С известной российской певицей пообщался наш корреспондент.

- Вы снова вернулись на парижскую сцену, на которой выступаете едва ли не чаще других наших певиц. Как случилось, что у Вас сложились привилегированные отношения с городом на Сене?

За это я должна быть благодарна директору Парижской оперы Жерару Мортье, ныне покойному, который позвал меня, совсем девчонку, участвовать в «Волшебной флейте», а потом пригласил и в другие спектакли. С Национальной Парижской оперой у меня связаны и сентиментальные воспоминания: именно там в 2005 году в «Тристане и Изольде» ко мне пришел первый большой успех.

- С тех пор партия Брангены стала Вашей визитной карточкой. Не приедается ли одна и та же роль?


Все постановки очень разные. Да и с музыкальной точки зрения Вагнер неисчерпаем. Кроме того, певцы — не роботы, и каждый вечер партия, в зависимости от внутреннего состояния певца, звучит по-разному.

- «Я никогда не уверена в самой себе, меня постоянно терзают сомнения и опасения», — жаловалась великая Мария Каллас. Вам это знакомо?

Сомнение — вечный двигатель прогресса во всем. Почивать на лаврах — путь в никуда... В молодости успех слегка вскружил голову, когда на международном конкурсе во Франции получила одновременно Гран-при и приз зрительских симпатий. Но потом на стажировке в Лондоне я узнала, что просто хороших голосов очень много и что мне придется невероятно много работать. «Головокружение» сразу прошло.

- Некоторые педагоги убеждены, что провалы иногда полезны и помогают идти вперед. Вы с этим согласны?

Провалов в моей карьере не было, но случались не слишком удачные выступления, из которых я извлекала уроки. Умные исполнители всегда учатся. С себя надо требовать. «Разбор полетов» устраиваю себе не только после каждого спектакля, но и после каждой сцены. Мой подход — за что-то себя хвалить, а за что-то критиковать.

- В свое время Вы стремились найти свою оперную нишу. Вам это удалось?

Всегда хотела сохранить разнообразие репертуара и одновременно иметь несколько партий, в которых дирижеры и режиссеры хотели бы видеть только меня. Теперь так оно и происходит. Если театр ставит, например, «Тристана», «Дон Карлоса» или «Кольцо нибелунга», в кастинге я всегда в первых рядах.

- А как обстоят дела с русским репертуаром?

Русские роли для меццо-сопрано почти все очень низкие, а у меня голос довольно высокий. Поэтому из отечественного репертуара мне больше всего подходят только Любаша из «Царской невесты» и Марина Мнишек из «Бориса Годунова».

- Почему Вы по-прежнему отказываетесь петь Кармен — самую популярную героиню мирового репертуара? В свое время сказали «нет» даже Валерию Гергиеву.


Это не мое. В этой партии нужно уметь превратиться в зверя. Мне же этого пока не удается, или я еще не встретила режиссера, который бы смог из меня вытащить «животную сторону». К тому же Кармен так много танцует, а мне все-таки больше нравится петь (смеется).

- Говорят, на сцене нужно всегда тянуть одеяло на себя, иначе растопчут и задвинут...

Не думаю, что это так. Может быть, по сравнению с певицей из глубинки я добилась очень больших успехов. Ну а если, например, сопоставить с Каллас, то карьеры у меня вообще нет. Мои удачи никак не связаны с перетягиванием одеяла в ущерб другим. Наоборот, считаю своим долгом заботиться о коллегах по сцене и сама ищу их совета. Мы же одна команда.

- Почему мир оперы принято считать коварным, завистливым, полным интриг и сплетен?

Мир оперы такой же, как и любой другой. Разве иначе обстоит дело в мире чиновников, банковских служащих? Но я никогда не была жертвой. Мне повезло, таких меццо-сопрано, как я, в мире шесть-семь. Мы друг друга знаем и любим, поэтому мне не нужно «идти по головам». Легким лирическим сопрано выживать несравненно труднее, поскольку их очень много.

Конечно, не скрою, элемент зависти у меня присутствует, но она всегда конструктивна: «Как же она это здорово сделала! Надо и мне постараться, чтобы получилось так же хорошо». Когда на постановку, в которой очень хотелось петь, выбирают не меня, я, конечно, переживаю.

- Почему сейчас, на Ваш взгляд, российские певцы, как никогда, востребованы на западных сценах?


В России всегда было много замечательных артистов, но железный занавес выпускал музыкантов с большим трудом. Теперь же большое количество наших певцов ворвалось на сцены всего мира.

Очень горжусь успехами нашей молодежи — владеют иностранными языками, стилями! И в моем поколении тоже есть отличные специалисты, как, например, замечательный бас-баритон Женя Никитин («Культура» напечатала с ним беседу в номере за 8 июня 2018 года). Мы с ним поем Вагнера в Мариинке, в Опере Бастилии, в «Метрополитен».

- Вы выступали вместе с Анной Нетребко. Никогда кошка не пробегала между вами — двумя сильными характерами?

Не знаю, какая должна быть кошка, чтобы поссорила меня с Аней, человеком доброжелательным и открытым.

- В последние годы примадонны заметно помолодели и похорошели. Помимо вокальных данных, сегодня на первый план выходит внешность?

Чтобы соответствовать требованиям нынешней режиссуры, певица должна быть в форме. Стройная фигура обязательна: чем ты крупнее, тем старше выглядишь на сцене, менее соответствуешь реальному возрасту героини. Сегодня певицы начинают очень рано.

Если раньше они обычно выбивалась «в люди» только годам к 40, то теперь на сопрано старше 25 смотрят почти как на старушку. И если ты к этому возрасту ничего не добилась, рассчитывать практически не на что. Это, конечно, не касается экстраординарных голосов, которые созревают позже.

- Женщины уходят со сцены раньше мужчин?

Почти все зависит от репертуара и голосовой гигиены.

- Скандалы с сексуальными домогательствами, кажется, миновали оперу?


Они есть везде, и в опере тоже. Но мне, слава Богу, никогда не приходилось с этим сталкиваться.

- Многие меломаны сожалеют, что опера переживает затяжной процесс голливудизации, эпатажа, превращения в шоу. Разве это не так?

Если говорить о голливудизации, она прежде всего в том, что стали модны спектакли в прямой трансляции в кинотеатрах. От технического прогресса никуда не деться. В результате мы из певцов превращаемся в киноактеров. Для нас это огромный стресс. Нельзя ни поперхнуться, ни бросить взгляд на дирижера — твое лицо показывают крупным планом на огромном экране. Виден возраст, экран полнит! Кроме того, ты обвешан со всех сторон микрофонами.

- В эпатаже некоторые постановщики видят главный путь к успеху и популяризации жанра. Вы это чувствуете?

Когда я сталкиваюсь с авангардистской трактовкой, мне прежде всего важно понять, чего хочет режиссер. И если замысел оправдан, я соглашаюсь.

В свое время подписала контракт на постановку «Царской невесты» в лондонском «Ковент-Гарден» и знала, что будет режиссер, который ставит «современно». Поскольку мне эта опера особенно дорога, дала себе слово: «Если мне покажется ужасным, то уйду». Но несмотря на авангардизм, спектакль оказался замечательным. Он был понятен и исполнителям, и публике.

- Опера очень сексуальна, утверждает знаменитый канадский постановщик Роберт Карсен. Поэтому он часто выносит на сцену кровать, использует другие любовные «аксессуары»...

Голосовые вибрации вызывают особые ощущения — люди плачут, у них по коже бегут мурашки. Не только публика, но и певцы порой получают от пения большое удовольствие. Лично у меня самое приятное ощущение на сцене возникает, когда голос в отличной форме и льется естественно и свободно.

- Одни исполнители предпочитают быть глиной в руках постановщика, другие — оставаться мраморной глыбой. Ваш выбор?

Я — глина. Стараюсь быть чистым листом, даже если роль спета тысячу раз. И дирижер, и режиссер имеют право на свою трактовку — иначе что они делают в опере? А когда они и между собой находят консенсус, хорошо всем.

- Легко нашли общий язык со знаменитым канадским режиссером Робером Лепажем?


Абсолютно. Несколько лет назад я пела в его постановке оперу Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Торонто. Ее премьера состоялась еще в 1991 году. Уже тогда Лепаж предвосхитил завтрашний день оперы. Например, он использовал видеопроекции, без которых сегодня не обходится ни один спектакль.

- Вы любите оперу вне стен театра?


Не отношусь к числу классических меломанов и дома оперу не слушаю. Только если нужно учить новую партию. После работы музыки мне не хочется. Лучше мультфильм посмотрю (смеется). Напеваю для себя только то, чего никогда не исполняю в театре, в том числе из тенорового репертуара.

- В конце ноября 2018 года в парижском зале «Плейель» под живой оркестр из шестидесяти музыкантов будет петь голограмма Марии Каллас. Стоит ли так реанимировать оперную диву? Или прогресс не остановишь?

По-моему, очень любопытно. Голограмма, конечно, не даст ощущения живого голоса, но для поклонников Каллас — это возможность максимально приблизиться к любимой певице.

- Не хочется попробовать себя вне оперы?

Ни в джазе, ни в другом музыкальном жанре я себя совсем не представляю. Зато когда-нибудь мне было бы очень интересно выйти в качестве драматической актрисы.

- Ваши самые именитые коллеги по цеху выступают и на корпоративах, и даже на свадьбах. Стоит ли так снижать планку?

Планка тут, я думаю, ни при чем, ведь качество исполнения остается прежним. И потом, почему бы и нет, если есть возможность быстро и хорошо заработать? Правда, сама на корпоративах никогда не пела — наверное, у меня не такая широкая известность, чтобы выступать «свадебным генералом» (смеется).

- Вы активно присутствуете в соцсетях?

В «Фейсбук» и «Инстаграм». Держу в курсе моих фанатов, где и что пою. К тому же при моем «цыганском» образе жизни это помогает поддерживать связь с семьей и друзьями.

- Вам удается совмещать творческую деятельность с личной жизнью?


Когда меня спрашивают, где я живу, отвечаю — на чемодане! Но прошлым летом у меня вдруг случилось целых два свободных месяца дома. Думала, буду скучать по сцене, но мне так понравилось ежедневно заниматься домашним хозяйством — стирать, готовить...

Когда нахожу свободное время, обожаю выезжать на природу. До безумия люблю животных. Разговариваю с ними, как с людьми, будь то чья-то собачка, ждущая хозяина у магазина, или дикие кенгуру в Австралии. Когда уйду на пенсию, заведу собак, кроликов, кур! У нас с женихом уже есть участок земли в Италии, на котором построим дом. В нем будут жить и дети, и внуки, и животные.

- Кто же Ваш счастливый избранник?

Итальянец. Слава Богу, не из оперной среды. Мы с ним замечательно друг друга дополняем. Так приятно быть среди людей, которые не имеют к музыке профессионального отношения.

Мой Витторио совсем не похож на своих соотечественников — высокий, белокожий, со светло-зелеными глазами. По темпераменту он нечто среднее между японцем и немцем. Из нас двоих я даже больше похожа на итальянку.

- Чего больше всего ждете от наступившего оперного сезона?


В будущем году мы вместе с Валерием Гергиевым дебютируем на Вагнеровском фестивале в Байройте. В «Тангейзере» у меня партия Венеры. Мне всегда хорошо с Валерием Абисаловичем.

Он, как и все великие дирижеры, — Риккардо Мути, Зубин Мета, Даниэль Баренбойм, — очень заботится о певцах, нам не приходится бороться с оркестром. Наконец, в родную Москву приеду на свой день рождения. В январе 2019 года в Большом театре у меня будет «Дон Карлос», я очень полюбила эту постановку.

Беседу вёл Юрий Коваленко



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.