Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Сцена из балета «Анюта». В роли Петра Леонтьевича - Владимир Васильев
Источник: Яндекс картинки
10:36 / 28.11.2018

Плоды вдохновения
Вступительным словом Васильев предварял каждую работу. Они были разные по своим эстетическим устремлениям и художественным достоинствам. Объединило всех одно – абсолютная увлечённость авторов избранными сюжетами Платонова. Кто-то следовал им досконально, кто-то ушёл в область «собирательных образов» и «обобщённых ощущений»

Воронеж: опорные точки Владимира Васильева

Владимир Васильев – выдающийся художник нашего времени. Под громким словом «художник» следует подразумевать многогранные творческие дарования Васильева. Он и замечательный танцовщик-актёр – «единственный в своём роде», по выражению Фёдора Лопухова, и балетмейстер, и тонкий живописец, и мудрый лирический поэт.

А ещё увлечённый наставник молодёжи, что подтвердил фестиваль, прошедший в Воронежском театре оперы и балета.

По инициативе главного балетмейстера театра Александра Литягина фестиваль посвятили 60-летию творчества Владимира Викторовича. За точку отсчёта взяли 1958 год – год окончания юбиляром Московского хореографического училища.

Впрочем, творческая деятельность Васильева началась уже в годы учёбы, а сегодня успешно продолжается, обретая новые грани и краски.

Воронеж для проведения праздника выбран неслучайно. В 2013 году здесь прошли первые в истории «Творческие мастерские Васильева», поставившие целью открыть новые имена балетмейстеров, помочь молодым в их художественных поисках.

Темой избрали произведения Андрея Платонова, чьи литературные образы обрели сценическую жизнь по вдохновению Павла Глухова, Александра Могилёва, Юрия Смекалова, Веры Арбузовой, Арины Панфиловой, Раду Поклитару и Дмитрия Залесского из Белоруссии.

Успех «Мастерской» превзошёл все ожидания, и их летопись продолжилась в разных городах России, вписав в круг исследуемых писателей Гоголя и Льва Толстого, Виктора Астафьева и Василия Шукшина.

Кроме того, на воронежской сцене состоялись премьеры балетов Васильева «Макбет», «Золушка», «Анюта», в которой сам автор исполнил партию Петра Леонтьевича. Эти спектакли бережно хранит афиша театра, как и предложенную Васильевым программу «Балетные шедевры классических опер».

Одним словом, воронежцам было чем гордиться и что показать в течение фестивальной недели. Собственными силами не ограничились, для участия в спектаклях пригласили артистов Большого театра.

Партию Анюты исполнила Анастасия Сташкевич, в роли Модеста Алексеевича на сцену вышел Вячеслав Лопатин. Он, как и Иван Алексеев, исполнивший заглавную партию в балете «Макбет», – коренной воронежец. Оба нашли себя на столичном балетном олимпе.

Каждый фестивальный вечер нёс свою художественную задачу, изливал в зрительный зал особую энергетику, связанную с присутствием Владимира Викторовича. Но бесспорно главными событиями стали два завершающих вечера. Первый представил публике работы «молодых хореографов», которые, впрочем, уже стали достаточно именитыми, если не сказать маститыми.

Вступительным словом Васильев предварял каждую работу. Они были разные по своим эстетическим устремлениям и художественным достоинствам. Объединило всех одно – абсолютная увлечённость авторов избранными сюжетами Платонова. Кто-то следовал им досконально, кто-то ушёл в область «собирательных образов» и «обобщённых ощущений».

«Что есть душа и человек? Может ли человек забыть о душе и перестать мечтать за тяжёлым однообразным ежедневным трудом или даже, чтобы не мешала, посадить её на цепь?» – размышляет Дмитрий Залесский в своей новелле «Обитель вечной надежды», в которой даже появляется вполне реалистичная собачья цепь на Александре Авериной, её на время замыкает великолепный партнёр Максим Данилов.

Здесь самое время сказать, что все хореографические опусы украшали видеопроекции акварелей, выполненных кистью самого Васильева. И уж они оказались куда более внятными, чем иные музыкальные произведения, используемые балетмейстерами Еленой Богданович («Хранители»), Юрием Смекаловым (Джан»), Верой Арбузовой («ФРА»)…

В том числе сочинения Levon Minassian, Armand Amar-Tchinares, Ludovico Einaudi-Experience. Честно говоря, думаю, всех обыграли те, кто проявил хороший вкус при выборе музыкального материала. Музыка помогла стать бесспорным лидером Раду Поклитару, который осуществил свою постановку «Люди Платонова» на музыку второй части фортепианного концерта № 2 (f-moll) Шопена.

Именно Шопен помог балетмейстеру придать театральную форму многофигурной композиции. Музыка разнообразила гамму эмоций безымянных героев, наполнила сцену глубоким философским смыслом и высокой поэтикой. Столь же верного соавтора нашёл Александр Могилёв в Сен-Сансе и его Danse Macabre. Балетмейстер блистательно исполнил свой моноспектакль «Гоголь. Исповедь» в гала-концерте.

Сам концерт, срежиссированный Васильевым, тоже имел «опорные точки» пересечений с его жизнью и творчеством. Начали с pas de deux «Щелкунчика», знакового балета для Васильева, где он перетанцевал все роли – от самых малозаметных до премьерской.

«Элегию» на музыку Рахманинова, некогда поставленную и многократно исполненную с Екатериной Максимовой, на сей раз танцевали ученица Екатерины Сергеевны чудесная Марианна Рыжкина (Большой театр) и Роман Миронов (Театр оперы и балета Республики Коми). Свои творческие дары принесли юбиляру воронежские артисты. Хореографической экзотикой «прозвучал» «Мугам» Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова.

Пропустив через своё тело этот ориентальный дуэт, Васильев передал его Марте Луцко и Ивану Негробову. Неизменным великолепием мастерства поразил Геннадий Янин в образе Модеста Алексеевича.

Ну а завершило фестиваль Grand pas из балета «Дон Кихот», бессчётное число раз исполненное Максимовой и Васильевым во всех уголках планеты. Классический дуэт, в котором они так и остались непревзойдёнными.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.