Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Весенняя репетиция (фрагмент). 1910 г.
Автор: Богданов-Бельский Николай Петрович
11:14 / 16.01.2019

К столетию легенды русских гуслей
"В жизни каждого исполнителя случаются периоды творческого восхождения к новой еще неизведанной ступени своего профессионального мастерства. Я была уже, что называется, прописана в труппе солистов оперы Большого театра, когда однажды мне предложили выступить с оркестром русских народных инструментов им. Н.П. Осипова", - Ирина Журина

«В некотором царстве, в некотором государстве….». Вам наверняка знакомы с детства эти слова, с которых начинаются многие русские народные сказки. В них нас встречали добрые и злые герои и обязательно очень многие чудесные волшебные вещи, скажем, скатерть–самобранка, шапка – невидимка, а еще гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали.

20 января исполняется сто лет со дня рождения легендарной гуслистки, солистки оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова, народной артистки РСФСР Веры Николаевны Городовской. Ее творческий путь в большое искусство начался в родном Ростове Великом.

Отец, Николай Леонидович Смирнов был регентом ростовского Успенского собора, мать — Наталья Павловна — пела в руководимом им хоре. С семи лет Вера начала обучаться игре на фортепиано, и с двенадцати уже подрабатывала на сеансах немого кино.

Однажды способной студентке музыкального техникума предложили попробовать себя в Ярославском оркестре народных инструментов в игре на незнакомых ей до тех пор клавишных гуслях.

Взяв несколько аккордов, она влюбилась в этот чудный сказочный инструмент, и с того дня в одну минуту решилась вся дальнейшая судьба Веры Городовской.

Потом была учеба в Московской консерватории по классу фортепиано, дальше приглашение в знаменитый оркестр русских народных инструментов Союза ССР, в котором студентка становится первой исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных музыкальных коллективов страны.

С началом войны многие музыканты уходят на фронт, и Городовская остается единственной гуслисткой в коллективе.

В 1942 году, по решению ЦК ВКП(б) в Москву из Ленинграда было вывезено имущество оркестра первого в России оркестра русских народных инструментов, основанного Василием Андреевым. Вере Николаевне поручили освоить новый для нее и для оркестра инструмент — на этот раз щипковые гусли.

Любопытно, что сначала она даже не знала с какой стороны ей правильно за них садиться. Эту задачу она решила по принципу арфы — высокий регистр около себя, а нижний - от себя. Играть так было неудобно, и тогда она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны.

Руководитель оркестра Николай Петрович Осипов сказал: «Попробуй, может, так что и получится?» — И получилось. С этого времени начинается эпоха первой женщины - гуслистки в оркестре.

В то время в Москве уже забыли, когда щипковые гусли использовались в концертной практике. Пришлось Городовской самой сочинять оркестровую партию, ведь ни один композитор не знал этого инструмента. Так появились небольшие сочиненные ею пьесы и сольные номера в ее исполнении.

Именно к щипковым гуслям относится дебют Городовской в качестве композитора, открывший новую страницу в современной истории старейшего русского музыкального инструмента.

С середины 80-х годов прошлого века ее композиторская деятельность отмечалась премиями трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки и конкурса на приз им. Николая Будашкина.

В канун 80-летнего юбилея артистки вышла в свет её книга «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях», обобщившая опыт ее многолетней творческой работы.

За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Городовская также стала кавалером орденов «Дружба народов» и «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Сегодня о выдающемся композиторе и музыканте вспоминает долгие годы сотрудничавшая с ней народная артистка России, солистка Большого театра России Ирина Журина.

«В жизни каждого исполнителя случаются периоды творческого восхождения к новой еще неизведанной ступени своего профессионального мастерства.

Я была уже, что называется, прописана в труппе солистов оперы Большого театра, когда однажды мне предложили выступить с оркестром русских народных инструментов им. Н.П. Осипова.

После репетиции в зале им. П.И. Чайковского миловидная, улыбчивая женщина предложила исполнить в ее только что законченной обработке русскую народную песню «Травушка - муравушка». - Там есть несколько высоких нот, - сказала она мне - и я уверена, что ваш диапазон позволит с ними справиться.

Это было начало моего творческого союза с выдающейся исполнительницей на гуслях Городовской, продлившегося без малого два десятилетия.

Уже после ухода из жизни Веры Николаевны ее супруг домрист Сергей Николаевич Видякин подготовил сборник посвященных ею мне пьес и романсов. В нем десять произведений для высокого голоса, в разные годы записанные мной на радио и ТВ.

Конечно, мне было приятно занять свое пока еще скромное место в кругу ближайших друзей Веры Николаевны, с которыми у нее уже были творческие связи – Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко, Ольги. Воронец, Людмилы Николаевой.

Это удивительно, но наши голоса были поразительно схожи - у нее было такое же высокое сопрано. Поражало ее умение отличить истинное от наносного, увлечь партнера присущим ей тонким чувством прекрасного.

Мне не забыть ее поздних телефонных звонков: «Ирочка, а как вы смотрите на романс «Слушайте, если хотите»? – Вера Николаевна, он же для баса… - Ничего подобного, он у нас с вами обязательно получится».

И я бросала все и летела к ней на крыльях, заранее радуясь ждущей меня встрече с еще одной, быть может, самой яркой страницей в моем репертуаре, с еще одним очередным вокальным шедевром.

Романсы и песни Веры Николаевны я исполняла в Рязани и в ее родном Ярославле, в Японии и в Австралии, в Англии и в Италии, в США и в Корее… Они легко преодолевали границы - всюду нам с ней сопутствовал успех.

Не боясь показаться нескромной, скажу, что каждый из открывших этот сборник может мне позавидовать. Я благодарна этой солнечной, доброжелательной, улыбчивой, потрясающе талантливой женщине, подарившей мне незабываемые счастливые минуты настоящего творческого успеха.

Интересные факты

- У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.

- В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.

- При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.

- В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага, а затем на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Музыка"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.