Вадим Писарев: "Донбасс Опера" жива и работает вопреки обстоятельствам"
В начале ноября в Москве с единственным спектаклем выступит Донецкий национальный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко.
Коллектив живет ярко и интенсивно — несмотря на сложные условия, выпускает премьеры, проводит выездные спектакли, не забывает о благотворительности: дети из прифронтовой зоны, воины, ветераны труда и многие пожилые люди приглашаются на спектакли бесплатно.
О том, как чувствует себя театр в многострадальном Донецке, нам рассказал художественный руководитель «Донбасс Оперы», народный артист Украины Вадим Писарев — балетная звезда, лауреат международных конкурсов, обладатель приза ЮНЕСКО «Лучший танцовщик мира».
- С чем пожаловали в Москву и куда спешить зрителям?
Мы выступаем в театре «Новая Опера» в рамках четвертого фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». Программа составлялась заранее, и был выбран один из лучших наших спектаклей — «Турандот» Пуччини.
Это крепкая постановка, и, думаю, мы покажем, что находимся на достойном профессиональном уровне, но вряд ли удивим публику. А хотелось бы Москву именно поразить, и у нас есть чем. Несколько месяцев назад в репертуаре появилась «Кармина Бурана» Карла Орфа, вот ее я мечтаю показать.
Мне кажется, столичная публика оценила бы работу. Режиссер Александр Лебедев, с которым «Донбасс Опера» плотно сотрудничает, добавил к самой известной кантате Орфа его же музыку из сценического концерта (так определил жанр сам композитор. - прим. ред.) «Триумф Афродиты», и получилась мощная балетно-оперная постановка в двух отделениях.
- Для Орфа эти произведения логически связаны, ведь в «Триумфе» он вновь обращается к «колесу Фортуны», только уже не в таких мрачных тонах, оставляя человечеству надежду. Хореографию Вы сочинили?
Танцевальная часть — моя. Но дело не в хореографии, а в режиссерской концепции. Спектакль поставлен как театральная мистерия — в нем радости и печали, взлеты и падения, мечты и разочарования, все, что наполняет нашу жизнь.
Тема рока проходит через все действие, звучит трижды — ведь Орф и сочинил триптих. Удивительной получилась панорама человеческих судеб. На сцене вообще нет статичных пауз, и хор не только поет, он двигается, танцует, играет.
Эмоциональный накал страстей и масштабность произведения сильно действуют на зрителей. Жаль, что не смогли поменять гастрольное название. Все-таки показать премьеру гораздо интереснее, чем спектакль, проверенный годами.
- Разве «Турандот» давно в афише?
Наша постановка родилась восемь лет назад, мы ее любим. Она серьезна по режиссуре и вокальным проработкам, добротна по костюмам и декорациям. К счастью, эта опера не погибла под бомбами.
- Пострадало много спектаклей?
Сгорели декорации семи опер и балетов. Среди них — «Кармен», «Спартак», «Летучий Голландец». Во время обстрела в 2014 году восемь снарядов попали в театральный склад, он находится в Киевском районе.
Сейчас практически все пострадавшие спектакли мы восстановили, а вот половины этого большого жилого района нет, стоят пустые, черные, обугленные дома с выбитыми окнами.
- Ситуация в городе стала спокойнее?
Продолжают бомбить. Может, чуть меньше, но я, как и все последние годы, ложусь спать под грохот канонады и просыпаюсь под звуки выстрелов. Люди гибнут каждый день — один, два, три человека — и с одной, и с другой стороны.
Трагическая ситуация. Сказать, что заметны улучшения, не могу. Все ждут мира и устали от ожидания, в этом смысле стало тяжелее. Жители не видят завтрашнего дня, переживают сильный стресс, и он сказывается на здоровье — умирают люди в расцвете лет, в основном мужчины сразу после пятидесяти.
Я похоронил многих друзей, которые никогда не казались слабыми и больными. Но — внезапный инсульт, мгновенный инфаркт и летальный исход. Такие времена, к сожалению.
- Людей не охватила тотальная депрессия?
Донбассцы — народ стойкий, закаленный. Они обожжены и объединены войной, с вниманием относятся друг к другу, это чувствуется во всем. Например, если жарят шашлыки во дворе, а вы тоскуете в одиночестве — можете быть спокойны, вас пригласят к столу, даже в незнакомую компанию.
- Артисты ежедневно ходят на работу или есть какие-то послабления в неспокойные периоды?
Вы имеете в виду бомбежки и обстрелы? К ним все уже привыкли, худшее воспринимают как неизбежное. Театр интенсивно работает, мы живем творчеством, спектаклями, репетициями, новыми замыслами.
- Никто не уходит?
Надо быть правдивым — многие определяются в театры России, уезжают на длительные гастроли, чтобы переждать нынешнее время. Как ни удивительно, на репертуаре «отток» не сказывается: спектакли идут полноценно, у нас 30 теней в «Баядерке», 24 лебедя в кордебалете «Лебединого».
Свой 88-й сезон открыли гастролями в Астрахани, и, по-моему, многие не ожидали, что увидят настоящую профессиональную труппу, где немало не только опытных артистов, но и молодежи. Коллектив жив вопреки обстоятельствам, восстанавливает лучшие спектакли и ежегодно выпускает новые.
Мы трудимся в хорошем контакте с директором театра Евгением Денисенко, он много делает для сотрудников — всем, к примеру, повысили зарплату на 30 процентов.
- Над чем сейчас работаете?
Над балетом «Эскизы» по Гоголю на музыку Альфреда Шнитке и спектаклем о трех рождениях танго на мелодии аргентинских композиторов. Этот удивительный танец появился полтора века назад в Буэнос-Айресе, в начале XX века покорил Париж, а сегодня охватил весь мир. Ставлю оба спектакля сам.
Нет достаточной материальной базы для приглашения хореографов, не говоря о том, что многие не едут в Донецк из-за санкций. Очень они повлияли на нас, даже традиционный фестиваль «Звезды мирового балета» в этом году решили отменить.
Артисты, особенно из-за границы, опасаются приезжать. Они бы и рады, но не хотят ставить под удар личные планы, важные гастроли. Их можно понять. А без знаменитостей какие же «Звезды»?
Снижать уровень и опускать планку не хочется, мы ярко себя показали, более двух десятилетий создавали репутацию. Приглашаем к нам на спектакли — увидите, чем живет театр, услышите взрывы и на многое в жизни посмотрите по-иному.
- С дефицитом зрителей не приходится сталкиваться?
Театр любят, зал заполнен всегда, и это, конечно, самое главное. Мы нашего зрителя своим искусством поддерживаем, а он — нас. Публика стала другой. Более благодарной и внимательной, люди все время ждут чего-то новенького, в зале немало молодых лиц.
Обычно показываем спектакли в пятницу, субботу и воскресенье, и многие ходят все три дня подряд. Они говорят, что театр — отдушина, он помогает отрешиться от проблем и понять: при любых обстоятельствах остаются любовь и сострадание.
- Театралы не опасаются поздних возвращений домой?
Спектакли начинаются в 16 часов — военное время, комендантский час никто не отменял, в 23 часа на улице появляться уже нельзя.
- Не было у Вас желания уехать?
Нет, я родился в Донецке, это моя многострадальная земля, здесь все родное, и что бы ни случилось, я останусь до конца. У меня же и мама в городе, она долго болела, мы ее вытянули, поднялась, начала ходить. Война разъединила немало семей, и нашу «побило».
Сын работал в Москве, сейчас встретил девушку и уехал в Одессу. Дочь учится в Московской академии хореографии, жена курсирует из города в город.
- Как поживает школа хореографического мастерства, которую Вы создали в 1992-м?
Работает в полную силу, на всю катушку, много танцует, создает новые программы. Большой наплыв маленьких детей, и это счастье — значит, культура жива. У нас сильные средние классы, и, думаю, года через три-четыре мы вновь о себе заявим.
Наши воспитанники учатся в лучших академиях, служат в знаменитых театрах Москвы, Петербурга, Европы, побеждают на международных балетных конкурсах. Это хорошо, значит, умеем растить профессионалов.
Балетная труппа «Донбасс Оперы» на 90 процентов — наши ученики. В годы учебы они проходят практику на сцене театра, участвуют во всех спектаклях. Для нас это хорошая опора.
Вот покинуло труппу несколько артистов, а новый выпуск восполняет потерю, и труппа опять укомплектована. Получается, что школа — золотой запас театра.
- Сколько спектаклей в афише «Донбасс Оперы»?
В постоянном активном репертуаре — 26, не считая творческих вечеров и традиционных встреч в Театральной гостиной. Вниманием окружена классика, но не замыкаемся только признанными образцами, создаем немало новых и необычных постановок.
- С каким настроением театр едет в Москву?
Воспринимаем приглашение как признание — радостно, что нас хотят видеть. Постараемся доказать: мы живы и вполне здоровы. Гастроли, да еще и в Год театра, — событие важное.
Беседу вела Елена Федоренко
Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"
Раздел "Культура", подраздел "Музыка"