Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Народная артиста СССР Галина Уланова
Источник: Яндекс картинки
11:32 / 20.01.2020

"Искусство Улановой выстраивало души людей"
"Мы решили сделать фильм, чтобы еще раз напомнить о великой личности ХХ века, ставшей символом русского балета. Нам хотелось рассказать молодым поколениям о примере возвышенного и одухотворенного служения своей профессии, всмотреться в улановские образы и задуматься о ее достойно прожитой жизни. Мы постарались поделиться тем, что знаем лично, чему были сами свидетели"

Исполнилось 110 лет со дня рождения гениальной Галины Улановой. Канал «Культура» представил премьеру фильма «Легенда остается жить». В Театральном музее имени Бахрушина открылась выставка.

Русская сцена знала немало прекрасных актрис, судьбы которых тревожат потомков тайной. Самая неразгаданная — Галина Уланова.

Алексей Толстой назвал ее «обыкновенной богиней», Александр Вертинский определил ее «высочайшее, божественное искусство» как «Евангелие для грядущих веков».

Но никакие эпитеты не передают чуда ее художественных откровений. Молчаливая и замкнутая, она сама ни в какие чудеса не верила, считала успех на сцене результатом труда и ничего не делала для собственной популярности.

Фильм «Легенда остается жить» — личный и сокровенный. Его автор — Владимир Васильев, последний партнер Галины Сергеевны и первый ее ученик в Большом театре, сегодня — президент Фонда Улановой. Он перелистывает страницы жизни, полвека которой связаны с великой балериной.

Подлинность и обаяние картины в том, что миф, в который давно превратилась судьба Улановой, для автора существует в двух измерениях — в пространстве реальных, хоть и ушедших уже, будней и праздников, и в таинственной загадочности, которая «тоньше, чище, изысканнее, выше всего земного».

Она — над всем суетным миром. На экране — неповторимый, воздушный улановский танец. Волнующие и сегодня образы — Мария, Джульетта, Жизель, Лебедь. Редкий дар перевоплощения.  

Записи репетиций отражают нежность к любимой ученице Екатерине Максимовой. Невероятный эмоциональный накал — в улановском показе трагических кульминаций в роли Ивана Грозного.

Васильевский рассказ о «Шопениане», когда Галина Сергеевна неожиданно выбрала его, 18-летнего, себе в партнеры, и фрагменты этого спектакля, запечатленные на пленку.

Свою Уланову вспоминает близкий ей человек — Татьяна Касаткина, дружившая с балериной с 60-х, первый директор ее Музея-квартиры на Котельнической набережной. Звучат строки из писем с фронта — от незнакомых солдат, шедших в бой с ее фотографией как талисманом.

Картина представляет свидетельства справедливой улановской воли при распределении наград на международном балетном конкурсе, где она возглавляла жюри. Зачитываются ее письма в поддержку художников.

Сегодня сама память об Улановой нуждается в защите от грубых вторжений в сферу отношений с мужьями, подругами, домработницами, в которых преобладают нечистоплотные фантазии, в том числе об отведенной ей сталинской волей роли «идола советского балета». Фильм возвращает к самому важному и непостижимому, что было в гениальной балерине.

Тому, что заставило благовоспитанных англичан на гастролях Большого театра 1956 года безоговорочно поверить 46-летней Джульетте, броситься к сцене, забыв про этикет:

сначала следовало почтительно проводить королеву, а только потом давать волю чувствам. Королевская семья покинула «Ковент-Гарден» под восторженные крики зачарованных зрителей, адресованные Галине Улановой. Хроника того вечера тоже включена в ленту.

Владимир Васильев рассказал «Культуре»:

«Мы решили сделать фильм, чтобы еще раз напомнить о великой личности ХХ века, ставшей символом русского балета.

К сожалению, все чаще в печатных изданиях и телепрограммах Галина Сергеевна предстает в приземленно-бытовом плане, с изобилием измышлений и откровенной неправды, копанием в личной жизни.

Это заслоняет главное, о чем так точно сказала Ирина Александровна Антонова:

«Спектакли Улановой выстраивали души людей, учили высокому искусству». Нам хотелось рассказать молодым поколениям о примере возвышенного и одухотворенного служения своей профессии, всмотреться в улановские образы и задуматься о ее достойно прожитой жизни.

Мы постарались поделиться тем, что знаем лично, чему были сами свидетели. Я мечтаю пройти по улице Улановой в Москве или постоять на площади ее имени в Санкт-Петербурге — двух городах, связанных с судьбой балерины.

Отправиться в путешествие на самолете или морском лайнере «Галина Уланова», поклониться ее памятнику.

Пока, к сожалению, это невозможно и наши обращения в различные инстанции результатов не приносят. Фильм — еще один призыв, еще одно напоминание о необходимости отдавать дань памяти нашим великим соотечественникам».

Выставка в Бахрушинском музее необычна и неожиданна. В темном зале — одежда и аксессуары модных мировых брендов.

Элегантные туалеты: голубое шифоновое платье, юбка и кофта «баварского стиля», лиловый наряд с «южноамериканскими» орнаментами — из гардероба Галины Сергеевны.

Ей же принадлежали крохотные туфельки разных цветов, авторские замшевые костюмы от европейских кутюрье, несколько театральных сумочек — шелковых, из панбархата, расшитых бисером, перчатки от «Christian Dior».

Все образцы — шикарные и утонченные, простые и удобные. В этом сочетании — примета настоящей красоты, не кичащейся роскошью и богатством.

Отдельно — украшения: кольца, броши, камеи, кулоны, бусы. Экспозиция представляет кумира, небожительницу — как женщину со строгим и отменным вкусом.

Зал «утопает» в полумраке зеркал и кажется огромным. На самом деле это небольшая комната, в которой постоянно наталкиваешься на собственное отражение и ощущаешь себя кэрролловской Алисой.

Во втором зале — знаменитые портреты Улановой в ролях Жизели, Лебедя, Джульетты.

На столе — компьютеры: нажимай «на стрелочку» и смотри фрагмент записи танца; мне достался прекрасный дуэт Улановой и Александра Лапаури из «Красного мака». Рядом, за черной ширмой, миникинотеатр, где посетители могут присесть и посмотреть балеты и документальные ленты.

Выставка подготовлена при поддержке Фонда Галины Улановой и продлится до 21 марта — дня памяти балерины.

Один из почетных гостей вернисажа — Николай Цискаридзе:

«Так сложилось, что я оказался последним учеником Галины Сергеевны.

Через несколько часов после ее ухода из жизни появился первый некролог, написанный ее официальным биографом и поклонником Борисом Львовым-Анохиным. В нем — слова о том, что я сделал ее жизнь в последние годы насыщенной и интересной. Это мне никогда не приходило в голову.

Мы много времени проводили в репзале, мне было с ней безумно интересно, я обращался с вопросами, просил советов, она относилась ко мне как к абсолютному ребенку. Когда я сопоставил даты рождения, то разница в возрасте меня потрясла.

Конечно, я понимал, что рядом — великая Уланова, но не задумывался о том, настолько она старше меня. Она моложаво выглядела, легко ходила, могла показать любое движение — на репетициях я ее поднимал, делал с ней поддержки, обводки, перехваты. Уланова учила вдумываться в образ, выстраивать роль.

Я всю свою артистическую жизнь мысленно с ней общался, особенно когда начинал готовить новую партию. Вспоминал, что стоит придумывать обстоятельства и реагировать на отношения, как вызывать в себе нужную эмоцию. Теперь, уже как педагог, я многое объясняю ученикам по «улановской методике».

Она считала, что нет в балетах ничего проходного, «Раймонда» и «Баядерка» были для нее спектаклями с большими драматическими ролями. Жаль, что сейчас на проработку деталей меньше обращают внимания, потому и спектакли стали выглядеть пресно.

Последняя наша большая работа с Галиной Сергеевной — Солор. Казалось бы, понятный персонаж, но она подходила к нему очень серьезно. Моему Солору посвящено огромное количество восторженных статей и столько же негативных высказываний — значит, это возбуждало интерес.

Галина Сергеевна осталась в памяти еще и человеком, острым в своих суждениях, с тонким чувством юмора. И все-таки она осталась тайной. Для меня она — ориентир в любви к своему делу, ничего «круче» балета для нее не существовало».

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Музыка"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.