Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Оркестр под управлением Народного артиста СССР Евгения Светланова исполняет Симфонию №5 П.И. Чайковского
Источник: Яндекс картинки
11:11 / 25.03.2020

"Услышать райские сады..."
"Мои музыкальные кумиры? Это и Прокофьев, и Глинка, и все композиторы "Могучей кучки"… Но больше всего я люблю Чайковского. Я даже считаю, что наш Чайковский - непревзойдённый. Ни для Баха, ни для Бетховена… В моём личном восприятии так. Слушая его музыку, ощущаю райские, какие-то совершенно лишённые земных обременений, энергии..."

Композитор Михаил Костылев о гармоническом мышлении, православном коммунизме и фильме "28 панфиловцев"

Он — молод, амбициозен. Он посвящён в "алхимию Духа", ему доступна музыка высших сфер. Он — Михаил Костылев. Композитор с многомиллионной аудиторией.

Масштабная, пробирающая до озноба патетико-героическая музыка Михаила Костылева звучит в фильмах "28 панфиловцев", "Танки", поклонники композитора знают его имя и по компьютерным играм.

Как "вода и камень", "лёд и пламень" на пути от реального к идеальному соединяет он в себе, казалось бы, несоединимое. Стоит ли удивляться в таком случае тому, что однажды Михаил Костылев стал гостем редакции нашей газеты?

Мы встретились с ним в кабинете, одну из стен которого занимает икона последнего императора, святомученика Николая II. Михаил Костылев сразу же "перешёл в наступление".

Я новую политическую программу придумал — "Православный коммунизм" или "Православный коммунист". Таким будет моё кредо.

Я глубоко убеждён в том, что современному патриоту России просто больше некуда деваться, он может быть только православным коммунистом, потому что и Православие, и коммунизм — это наше достояние, наша история, от которой нельзя отказываться.

Всё это необходимо принять, переварить в себе и попытаться из этого сформулировать какую-то единую концепцию.

Глобальных противоречий между христианством и коммунистическими, социалистическими идеями нет… гораздо больше противоречий с капитализмом в вопросах прибыли, семьи, образования, — чего угодно. Везде коммунизм гораздо ближе к христианству, чем капитализм…

- Развиваете идеологему о примирении "красных" и "белых?

Вот как раз "красные" и "белые" сложнее соединяются, потому что кровь была всё-таки пролита конкретно…

А Православие, оно ассоциируется не столько с "белыми", сколько с религией, верой. Была гражданская идеологическая война. Да, она была и против Церкви, но здесь-то и нужно как раз примириться. А вот с "белыми" примиряться не хотелось бы… лично мне.

- То есть вы не только сочиняете музыку — вы размышляете и на более глобальные темы: политические, в том числе?

Музыка, как ничто другое: ни наука, ни какой-либо другой вид искусства, — даёт представление о гармоничном мироустройстве, гармоничном восприятии окружающей действительности.

- Как это у Пушкина: "поверить алгеброй гармонию"? Вы предлагаете поверять музыкой социологию, политологию?

Я бы назвал это гармоническим мышлением. Музыка даёт такой навык.

- Каким был ваш путь в музыку?

Самым обычным. Закончил Московскую музыкальную школу имени Рахманинова по классу кларнета. Поступил в Автомеханический институт, но после окончания института уже знал, что буду писать музыку для игровой индустрии.

- Без специального консерваторского образования?

Сегодня образование сильно изменилось. Гораздо проще стало самому себя образовывать, и даже, я сказал бы, в некотором смысле — полезнее.

Сегодня есть компьютер, есть программа, которая эмулирует оркестр, любые инструменты, есть уроки на YouTube. В принципе, можно самому начинать приобретать знания, навыки в искусстве гармонии и композиции.

- И какова ваша творческая лаборатория?

Компьютер, студийные колонки, мониторы, звуковая карта, наушники. Несколько музыкальных инструментов.

- В средневековье был такой монах Гвидо д`Аррецо. Он совершил реформу в музыке. Предложил нотный стан, названия нот от "До" — Dominus (Господь), до "Си" — Siderae (Небеса).

То есть каждый звук взывал к Всевышнему, к Откровению, к Божественному. Можно ли говорить, что в настоящее время с развитием IT-технологий произошла новая реформа в музыке?

Так на Западе давно принято обозначение буквами и цифрами. Мне это еще в музыкальной школе объяснили, что C, D, E, F, G, A, B — это До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Например, Ля минор Сэптаккорд будет холодно называться Am7.

- То есть реальность такова, что и в музыке мы оперируем западными константами?

Не совсем — у нас ещё остаются классические музыкальные школы. Но и на них уже ведётся охота. На полном серьёзе идёт обсуждение добавления в традиционную советскую систему музыкального образования новых западных современных течений — таких, как рэп.

Хочу подчеркнуть, что "класс рэпа" в принятой у нас традиционной советской музыкальной школе будет означать её гибель.

- Насколько уникально сегодня это явление — композитор?

Смотря какой композитор… На самом деле, сейчас очень много людей занимаются музыкой. Просто музыка, как и человек: одна — с большой буквы пишется, а другая — с маленькой.

Если говорить о современных рэпах, хип-хопах, то о гармоничном мышлении лучше, конечно, вообще промолчать. В рэпе нет гармонии. Там есть текст, в лучшем случае — хороший текст. То есть из музыки, с её мелодией, тональностью, темпом и ритмом, — вырваны только темп и ритм, акцент сделан на ударные, на звукоряд, присущий африканским корням.

Кстати, от афро-американцев рэп и пришёл к нам. Ничего плохого я в этом не вижу, но у нас есть славянская, русская музыкальная традиция. И зачем нам брать, грубо говоря, низкоуровневые инородные манеры, когда у нас есть родные, куда более глубокие, свои?

- Говоря о русской традиции в музыке, хотелось бы узнать о ваших кумирах.

Это и Прокофьев, и Глинка, и все композиторы "Могучей кучки"… Но больше всего я люблю Чайковского, конечно. Я даже считаю, что наш Чайковский — непревзойдённый. Ни для Баха, ни для Бетховена… В моём личном восприятии так.

- Что вы ощущаете, видите, слушая музыку Чайковского?

Рай. Райские, какие-то совершенно лишённые земных обременений, энергии, скажем так.

- Так уж повелось, что Чайковский среди "продвинутой" публики не в чести. Предпочтение — Шнитке, Денисов, Губайдуллина.

Но мне больше нравится раскрытая образная музыка такая, как у Чайковского. Шнитке — это музыка "замороченная", зашоренная всякими музыкальными правилами… она на своего любителя. У неё есть свой слушатель, просто это не я.

- Интересно, в какой момент вы почувствовали себя композитором?

Наверное, когда вышла игра King´s Bounty. Мне люди начали говорить: "О! какая классная музыка!". Это была первая игра с моей музыкой.

- Музыка для компьютерных игр — это, на ваш взгляд, ремесло или искусство?

Для меня и компьютерные игры — искусство. Просто бывают проходные проекты, а бывают действительно серьёзные, которые западают в душу… Не Достоевский, конечно, но есть игры, например, заставляющие задуматься о реальной жизни, позволяющие моделировать свои поступки.

- В вашем бэкграунде — ещё и увлечение Толкиеном. Как совмещаются для вас Чайковский и Толкиен?

Ну, начнём с того, что Толкиен был ярый католик. И в свои произведения он перенёс видение христианское — пусть и еретическое во многом: да, я считаю католиков еретиками.

Он ярко выразил создание единым Богом-Творцом Эру из музыки, из "Песни Айнуров" — Вселенной, это Средиземье, Арда. То есть сначала Единый Бог создал Архангелов, потом вместе с ними пел песни, и так родилась Вселенная. Меня это ещё в детстве поразило.

- И результатом стала "Эльфийская оратория"?

Да. В какой-то момент перечитывал стихи Толкиена, и мне захотелось наложить на них музыку. Я ещё в интернете искал: может быть, кто-то уже это сделал? К удивлению своему, обнаружил, что практически нет.

На данный момент три части "Эльфийской оратории" на эльфийском языке уже написаны, четвёртую пишу. Многие мне писали, из-за рубежа в том числе, что "Эльфийская оратория" невероятно точно отражает книгу.

- В дни гастролей в Лондоне Большой симфонический оркестр исполнял "Вокальный цикл на стихи Роберта Бёрнса" Георгия Свиридова. Так англичане не могли поверить, что это русская музыка.

Организовать на Западе концерты "Эльфийской оратории" — моя мечта. Думаю, мне это удастся. Я как раз хочу показать западному слушателю, что русский композитор лучше понимает то, что они пишут.

- В наш прагматичный век у вас остаётся время для мечты?

Да! Занятно, что за последние недели несколько друзей меня спросили: есть ли у меня мечта? Оказалось, что у них — нет, и от этого мне стало грустно. Потому что у меня мечтаний много.

- Поделитесь?

У меня есть мечта: снять фильм об Илье Муромце. Есть советский фильм "Илья Муромец", который я очень люблю. Интересно было бы переснять его. Пусть это будет римейк. Я написал бы для него, наверное, самую лучшую свою музыку.

- Казалось бы, музыка — самый абстрактный вид искусства. И, тем не менее, именно она оказывается самым идеологичным искусством.

Музыка тем и занимается, что формирует идеологию. И кто продвигает у нас всякие западные тенденции, кто гудит в гудцы срамное и непотребное, — они всё это прекрасно понимают.

- Михаил, с такими взглядами вы не ощущаете свою социальную отдельность?

Нет, у меня много друзей. Среди них есть совершенно аполитичные, есть, кому интересна политика. Есть, кто против всего и за Навального, есть, кто за Сталина. Разные совершенно люди.

- К какой категории себя относите?

Я, скорее, консерватор. Новые веяния для меня — всё равно, что "Квадрат" Малевича, не считаю это искусством. Я против свободы слова. Не должно быть никакой свободы слова. Должна быть ответственность слова. Мне непонятен призыв "Догнать и обогнать Америку!" Зачем? Во-первых, это бесполезно.

Во-вторых, это трата времени и ресурсов, которые надо было бы потратить не на то, чтобы догонять в деле, которое нам же ещё и вредит, а своё продвигать. У нас есть своя культура, свои устои и традиции, своё кино…

Пусть оно артхаусное — значит, артхаусное и надо поддерживать. Что у нас получается, то и надо поддерживать.

- Фильм "28 панфиловцев" стал вашим "звёздным билетом". Хотелось бы узнать, каким образом вы стали участником этого проекта?

Мне всегда хотелось войти в кино… о проекте узнал ещё на стадии краудфандинга, когда деньги на него собирали всем миром. К тому времени у меня уже было ощущение, что "Эльфийская оратория" — это здорово, но… надо что-то для нашей страны делать.

И я думал о симфонии про Сталина. Были мысли о чём-то таком сильном, суровом, но и ответственном, справедливом...

Героическая тематика меня всегда волновала, вот я и принял участие в открытом конкурсе фильма "28 панфиловцев". Зашёл в ВКонтакте в группу проекта, отправил свой двухминутный набросок. Уже позднее узнал, что число желающих написать музыку к фильму было огромным.

- Какова была тематика этого наброска?

Назывался он "Вечный огонь" и в немного переработанном варианте стал лейтмотивом фильма.

- Существовали для вас какие-либо образцы героического кино, музыки?

Да, наверное… Я очень люблю советские военные фильмы: "Они сражались за Родину", "В бой идут одни "старики"... Что же касается музыки, то пытаюсь поддерживать свой почерк.

- Правда ли, что вы хотели работать над фильмом бесплатно?

Изначально, да. Но Андрей Шальопа (продюсер фильма. — прим. ред.) сказал: "Миша, я не люблю "бесплатно" — назови хоть какую-нибудь сумму". Я назвал по минимуму. А потом из "Российского авторского общества" (РАО) пришли деньги, и я был крайне удивлён. Столько денег никогда не видел. Хотел бы сейчас поблагодарить РАО.

- В контексте "современного искусства" деньги — выражение его художественности.

В любом контексте: если человек ставит мерилом ценностей деньги, то это чисто западный подход. На Западе есть поговорка: "Если ты такой умный, то покажи свои деньги". Абсолютно капиталистическая.

Я бы даже сказал, антихристианская. С таким же успехом мы в этой жизни можем себе и дом с бассейном в раю прикупить. В баптистских церквях так и поют: "Бог купил мне, Иисус купил мне дом в раю".

- Вас не смущает агрессивная тотальная пропаганда либеральных СМИ, направленная на умаление подвига и двадцати восьми панфиловцев, и подвига советского народа-Победителя?

Нисколько. Как могло не быть подвига панфиловцев, когда немцев остановили под Москвой, и на разъезде Дубосеково стояла именно Панфиловсая дивизия? Пусть их было не двадцать восемь, а сто двадцать восемь, — разве это что-то меняет?

- Моменты счастья в работе были знакомы?

Может быть, так у многих бывает… но когда я чувствую, что у меня хорошо получается музыка, то начинаю прямо плакать, очень сильно… Вот так, в слезах, я накладывал музыку на последний кадр фильма "28 панфиловцев"…

Специально для кадра квадрокоптеры снимали с высокого ракурса разъезд Дубосеково, установленные там памятники нашим героям…

Музыка должна была подчеркнуть эпичность картины. Я ещё предлагал Андрею Шальопе сделать в конце небольшой ролик в виде карты Советского Союза с отмеченными там местами главных сражений Великой Отечественной войны: Брест, Ленинград, Ржев, Курск, Смоленск, Сталинград… и музыка в это время такая пафосная... вселяется во всю мощь хор, вступает солистка… чтобы показать, насколько колоссальны масштабы боев, нашей Победы…

Но, в принципе, финальный кадр фильма и создаёт такое ощущение.

- На протяжении последних лет тридцати, всего времени вашего взрастания, патриотическое сознание буквально "калёным железом" выжигали. А вас что остановило?

Да, был такой момент. Призывали всех покаяться.

А что меня остановило? Память о деде, может быть... У меня дед дошёл до Берлина, умер в восемьдесят пять лет. Мне было тогда лет двенадцать, у меня остались его медали... В принципе, мы все живём на наследии Победы, оно всё перед нами.

Ты его видишь, через себя пропускаешь, важно не просто уметь музыку сочинять, а уметь историю переживать внутри себя. Глубоко переживать… Наверное, вот в чём секрет.

- Ваш новый проект, фильм о легендарной лётчице Лидии Литвяк, приурочен к 75-летию Победы?

Нет, года полтора, наверное, ещё будем работать. Сейчас только собирают бюджет, денег не хватает. Министерство культуры максимум сорок миллионов может дать. Насколько мне известно, в министерстве такие условия, что крупные суммы выделяют только "звёздным" режиссёрам: Никите Михалкову и Фёдору Бондарчуку.

Я, кстати говоря, посмотрел "Сталинград" Бондарчука. Как только ему совесть позволяет? Там эпизоды… Выходит немецкий офицер, за ним — русская проститутка, так советский снайпер берёт и стреляет в русскую проститутку — вместо того, чтобы фашиста застрелить!

Или: немец идёт к колодцу, воды попить, наш боец стреляет в него. А другой просто с ума сходит: "Ты что?! Как можно стрелять? Даже звери не убивают друг друга у водопоя!!!"

Что за абсурд?! Причём здесь звери, водопой?! Я не знаю, как это уже назвать! Какая-то клиника многослойная… У него такой отец был!

- На войне — как на войне. Будем ждать премьеры фильма "Литвяк", премьер вашей новой музыки. И спасибо вам за эту беседу, Михаил!

Беседу вела Марина Алексинская

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Музыка"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.