Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Владимир Васильев в роли Базиля и Екатерина Максимова в роли Китри в балете «Дон Кихот» танцуют на юбилее, посвященном советской балерине и педагогу Ольге Лепешинской, 1977 г.
Источник: Яндекс картинки
14:05 / 13.05.2020

Планета по имени Владимир Васильев
Теперь его театр – весь мир, планета Земля. Владимира Васильева ждут везде. В Бразилии его школа «Большой» куёт балетные кадры, воспитанные на нашей традиции. Его ждёт солнечная Италия, которая полюбила «русского гения» и окрестила его «Богом танца». Васильева ждут в Академии молодых танцовщиков Франции, о работе с ним мечтают многие театры и школы нашей страны...

Вечный свет воссияет, несмотря ни на что!

Кажется, Большой театр уже четвёртый десяток лет продолжает испытывать своего некогда самого преданного и яркого фаворита. Коронавирусная изоляция сорвала планы юбилейных празднований легендарного Владимира Васильева в Большом и в Театре оперы и балета Казани.

Премьера «И воссияет вечный свет!» на музыку «Реквиема» Моцарта – с масштабными декорациями и компьютерной графикой, хором и балетом, джазом и поэзией – перенесена.

В юбилейном спектакле Владимир Васильев – автор и главный герой. Но вместо сцены он встретил свой день рождения на даче в своих любимых подмосковных Снегирях.

Однако испытания, несмотря на всемирную славу, всегда сопровождали его звёздный путь, закаляли характер и выдающийся талант. Именно они раскрывали всё новые дарования этого Художника, который отмечает в эти непростые дни 80-летний юбилей.

Подобно античному герою, бессмертному Спартаку, ставшему визитной карточкой великого танцовщика и золотого века балета Большого, Васильев героически стойко преодолевал удары судьбы, каждый раз выходя победителем. Уверена, так будет и на сей раз.

Ученик и учителя

Путь, пройденный от русопятого мальчишки по кличке Васька с дворовой окраины Московской области до великого Мастера сцены и полпреда русской культуры в мире, был абсолютно уникальным. Отцу-фронтовику посчастливилось вернуться домой.

Но в его отсутствие, в суровые годы Великой Отечественной, маленького Володю воспитывали простые русские женщины, мама и её сестры. И женская теплота, в которой он вырос, навсегда заронила в душу особое, чеховское отношение к Женщине, закрепившееся и той ролью, которую сыграла в судьбе Володи Васильева Елена Романовна Россе.

Именно она, уникальный педагог и руководитель хореографического кружка, привела в мир танца случайно пришедшего в кировский Дом пионеров шестилетнего светловолосого мальчишку, определив таким образом не только его судьбу, но судьбу балета Большого тетра страны, сцена которого стала первой для восьмилетнего Володи.

Ведь именно на ней в далёком 1948-м он как солист впервые танцевал с группой ребят из Дома пионеров русские и украинские танцы. Так ворвался в искусство этот одухотворённый, «поцелованный Богом» мальчишка, как назвал его много позже знаменитый дирижёр Евгений Колобов.

В купленной мамой к майским праздникам матросской бескозырке, на которой золотыми буквами было написано «Герой».

Затем было Хореографическое училище Большого театра. И плеяда выдающихся учителей и мастеров-хореографов: Алексей Ермолаев, Галина Уланова, Касьян Голейзовский, Леонид Лавровский, Юрий Григорович…

Об этих людях Васильев может рассказывать бесконечно. Потому что они и многие другие не только сформировали его как артиста, но и навсегда заложили духовный код этой многогранной личности.

Царь сцены

С 1958 года началось стремительное и триумфальное завоевание Васильевым сцены Государственного академического Большого театра и других главных сцен мира, которое длилось несколько десятилетий. И продолжается по сей день.

Вскоре после его прихода в театр великая Галина Уланова выбрала юного танцовщика своим партнёром в классическую «Шопениану». Васильев восхищал высоким парящим прыжком и виртуозными вращениями, лёгкостью в пируэтах и буйным темпераментом в танце.

Васильеву было всего девятнадцать, когда Юрий Григорович дал ему главную роль, Данилы-мастера, в своей первой постановке в Большом театре – балете «Каменный цветок». Следом – принёсшая новый успех роль Иванушки в «Коньке-горбунке».

В 26 лет он стал первым исполнителем Щелкунчика-Принца в легендарной постановке Григоровича. Наконец, в 28 лет – роль героического Спартака, принёсшая артисту всемирную славу.

Однако лично для меня одним из самых сильных впечатлений явилась роль Ивана Грозного, созданная Васильевым в одноимённом балете С. Прокофьева.

Это живописно-историческое полотно, развёрнутое Юрием Григоровичем и его соавтором, выдающимся театральным художником Симоном Вирсаладзе, явилось не только новой вехой в истории русского театра и русского балета, но и новой вершиной в актёрско-пластических завоеваниях Владимира Васильева.

Тогда, в 1975 году, балетмейстер поставил задачу «станцевать» реальную историческую личность – царя Ивана IV. В балете было много «исторических цитат». Запомнилась одна из них, когда царь в уродливой маске пляшет вместе со скоморохами, издеваясь над перепуганными боярами.

В конце своего гротескового танца Грозный заставляет одного из бояр выпить яд из кубка с отравленным питьём для Анастасии. Этот эпизод в воспоминаниях участников отмечен двумя происшествиями, доказывающими всегдашнее стремление Васильева максимально задействовать собственно актёрское дарование.

На одном из спектаклей Владимир Васильев вышел на сцену без маски (танцовщик считал, что она не позволяет ему полностью проявить актёрские возможности) и поплатился за это строгим выговором.

Темперамент и непревзойдённая актёрская органика Васильева великолепно отражали режиссёрскую изобретательность Григоровича.

В сцене, где Царь травит бояр, душит их и таскает на аркане, особенно эффектен был эпизод с посохом: Иван, стоя на помосте у задника, кидает в кучку столпившихся на авансцене заговорщиков тяжёлый посох с железным наконечником.

В последний момент бояре бросаются врассыпную, а посох, пролетев метров тринадцать, вонзается железным наконечником в планшет сцены.

Однажды один из бояр поскользнулся и, растянувшись на полу, беспомощно наблюдал за тем, как двухкилограммовое оружие летит к нему по воздуху. К всеобщему облегчению, посох пробил одеяние боярина, не задев его самого.

Работа над этой ролью стала для Васильева одним из самых сильных актёрских завоеваний, он неоднократно вспоминает о ней в связи с репетициями с Г.С. Улановой. Своего рода внутренняя мастерская существовала между педагогом и учеником.

Галина Сергеевна находила бесконечные нюансы, погружаясь вглубь роли Грозного. Это касалось выверенного положения рук, кистей, позиции корпуса, особых наклонов туловища и головы. Режиссёрское видение Улановой было очень сильным.

Её было не узнать, когда она показывала, как смотрит Иван, что с ним происходит, как он реагирует на несправедливость, на всё своё одиночество, как он бунтует, как рвётся вся его исковерканная, истерзанная душа, как скрючивается рука, когда он не может молиться.

Это была огромная школа, переданная любимому ученику.

«Катя и Володя»

Так ласково стали называть их в Париже в 1961 году, куда они приехали, можно сказать, прямо из ЗАГСа на премьеру двухсерийного фильма о себе – «СССР с открытым сердцем», созданного российскими и французскими кинодеятелями на двух языках.

Картина была сделана в период оттепели для демонстрации в СССР и Франции. Её главные герои, влюблённые Катя и Володя (Е. Максимова и В. Васильев), бродят по Москве накануне Нового года. Мы видим столицу их глазами, попадаем вместе с ними в Большой театр, на репетиции и балетные спектакли…

С тех пор молодая пара стала «послом мира» и осталась им навсегда.

Как только не называли Максимову и Васильева, какие высокие эпитеты не применяли! Зрительская любовь к ним не знала границ. А они не знали покоя – творческого покоя, человеческого, не знали полноценного отдыха. Они оба заплатили за эту всемирную любовь огромную цену абсолютной самоотдачи.

Взявшись за руки ещё в Московском хореографическом училище, они так и не разомкнули рук до самого ухода Екатерины Сергеевны Максимовой. Хотя порой держаться было больно и нелегко.

Но их никогда не смущали бытовые тяготы (комната в общежитии, а потом – в коммунальной квартире), с которых начиналась совместная жизнь. Ведь главным местом их жизни всегда была сцена и балетный класс. Однако любимый дом всё же построили.

В подмосковных Снегирях, в которые влюбились однажды, приехав в гости к Майе Плисецкой.

Все, кто знал Васильева и Максимову, работал с ними, говорили об их абсолютно разных характерах и подходах к работе. Максимова была крайне скрупулёзным человеком и могла часами работать над одним и тем же движением. «Катя – стайер. Я – спринтер», – говорит Васильев.

Он нередко признаётся, что если бы не судьба, приведшая его в балет, и удачные детские дебюты, то он никогда бы не стал этим заниматься.

Причина – его разносторонняя натура, постоянно ищущая и не терпящая повторяемости, порывистый, темпераментный стиль жизни, постоянный поиск творческой реализации новых идей.

Вероятно, эта разница и создавала уникальное энергетическое поле между партнёрами высочайшего профессионального и художественного уровня, которое рождало шедевры. Список их огромен.

Тяжёлые проблемы со здоровьем, выпавшие на долю Екатерины Максимовой, Васильев разделил сполна.

Травма позвоночника, полученная Екатериной Сергеевной на репетиции «Ивана Грозного», обернулась трагедией, которую она сумела преодолеть, – и триумфально вернулась на сцену, подарив зрителям знаменитую «Жизель», где они с Васильевым вновь завораживали зрителей неповторимой гармонией и филигранным мастерством.

Тот исторический спектакль Васильев танцевал в пол-оборота к ней. Чтобы всё время держать её в поле зрения и подхватить, поддержать в нужный момент. Впрочем, так же он и жил.

Помимо множества сценических и педагогических достижений, Васильев и Максимова приложили немало усилий к организации ряда всероссийских и международных конкурсов, к проведению в Перми ставшего популярным конкурса артистов балета «Арабеск».

Им Васильев руководит и в настоящее время. А Гран-при носит имя Екатерины Максимовой.

Танец судьбы длиной в полвека, который они станцевали вместе, продолжается в наших сердцах, нашей памяти, в истории отечественной и мировой культуры. К этому танцу присоединились и продолжают присоединяться их ученики. Ученики их учеников…

И эта цепочка, как написал в своих стихах Владимир Васильев, непрерывна и неразрывна.

Цепочка дней,
часов,
ночей.
Цепочка лет,
десятилетий
Связала нас одной судьбой.

И всё, что сделано тобой
И мной на этом свете,
Нерасторжимо…

И звенья эти –
Не распрямить,
Не расковать,
Не разогнуть,
Не разорвать.

А только дальше продолжать
И быть за всё в ответе...

Из Большого театра, ставшего для Владимира Васильева главным местом всей жизни, центром притяжения души и сердца, его увольняли дважды. И оба раза это было для него полной неожиданностью.

Первое расставание с ГАБТ произошло в 1988 году. Что двигало великим Григоровичем, который «отправил на пенсию» не только Васильева и Максимову, но и других именитых танцовщиков – Мариса Лиепу, Майю Плисецкую, Нину Тимофееву, других выдающихся мастеров сцены, – сегодня сказать трудно.

Официальная формулировка «не прошедшие по творческому конкурсу» была «ширмой», так как многие изгнанные даже не присутствовали на этом конкурсе.

Данное политическое решение, подсказанное именитому хореографу «сверху» в связи с затянувшимся конфликтом внутри театра, теперь хочется рассматривать как последнюю каплю застойных процессов внутри страны…

Владимир Викторович вернулся в Большой в нелёгкие для страны 90-е. Правда, уже в качестве руководителя. Театр раздирали противоречия, труппа и репертуар были в кризисной ситуации.

Владимир Коконин, тогдашний генеральный директор, опытный руководитель и стратег, сначала предложил Васильеву возглавить балет Большого, но получил категорический отказ.

Васильев за годы разлуки получил успешный опыт работы режиссёра и хореографа в стране и за рубежом, и ему не интересно было возвращаться к прошлому.

Владимир Васильев стал художественным руководителем – директором Большого театра России в 1995 году. Перед ним была поставлена задача не только объединить противоборствующие стороны, но и поднять театр на новый художественный уровень.

Несколько часов тогдашний премьер правительства страны Черномырдин уговаривал его занять этот пост, и он согласился.

Я хорошо помню пять лет работы Владимира Викторовича Васильева на этой должности, так как возглавляла в те годы отдел культуры российской правительственной газеты и мы часто встречались.

Помню тогдашний его образ энергичного, порывистого человека в чеховском пенсне, двери кабинета которого были всегда демократично открыты.

За время руководства Васильева в театре было выпущено 16 балетов и 14 опер. О многих из этих постановок я писала, так как они становились подлинными культурными событиями.

Среди них: «Хованщина» в постановке Б. Покровского, в которой Васильев поставил хореографические сцены, опера «Травиата», хореографическая редакция балета «Лебединое озеро». Васильев искал новые формы во всём: в декорациях, костюмах, в репертуарной политике театра.

Эти поиски привели к созданию им новой хореографической версии «Жизели», костюмы к которой постановщик пригласил сделать знаменитого кутюрье Юбера Живанши. То был театральный дебют именитого модельера и, конечно, эксперимент, на который в прежние времена в Большом никто не решался.

Революционность цветовой палитры, яркой, насыщенной, породила споры балетоведов, но зрителя не оставила равнодушной. Спектакль был принят восторженно и остался в репертуаре на долгие годы. Васильев много работал с молодёжью, открывал новые имена.

Одним из них стала юная Светлана Лунькина, которая предстала перед публикой в партии Жизели. К новаторским работам того периода относится и балет «Балда» на музыку Д. Шостаковича, где сам постановщик танцевал в главной роли, продемонстрировав богатейшую палитру своего неповторимого характерного дарования.

Помню триумфальные гастроли Большого под руководством Васильева, которые состоялись после длительного перерыва в Лондоне (1999 г.), а затем в США (2000 г.).

Кстати, возглавив Большой, Владимир Викторович приглашал вернуться в театр некоторых мастеров, ранее «не прошедших» вместе с ним «по конкурсу».

Но после падения железного занавеса большинство из них уже были востребованы за рубежом, где успешно работали, а кто-то, например Марис Лиепа, ушёл из жизни, не выдержав предательства и отлучения от любимого дела.

Напомню также, что разговоры о реконструкции Большого театра начались ещё при Васильеве, и именно он настоял на строительстве Новой сцены, убеждал вышестоящее руководство, что страна не может остаться без главной сокровищницы отечественной культуры.

О своём очередном увольнении Владимир Викторович узнал по радио, когда утром собирался ехать на работу. Его должность упразднили. И он вновь покинул ГАБТ.

Прошло 20 лет. Мир узнал Васильева-живописца. Это его творчество завораживает не меньше, чем танец, вызывая такие же восхищённые овации. Выставки в лучших залах мира и постоянный труд в окружении мольбертов и красок.

Он увлечён так же самозабвенно, как когда-то, в другой стране, на другой сцене. Только теперь он больше рисует не на сцене, а на холсте. Холст отнять труднее, чем театр...

Теперь его театр – весь мир, планета Земля. Владимира Васильева ждут везде. В Бразилии его школа «Большой» куёт балетные кадры, воспитанные на нашей традиции. Его ждёт солнечная Италия, которая полюбила «русского гения» и окрестила его «Богом танца».

Здесь он также создал театр и школу, поставил множество замечательных спектаклей. Васильева ждут в Академии молодых танцовщиков Франции, о работе с ним мечтают многие театры и школы нашей страны, для которых он тоже находит время…

Только почему-то, когда мы недавно встретились в фойе одного из московских театров, мне захотелось принести от всех нас покаяние ему, великому артисту, явлению планетарного масштаба с очень простым русским именем – Владимир Васильев, который по-прежнему заставляет нас верить, что «воссияет вечный свет».

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Музыка"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.