Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Народный артист России дирижёр Владимир Павлович Андропов
Источник: Яндекс картинки
13:24 / 25.08.2021

Музыка на все времена
"Статус коллектива имени Осипова настолько престижен в музыкальном мире, что каждый, кому доверено стать здесь за дирижёрский пульт, ощущает себя патриотом великой страны. Это не высокие слова, это смысл всей моей сегодняшней работы. Я абсолютно солидарен с теми, кто считает: главная цель культуры - формирование патриотизма и любви к родине", - Владимир Андропов

Владимир Андропов: на юбилейном концерте будут сюрпризы

Если вам невдомёк, как наладить настроение, а то и просто возникает потребность вкусить настоящего, истинно самобытного искусства, рекомендуем отправиться на концерт Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова.

В нашей жизни, несмотря на разные жизненные обстоятельства, не так уж мало причин подарить себе праздник. Но тут особый случай.

Именно такую атмосферу вот уже более ста лет гарантирует слушателям этот удивительный коллектив, который сегодня возглавляет Владимир Павлович Андропов.

Народный артист России, профессор, нынче празднующий 75-летний юбилей, относится к тем не столь многочисленным в наше время творческим личностям, одно имя которых на афише – уже гарантия успеха.

Им удаётся всегда тонко чувствовать запросы публики, заряжая её положительными эмоциями.

Таков Андропов, способный со своим коллективом не только создавать в концертном зале праздничный настрой, но и снабжать его присущей только его богатой творческой фантазии краской, удивляя слушателей неожиданными пассажами ансамблей из балалаек и домр, гуслей и жалеек.

В одном из интервью, отвечая на вопрос, не стрёмно ли было дирижёру, большую часть жизни проведшему за пультом симфонических оркестров, однажды «опуститься» до уровня руководства балалайками и домрами, Андропов сказал:

– Отвечу словами своего легендарного коллеги Евгения Фёдоровича Светланова: «Нет дирижёров симфонического оркестра, духового, народного. Есть хорошие и плохие дирижёры».

Вы думаете, я сам не задавался вопросом: зачем иду сюда, когда согласился 12 лет назад на эту должность? Имея при этом за плечами многолетний опыт работы в Большом театре в спектаклях опернобалетного репертуара мировой классики.

Но статус коллектива имени Осипова настолько престижен в музыкальном мире, что каждый, кому доверено стать здесь за дирижёрский пульт, ощущает себя патриотом великой страны.

Это не высокие слова, это смысл всей моей сегодняшней работы. Я абсолютно солидарен с теми, кто считает: главная цель культуры – формирование патриотизма и любви к родине.

Поэтому отнюдь не стесняюсь называть себя патриотом. Оркестр Осипова, если хотите, – это флаг страны!

В советские времена его гастроли за рубежом были востребованы настолько, что артисты оркестра не появлялись на родине по три-четыре месяца.

К слову, взаимоотношения Андропова с осиповцами могли начаться ещё без малого сорок лет назад, когда ушёл его худрук Виктор Дубровский.

Владимир Павлович, надо сказать, весьма успешно продирижировал тогда этим оркестром, но, познакомившись ближе с его корифеями – гусляршей и композитором Верой Городовской, балалаечником Анатолием Тихоновым и другими виртуозами, честно себе признался:

«Нет, пока этот коллектив не для меня. Мне ещё сюда рано».

Согласился же по приглашению Минкультуры вернуться сюда, когда почувствовал, что здесь исполняется музыка на все времена, что здесь ему совсем не помешает богатейший, накопленный годами опыт работы в Большом театре, где, кстати, признаётся, поседел он уже через год.

... А всё началось в далёких 70-х, когда новоиспечённый выпускник Белорусской государственной консерватории, начав карьеру в качестве дирижёра Белорусского симфонического оркестра, сразу покорил любителей музыки своей нестандартной энергетикой, умением вести за собой не только оркестр, но и слушателей.

Но какой же солдат, переиначивая известную поговорку, не хочет стать. дирижёром Большого театра?! Конкурс среди 15 соискателей на должность худрука сценического оркестра стал его первой победой.

А дальше надо было срочно менять свою однушку на престижнейшей минской улице Сурикова (здесь жили известные белорусские деятели культуры, к примеру руководитель «Песняров» Владимир Мулявин) на Москву.

Кстати, вспоминая свою первую в жизни собственную крышу над головой, Владимир Павлович сегодня уточняет: «Получил я её там не как музыкант, а как. спортсмен».

– ???

– А чего вы удивляетесь? К спорту у меня тяга ещё с консерватории: настольный теннис, баскетбол. Но мастера спорта я получил по бадминтону. Дирижёру при его физической нагрузке совсем не помешают занятия спортом. К тому же я был членом сборной СССР по бадминтону.

Любопытно, что как «сборнику» Андропову платили в разы больше, чем на преподавательской работе в консерватории.

А если учесть, что к ним приплюсовывались ещё и талоны на бесплатное питание, то нам, поклонникам его творчества, стоит только радоваться тому, что «спортивные» деньги тогда не поставили точку в его дирижёрской карьере.

Как он сам считает, спортивная закалка ему очень помогает и по сей день – ведь основная нагрузка в работе ложится на дирижёрские руки, ладони которых уже в юности описывали виртуозные пассажи, ставя в тупик соперников.

А ещё – и это тоже помогает – рыбалка. По его собственному признанию, она высвобождает ему время для мыслей о будущем репертуаре, об оркестре. Хотя обычно, если спросить любого рыбака, о чём он думает, сидя с удочкой, тот обязательно скажет: только о поплавке.

А вообще, убеждает Андропов, время, которое люди проводят на рыбалке, не сокращает жизненный цикл, оно его продлевает.

Кстати, есть поверье, что все рыбаки – личности неординарные. Например, заядлым рыболовом был и дирижёр Евгений Светланов, который всё свободное от гастролей время вместе с коллегой поэтом Леонидом Дербенёвым отправлялся удить рыбу в Карелии.

Встретившись накануне юбилея с Владимиром Павловичем, мы спросили его, что особенно памятно ему в его биографии.

– Наверное, моё появление в Большом театре. Помню, когда я выиграл конкурс на должность дирижёра сценического оркестра (это музыканты, работающие за сценой и на сцене, так называемая банда – понятие совсем не то, о котором вы подумали), директором театра был Георгий Александрович Иванов (его в кулуарах называли ГАИ).

Мы с ним сразу договорились, что, если на меня будут жаловаться, пусть он обязательно знакомит меня с деталями жалоб. Так мне будет легче найти общий язык с коллективом.

И вот однажды он мне сообщает: «Есть жалоба: «Всем хорош новый дирижёр, но есть недостаток, мешающий творческому процессу, – никогда не улыбается».

Пришлось объяснять, что улыбаться в коллективе, где тогда не всё было ладно с производственной дисциплиной, по меньшей мере несерьёзно. Вот наведу порядок, тогда и повод для улыбки появится.

– Это странно, поскольку и в «банде Большого», и в осиповском оркестре о вашем чувстве юмора только ленивый не рассказывал… Кстати, как бы вы себя охарактеризовали: жёсткий или демократичный руководитель?

Артисты оркестра всегда тонко чувствуют настроение дирижёра перед тем, как он станет за пульт. И, если оно плохое, сразу это замечают. Понимая, что в такой обстановке они и работу свою будут выполнять хуже, я, например, делаю над собой усилие, начинаю улыбаться, шутить.

Моё настроение должно оставаться со мной, если я хочу от коллектива чего-то добиться.

– Наверное, у вас есть всегда и припасённый для оркестра анекдот?

И не один, но он всегда должен быть предметным – кстати.

– Говорят, гениальный итальянский дирижёр Артуро Тосканини так объяснял, почему в составе его оркестра никогда не было ни одной женщины: «Они очень мешают. Красивые отвлекают моих музыкантов, а если безобразны, то ещё больше мешают мне!» Для вас так вопрос не стоит?

Видите ли, в моём оркестре некрасивых женщин не бывает. Любая из них, освоившая в совершенстве инструмент, уже прекрасна. А вообще, для меня главное – это здоровая атмосфера в коллективе.

Важно, чтобы каждый, вне зависимости от гендерной принадлежности, и все мы вместе одинаково переживали за качество нашей работы. Наш принцип – брать из Гнесинки самых талантливых, и они не обманывают наших ожиданий.

Так, у нас недавно молодая домристка стала лауреатом первой премии Всероссийского конкурса. С большим успехом выступает и молодой баянист Данил Стаднюк, который, кстати, ещё и весьма успешно выполняет дирижёрские функции.

Практически весь оркестр – это лучшие кадры страны: подавляющее их большинство – лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Это не только прибавляет интерес к тому, что мы исполняем, но и убеждает в правильности пути, который мы выбрали.

– В сентябре, как известно, в Концертном зале им. П.И. Чайковского состоится концерт, посвящённый вашему юбилею. Стоит ли, как принято всегда во время ваших выступлений, ждать какого-либо музыкального сюрприза, открытия?

Обязательно, но не стану это объявлять сегодня, иначе это будет уже не сюрприз. Обещаю лишь что-то неожиданное совершенно, что может с блеском и впечатлением на всю жизнь исполнить только Оркестр русских народных инструментов имени Осипова.

Беседу вели Анатолий Журин и Николай Тарасенко

Примечание:


Оркестр имени Осипова – без всякого преувеличения, национальное достояние России. За его дирижёрским пультом стояли выдающиеся музыканты Виктор Дубровский, Николай Осипов, Николай Калинин, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев.

С оркестром выступали легендарные артисты Большого и Мариинского театров: Сергей Лемешев и Иван Козловский, Иван Петров и Александр Огнивцев, Ирина Архипова и Елена Образцова, история оркестра освящена выступлениями прославленных исполнительниц русских народных песен – Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Лидии Руслановой.

Сегодня оркестр возглавляет Владимир Андропов, артист редкого дарования, бережно продолжающий славные традиции русского музыкального искусства. Пожелаем же ему и в дальнейшем не уставать радовать любителей русской народной музыки, которой в наше непростое время всем нам явно не хватает.

Беседу вели Анатолий Журин и Николай Тарасенко



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.