Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Сцена из оперы "Евгений Онегин" П.И. Чайковского в Московском театре "Новая опера"
Источник: Яндекс картинки
12:26 / 10.11.2021

Нужны ли нам Онегины?
«Единственный, кого мы по-настоящему боялись, так это «великого и ужасного» Виктора Сергеевича Попова, нашего художественного руководителя, выдающегося музыканта и, как сейчас понимаешь, «отца родного». Уже тогда пришло ощущение сродства со сценой, пребывание на которой стало твоим естеством. К тому времени у меня уже имелся опыт оперного пения. - говорит  Василий Ладюк

Кажется, ещё совсем недавно я писал о появлении на оперном небосклоне столицы молодого талантливого певца Василия Ладюка.

 Прошло время, и о нём уже говорят как о признанной звезде мировой оперы: от Большого и Мариинки до Метрополитен-оперы и Ла Скала - таков «творческий полёт» артиста. Победитель международных вокальных конкурсов, желанный гость в оперных театрах Европы, обеих Америк, Азии и, естественно, России.

Если в начале его карьеры Пласидо Доминго (на конкурсе «Опералия» 2005 года, основателем и попечителем которого является этот выдающийся артист, Василий завоевал первую премию) назвал его «надеждой молодой России», то уже в 2015 году Елена Васильевна Образцова в передаче «Василий Ладюк. Уроки пения» (канал «Культура») представляет его как первого баритона страны.

Подающий надежды дебютант превратился в оперного мэтра. Многогранный талант певца проявляется и в других сферах деятельности: Ладюк - основатель и художественный руководитель ставшего уже традиционным фестиваля ОПЕРА Live, который можно назвать творческой лабораторией певца.

Со своими коллегами и единомышленниками он поставил цель - находить новые таланты и открывать для них дорогу в сонм звёзд оперного олимпа.

Плотный график работы даже в период пандемии не даёт возможности певцу сидеть без дела. Нам удалось найти его в бельгийском Льеже, где Василий Ладюк занят в постановке оперы Чайковского «Евгений Онегин».

- Насколько мне известно, ваш дебют на Западе в качестве оперного солиста состоялся именно в Бельгии. Вы помните свои ощущения?

Да, конечно. Впервые на сцене оперного театра за границей мне довелось выступать в партии Щелкалова в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Это было в 2006 году в Королевском оперном театре Ла Монне в Брюсселе… во Фландрии. Сейчас же я нахожусь в столице Валлонии, а это несколько иная история.

Если бросить взгляд в прошлое, то нужно сказать, что у меня был довольно обширный опыт выступлений на различных площадках по всему миру в качестве участника и солиста сначала хора мальчиков, а затем мужского хора Академии хорового искусства.

Тот детский опыт многое дал, многому научил. На самом деле ни сцены, ни публики мы не страшились.

Единственный, кого мы по-настоящему боялись, так это «великого и ужасного» Виктора Сергеевича Попова, нашего художественного руководителя, выдающегося музыканта и, как сейчас понимаешь, «отца родного».

Уже тогда пришло ощущение сродства со сценой, пребывание на которой стало твоим естеством.

К тому времени у меня уже имелся опыт оперного пения. Но… тут другая ответственность. Ни Попов и ни кто другой из своего театра не защитит, не поддержит - ты один.

Естественно, коллеги по сцене, представители различных служб помогали, не отрицаю, но это совсем другое.

- Давайте очертим небольшой круг - ваш дебют в партии Онегина состоялся в 2005 году в театре Новая Опера в Москве, а сейчас, 16 лет спустя, вы участвуете в новой постановке этой оперы в Королевском оперном театре в Льеже - между ними Милан, Париж, Лондон, Осло, Токио, и везде успех, восторженные отзывы. Но, если честно, вам не надоело петь Онегина?

 Я с детства до сих пор очень люблю сливочное мороженое в вафельном стаканчике… Разве оно может надоесть? Шутка… Ну а если серьёзно, то для меня этот образ каждый раз открывается по-новому - я чувствую его объёмнее и тоньше.

Поразительно, но я и музыку в каждом новом образе ощущаю иначе. В этом гениальность обоих авторов: Пушкина и Чайковского. Кроме того, в моём репертуаре много других интересных персонажей, так что порой я даже начинаю скучать по Евгению, если долго его не пою.

- А что для вас значит Онегин и есть ли различия в выстраивании этого образа в разных театрах и постановках? Вы можете не соглашаться с режиссёром и настаивать на своем видении героя? Вообще, он вам легко дался?

 Онегин - мой любимый герой. Не могу сказать, что эта роль мне далась легко, я имею в виду не вокальную сторону – я о проникновении в образ персонажа, которого ты исполняешь.

Близкий друг сказал про моего дебютного Онегина в Новой Опере, которым я, в общем, был доволен, что он был несколько «деревянным». Наверное, даже наверняка он был прав.

Я должен поблагодарить режиссёра Дмитрия Чернякова (с ним я дебютировал на сцене Опера Гарнье в Париже), который помог мне в процессе работы над ролью найти те черты характера персонажа, которые сложились в моей голове в чёткий образ.

Безусловно, я не играю Онегина везде и всегда одинаково (даже в одной постановке) - у каждого режиссёра есть свои задачи, с которыми нужно считаться.

Так, в прошлом году в Токио я участвовал в постановке Дмитрия Бертмана. У него, соответственно, было своё видение Онегина. Не соглашаться, спорить с режиссёром - это не то.

Нельзя, как мне кажется, давить ни одной, ни другой стороне. Главное - найти то решение, которое бы устраивало обе стороны, тогда будет хороший результат. И он был… во всяком случае, судя по тому, как принимали спектакль.

- Вы ведь даже получили премию «Онегин» в почётной номинации «Звезда». Приятно ощущать себя звездой?

Позволю себе ответить на этот вопрос словами Владимира Маяковского: «...если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» Конечно, признание само по себе приятно, но это эмоции, а эмоции мимолётны.

На самом деле работать надо, «пахать» и каждый раз подтверждать своё право выходить на сцену. Иначе можно и в потухшую звезду превратиться (смеётся).

- Сейчас, когда у вас уже немалый опыт выступления на оперной сцене, с кем вам удобнее или интереснее петь - с признанными звёздами (назову лишь несколько имен: Образцова, Нетребко, Абдразаков) или с талантливой молодёжью?

Опыт, надо признать, у меня в этом плане немалый. Ещё мальчиком из хора мне доводилось выступать с такими мэтрами, как Ирина Константиновна Архипова, и даже с Иваном Семёновичем Козловским.

Правда, детьми мы не осознавали величия момента, но подсознательно входили во вкус того уровня исполнительства, которое задавали эти гиганты оперной сцены.

Понимаете, дело не в звёздном статусе партнёров. Интересно тогда, когда партнёр находится с тобой на одной волне, когда его присутствие на сцене, его пение способствуют раскрытию и твоих возможностей и сценическое действо в результате превращается в жизнь.

А это может произойти также и в творческом единении с талантливой, как вы сказали, молодёжью. Я и сам из неё вышел.

- У вас на настоящий момент уже довольно впечатляющий репертуар. Какие роли, пусть даже и не главные, из того, что вы пели, особо дороги вам, любимы?

 Наверное, для меня всё же не существует главных и неглавных ролей. С каждой ролью связана какая-то история, которая делает её особенной. В роли Андрея Болконского я дебютировал на сцене «Метрополитен-оперы».

Когда в следующий раз в Нью-Йорке я был занят уже в другой постановке, то был поражён тем, что зрители после спектакля просили меня поставить автограф также и на программке «Войны и мира». Согласитесь, очень трогательно.

А разве может кого-то оставить равнодушным песня Веденецкого гостя из оперы «Садко» - этот маленький музыкальный шедевр?

В партии князя Елецкого я дебютировал в Большом театре, где состоялась моя творческая встреча с Еленой Васильевной Образцовой. Это был незабываемый урок высокого мастерства.

Впоследствии я не раз имел счастье выступать в «Пиковой даме» с этой великой певицей как в нашей стране, так и за рубежом. Конечно, я очень люблю и других своих героев: Жоржа Жермона, Фигаро, Зургу, Роберта - не стоит, наверное, перечислять всех.

- На какое-то время пандемия приостановила для многих театров и исполнителей их деятельность, но, судя по вашему графику передвижений, вы много работаете, гастролируете?

 Мой график также был нарушен пандемией, и более полугода было полное затишье. А затем всё начало потихоньку оживать: сначала у нас в стране, теперь и за рубежом. Надеюсь, что мы останемся в этом позитивном темпоритме и больше не будет таких перерывов в работе.

- В этой связи хотелось бы задать такой вопрос - вы активно сотрудничаете с известной компанией «ЛУКОЙЛ». В чём состоит это сотрудничество, и что оно вам даёт?

Одним из направлений обширной деятельности Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» является поддержка культуры, сохранение культурного наследия, просветительская деятельность в области культуры - своего рода культуртрегерство.

Именно это определяет наше сотрудничество с фондом, президентом которого является Нелли Юсуфовна Алекперова, большой знаток и ценитель классической музыки.

В нашу команду помимо меня входят Вероника Джиоева, Алексей Татаринцев, Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева и другие известные исполнители.

Фонд организует концерты по всей России. Наша задача состоит в том, чтобы познакомить жителей даже самых отдалённых уголков нашей огромной страны с её классическим наследием.

То, чем занимается фонд, дело благородное, и я с большим удовольствием принимаю участие в его акциях.

- У вас относительно небольшой, но очень впечатляющий опыт участия в конкурсах - в один год, а именно в 2005 году, вы стали победителем трёх самых престижных международных конкурсов. А теперь уже вас приглашают в жюри конкурсов.

Помню, как на одном таком состязании я был свидетелем следующей картины: на сцене конкурсантка исполняет сложное произведение, а две известные певицы, члены жюри, довольно громко переговариваются между собой.

Понятно, что оценить выступление они могли и по первым нотам, но для исполнителя такое отношение крайне дискомфортно, оно может всё испортить: и так огромное волнение, а тут это… Вы, когда сейчас сидите на прослушиваниях, вспоминаете свои былые ощущения и страхи? Проявляете сочувствие к трепещущей поросли?


Конкурс - это очень сложное испытание как для конкурсантов, так и для членов жюри. Что касается этих дам из жюри, то я не буду ни оправдывать их, ни осуждать.

Наша профессия очень непростая, и условия, в которых ты существуешь, довольно жёсткие и порой жестокие: это вам не «молочные реки, кисельные берега».

Поэтому уже на этом этапе происходит естественный отбор (одних вокальных данных недостаточно), не все выдерживают. Чтобы стать артистом, нужно иметь стальные нервы.

С волнением нужно уметь справляться в любых обстоятельствах, иначе ничего не добьёшься. Переживаю ли я за молодых ребят, участвующих в творческом соревновании? Конечно, переживаю, но жалеть их было бы всё же неправильно.

- Созданный вами фестиваль ОПЕРА Live с самого начала очень громко заявил о себе. У него образовалась огромная армия поклонников. Вы даже успели отметить первый юбилей. Как обстоят дела с этим видом вашей деятельности в настоящий момент? Есть ли перспективы? Какие задумки?

Вот вы говорили о пандемии. Она внесла коррективы и в наши планы с фестивалем, но я надеюсь ненадолго. У нас с коллегами уже имеются конкретные соображения относительно будущих фестивалей.

Как вы, вероятно, знаете ОПЕРА Live уже проводился в Петербурге. Мы планируем дальнейшее расширение географии фестиваля, в частности, на очереди Пермь.

О программных задумках я пока предпочту умолчать. Так что следите за анонсами. Кстати, фонд «ЛУКОЙЛ» является одним из наших спонсоров.

- Теперь, если позволите, о личном. Я слышал, что ваша дочь занимается в Детском музыкальном театре Александра Фёдорова. Она хочет стать актрисой?

Занималась. В этом году Вера поступила в ГИТИС на факультет музыкального театра. Я ею очень горжусь.

- То есть она хочет пойти по стопам отца?

Ну, как сказать… жизнь - непростая штука. Посмотрим. Я, например, получив солидное вокальное образование, изначально не планировал становиться оперным певцом, но…

- Так легла карта?

Я бы выразился иначе - так повелела «сила судьбы».

- И вы довольны таким «повелением»?

Вполне.

- Насколько мне известно, вы поддерживаете связь с вашей alma mater. Вам никогда не предлагали поделиться накопленным опытом, заняться преподавательской деятельностью?

Ну как же можно забыть родной дом, который воспитал тебя? Что касается преподавательской деятельности, то такие предложения действительно поступали, я по возможности помогаю и училищу, и академии.

До сих пор это проходило в форме мастер-классов. Для преподавания нужно созреть. Пока мне кажется, что петь самому легче, чем научить другого. Но нет ничего невозможного. Опять же нужно отдавать долги своему «дому».

- Именно поэтому вы из личных средств создали премиальный фонд для наиболее отличившихся студентов академии?

С моим одноклассником Дмитрием Корчаком ежегодно 1 сентября - уже традиционно - мы вручаем именную премию (правда, она носит не наши имена, а имя Виктора Сергеевича Попова) двум лучшим учащимся Хорового училища и двум студентам Академии хорового искусства.

- Начали с Онегина. Наверное, логично было бы им и завершить нашу беседу. Эта роль стала для вас своеобразной визитной карточкой. Наверняка вы как-то срослись с ней. Вы не ассоциируете себя с Онегиным?

Всё же я не стал бы отождествлять себя с Онегиным. Мы разные, хотя должен признаться, этот образ в какой-то степени повлиял на меня. Не могу сказать, что я сросся с ним… скорее сроднился.

Я очень чувствую его, поэтому даже в сильно отличающихся друг от друга постановках не испытываю особых трудностей для вхождения в образ.

- И самый последний вопрос: нужны ли нам сейчас Онегины?

В Ленском мы любим лирический вокальный образ, сам же персонаж довольно плоский: ну поэт, ну влюблён, страдает - и всё. Интересным его делают музыка Чайковского и ставшие классическими хитами арии.

А так… Онегин же - характер сложный, неоднозначный. Не сразу можно определить, положительный он герой или отрицательный. Его метания, совершаемые ошибки заставляют его страдать, меняться, искать себя, по-новому смотреть на окружающий его мир.

Мой друг, музыкальный продюсер ТВ, рассказывал, что как-то ему пришлось делать программу о гастролях в Москве молодёжной рок-группы из Льежа.

За децибелами, проникавшими в самое естество, нарушавшими сердечный ритм, нельзя было р азобрать слова. И лишь поняв смысл песен, можно было услышать крик души потерянного поколения.

Сложная экономическая ситуация в Валлонии, безработица и прочие «прелести» жизни настраивали молодёжь на такой лад. Мятущаяся натура Онегина делает героем не только его, но, возможно, и нашего времени.

И современные льежские рокеры, так считает мой друг, вполне могут понять и принять героя оперы Чайковского, пусть он и из другого мира и времени. Если рассматривать вопрос в этом контексте, то можно сказать: Онегин жил, Онегин жив, Онегин будет жить!

В рецензии на спектакль «Евгений Онегин» в Лондонской королевской опере (Ковент-Гарден) британский музыкальный критик так отметила выступление Василия Ладюка: «Именно этот певец больше других утвердил меня в мысли, что русскую оперу лучше слушать в исполнении русских певцов.

Его кристально чистая дикция, особая манера звукоизвлечения и говорящий взгляд помогли мне - хотя я не понимала слов - полностью погрузиться в дух произведения».

Беседу вёл Владимир Габышев



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.