Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Сцена из балета "Спящяя красавица" Московского государственного театра "Русский балет"
Источник: Яндекс картинки
06:50 / 08.12.2021

Как стать счастливым
«Давыдов не просто человек театра, ему он отдавал и отдаёт все свои силы, знания и всё своё умение, Виктор Петрович ещё и контактный, наделённый даром убеждения людей в правоте своих действий. Всё это очень важно, когда имеешь дело с десятками юных мальчишек и девчонок, только что выбравших себе дорогу в жизни», - Вячеслав Гордеев.

Известно, что не каждому талантливому артисту балета удаётся стать столь же успешным балетмейстером. Но если такое и случается, то можно рассматривать это практически как исключение из правил.
 
История с историей

…Жил-был в станице Преображенская, что под Сталинградом, в казацкой семье мальчишка по имени Витя. Старшие сестра и два брата не следовали увещеваниям матери заниматься маленьким Витей, а занимались собой.

И даже когда по приказу матери все дружно шагали на речку купаться, они оставляли Витю на берегу и, чтобы из воды было его видно, накрывали его ржавым ведром.

Витя этому не сопротивлялся, так как вскоре открыл для себя много нового, вглядываясь сквозь дырки ведра в небо с вопросом: что это - небо? Как и что это - облака? И почему они движутся и куда? Сидящий в ведре Витя размышлял, как маленький Диоген, - приучаясь жить простым путём, избегая удобств.

И находить таким причудливым образом многие ответы на загадки ещё не познанного мира.

Масла в костёр познаний подлил школьный учитель истории, обнаруживший у мальчика тягу к разгадке сотворения мира. Получив от педагога подарок - книгу «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, он увлёкся изучением судеб выдающихся исторических лиц Греции и Рима.

Когда другие пацаны увлечённо гоняли мяч, Витя Давыдов всё дальше углублялся в историю и литературу. Рос, зачитываясь мифами Древней Греции, жизненными перипетиями двенадцати цезарей, событиями Иудейских войн, трудами мыслителей Древнего мира и эпохи Возрождения.

Спросите сегодня убелённого сединами, наставляющего внуков Виктора Петровича Давыдова о мифических основателях Афин или Рима, и можете не сомневаться, имена Тесея и Ромула, названных им, можете даже не проверять в «Википедии».

О величайших полководцах - Александре Великом и Гае Юлии Цезаре или не менее величайших ораторах - Цицероне и Демосфене и говорить не приходится. Виктор Петрович не только увлечённо расскажет вам о них, но и подкрепит историческими фактами их боевых достижений и цитатами их блистательных речей и изречений.

Всё это совсем не лишне сегодня, когда имеешь дело с юным поколением, мозги которого бесконечно успешно мусорят наши нередко слабо подготовленные по части мировой культуры медиа.

Прыжок в балет

А ведь Давыдов совсем не готовился заполнять этот пробел в воспитании поколения XXI века, когда без малого три десятилетия назад пришёл в стремительно набирающий популярность творческий коллектив «Русский балет». Это сегодня уже ясно: надо благодарить основателя и бессменного руководителя коллектива, народного артиста СССР Вячеслава Михайловича Гордеева.

Он сумел рассмотреть в новичке талант не только наставника, но и верного реализатора своих творческих планов, а главное - надёжного организатора и помощника.

- Давыдов посвятил всю свою сознательную жизнь балету - сначала Пермскому, затем Свердловскому, потом, став главным балетмейстером Музыкального театра в Кемерове, сумел поставить на ноги балетную труппу театра и поставил там два балета.

Говорит Вячеслав Гордеев: «Давыдов не просто человек театра, ему он отдавал и отдаёт все свои силы, знания и всё своё умение, Виктор Петрович ещё и контактный, наделённый даром убеждения людей в правоте своих действий.

Всё это очень важно, когда имеешь дело с десятками юных мальчишек и девчонок, только что выбравших себе дорогу в жизни».

Как солист балета Виктор больше всего добился успеха в Свердловском театре оперы и балета. Он исполняет партии Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Пана в «Вальпургиевой ночи», Дроссельмеера в «Щелкунчике», Эспады в «Дон Кихоте», Военачальника в «Половецких плясках».

Значительной работой стала роль Цезаря в балете «Антоний и Клеопатра». Творческую работу Давыдов сочетает с общественной деятельностью и уже выступает организатором концертов, в которых начинает ставить собственные номера.

Когда почувствовал, что ему уже тесно в рамках репертуарной политики театра, а многое ещё хочется усовершенствовать, решил учиться дальше на балетмейстерском факультете Ленинградской консерватории.

На вступительном экзамене, реализуя собственную хореографию, он настолько старался превзойти самого себя, что сломал ногу.

Патриарх мирового балета Фёдор Лопухов и главный балетмейстер Кировского балета Игорь Бельский бегут к упавшему Виктору и засовывают его сломанную ногу в лейку с холодной водой, а друзья на руках несут до медпункта, чтобы там объявить о честно заработанной пятёрке.

В консерватории Виктор поставил концертные номера в Театре оперы и балета имени Кирова, Трио на музыку Марчелло и Па-де-де на музыку Бриттена, и эти концертные номера шли в репертуаре театра.

По его сценариям «Принц и нищий» и «Мария Стюарт» ленинградский композитор Надежда Симонян написала музыку.

Знакомство с выдающимся педагогом классического танца Петром Пестовым заронило в нём желание переехать в Москву.

Наставник многих блистательных выпускников, которые были ведущими танцовщиками Большого театра и европейских балетных коллективов, Пестов считал и всегда говорил, что Гордеев лучший его ученик из всех, кого он выпустил из стен Академии хореографии Большого театра.

Пестов настоятельно рекомендует Давыдову познакомиться со своим уже звёздным учеником Вячеславом Гордеевым. «Он по достоинству сможет оценить твои организационные способности, с ним ты сможешь полноценно себя реализовать». Так и получилось  - вот уже четвёртый десяток лет они вместе.

Человек театра

Давыдов у нас возглавил организацию гастрольной деятельности театра, - включается в беседу Вячеслав Михайлович. - Но не только. Например, сподвигнул меня на постановку спектакля «Золушка» в Уфе.

Большим успехом у зрителей пользовались организованные им постановки «Лебединого озера» на озере Лебедянь в Липецкой области, на берегу Ангары в Сибири. Очень плодотворно мы с ним сотрудничали и в Екатеринбурге - там идут поставленные мной «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Ассистировал мне и в новой постановке в Екатеринбурге «Дон Кихота». Большой опыт позволяет ему успешно сочетать организационные и постановочные способности. Его энергии, желанию активно жить могут позавидовать молодые.

Он любопытен, интересуется всем, что происходит вокруг, постоянно приводит в театр интересных людей, активно включён в процесс организации гастролей и по стране, и за рубежом.

Причём, приводя новых людей в театр, не зацикливается на своих ровесниках, а знакомит нас с талантливой, интересующейся театром молодёжью.

Это хорошо, потому что, когда мы каждой весной собираемся омолаживать коллектив талантливыми и, хотим надеяться, перспективными ребятами, в этом процессе он один из самых активных.

Ездит по стране, постоянно наведывается в хореографические училища в поисках новой крови для коллектива. Это очень важная для нас работа.

- Вы ведь, Вячеслав Михайлович, с ним не расставались, даже когда на некоторое время, оставив «Русский балет», снова вернулись в Большой театр, чтобы возглавить там балетную труппу?

Понимаете, своя команда ведь создаётся не один день и даже не год. Виктор Петрович как раз человек команды, который беззаветно предан делу, которому служит, надёжен и обязателен.

Поэтому, когда возникают сложные административные ли, творческие ли коллизии у нас в коллективе, я считаю своим долгом всегда поддерживать его позицию. По жизни мы поэтому вот уже столько лет идём вместе.

- Почему именно балет выбрал герой нашего рассказа? - этот вопрос мы задаём уже самому Виктору Петровичу, отметившему недавно в окружении коллег и многочисленных поклонников жанра весьма солидный юбилей служения этому искусству.

Мой отец был лучшим баянистом в станице, мать - лучшей певицей в округе, и не сомневаюсь, что именно их влияние сказалось на моей любви к сцене. Может, именно поэтому, в отличие от сверстников мальчишек-казачат, для которых скачки на лошадях были обычным делом, меня они не увлекали.

Оглядываясь с высоты лет на своё детство, я отношу это к тому, что постоянно сочувствовал этим послушным человеку животным, будучи убеждённым в том, что высшие существа незаконно присвоили себе право распоряжаться их судьбами.

Зато меня увлекало рисование облаков и птиц, устремлявшихся к горизонту. И ещё - неуёмное желание заглянуть туда, за горизонт, которое постоянно заставляло меня бродить в поисках предела, которого мне никогда, к глубокому моему сожалению, не удавалось достичь.

Помню, всегда находил время между помощью матери по дому, в огороде и в поле, чтобы заскочить в сельскую библиотеку. Там я жадно листал книги, зачитываясь историей Древнего мира, античной литературой.

Прочитанное мной так живо будило воображение, что казалось, будто я сам участвовал в тех далёких событиях.

- Но при чём тут именно балет?


Сначала была только музыка. Сильнейшее впечатление произвёл на меня однажды фильм «Серенада Солнечной долины». Потрясающие Джона Пейн, Гленн Миллер, Линн Барри, а особенно танцы Сони Хэнни и виртуозов-танцоров братьев Николас привели меня в полный восторг.

Этот фильм, наверное, я смотрел снова и снова десятки раз. Пожалуй, во многом он и определил моё творческое будущее, разжигая желание повторить увиденное и обязательно на большой сцене.

В Доме культуры в хореографическом кружке я истово овладевал азами танцевального мастерства, и я привлёк в кружок своих школьных друзей.

Естественно, дальше все мои мысли были связаны только с выступлениями в настоящем классическом балете, и после окончания школы окрепшие ноги просто понесли меня в Киевское хореографическое училище.

Через год обучения я поступил в более профессиональное, по моему убеждению, Пермское хореографическое училище.

Не мужская это профессия?

- С высоты вашего опыта не считаете ли вы, Виктор Петрович, что балет всё же больше женская профессия?

Это правда, ребята менее охотно идут на танцевальную сцену. Просто балет надо очень сильно полюбить. Хотя современный балет всё больше ориентируется на мужчин.

Возьмите, к примеру, «Спартак», где основная смысловая, да и танцевальная нагрузка падает на Спартака и Красса, хотя и женские партии там играют совсем не последнюю роль.

К тому же балерина может достичь истинного успеха лишь в паре с достойным партнёром. Ещё одно преимущество мужчин в балете - они, как правило, не соблюдают диету. Девушкам часто приходится следить за своим весом, чтобы партнёрам было легко делать поддержку.

У мужчин же таких проблем нет. Правда, возникает другая проблема - удерживать, порой на одной руке, порядка полста килограммов (это средний вес балерины). Вот и получается, что за одно выступление артист балета поднимает и переносит до двух тонн.

Впрочем, лишнее переедание с лихвой компенсируется повышенной нагрузкой в процессе тренажа, а тем более выступления. Нередко спектакль позволяет сбросить до одного килограмма веса…

- Балет часто сравнивают со спортом…

И это тоже правда, говорят, игроки «Тотенхема», побывав в Москве в 1959 году, были просто поражены мощью силовых приёмов танцоров Большого театра. К тому же потом кто-то ещё и сравнил поведение на поле Диего Марадоны с балетом.

После этого уже никто не удивлялся, когда ученики спортивной школы в ЮАР делают привычный нам rond de jambe en l’air. Оказалось, это просто необходимо, чтобы правильно согнуть ногу для сильного удара по мячу.

И всё же как человек, отдавший служению балету всю свою жизнь, твёрдо скажу: ничто не сравнится с балетом по эмоциональному воздействию на зрителя.

Мало кого могут оставить равнодушным грациозные движения артистов классического балета, их выразительная игра и чарующие звуки музыки Минкуса, Адана, Глазунова, Хачатуряна, Чайковского.

Особенно Петра Ильича, ведь наш театр, пожалуй, единственный, с афиши которого все годы не сходит триада знаменитейших во всём мире его творений - «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

- В сочинениях известного вам с детства Плутарха, как известно, содержится немало советов, как надо поступать, чтобы быть счастливым. Вы им следовали?

По Плутарху, «вечно будет какой нибудь повод снова попытать счастья: после удачи - уверенность в себе, после неудачи - стыд!».

В жизни я делал всё чтобы найти, спотыкаясь и поднимаясь, своё счастье. И, как видите, я его нашёл здесь, в театре «Русский балет». Рядом с Вячеславом Гордеевым, гением танца и выдающимся балетмейстером. Терпение, благородство, чистота и порядочность Гордеева - это Божий дар.

Я всё время искал дело, в котором мог бы использовать свою энергию и жажду творчества, и это дело я нашёл, занимаясь балетом, рядом с Вячеславом Гордеевым. Ещё я живу по заветам мамы: «Живи и помогай всем людям, что вокруг тебя, и тебе во всём поможет Бог».

И как сказал ещё один мудрец, «счастье - отличная штука. Лучший способ - это делать счастливым других». Кажется, я этим всегда и занимался…

Беседу вёл Анатолий Журин



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.