Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Олег Евгеньевич Погудин. Народный артист РФ
Источник: Яндекс картинки
07:02 / 13.07.2022

И слово в музыку вернись

В нынешних модных режиссёрских подходах нередко отходит в тень само слово писателя или поэта. Больше внимания уделяется постановочным средствам. У нас же на первом плане «великое русское слово». Помните, как у Мандельштама: и слово в музыку вернись.- Я часто вспоминаю слова Гоголя: «Театр - это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», - Олег Погудин

Путешествие «Золотого века» Олега Погудина

Когда мы встречались в начале театрального сезона -2021/22 с давним другом, народным артистом России Олегом Погудиным, то говорили о планируемой им большой премьере - концерте-спектакле «Золотой век».

Премьера с успехом прошла, «Золотой век» зажил своей интересной сценической жизнью. А мы вновь встречаемся с любимым артистом.
 

– Олег Евгеньевич, «Золотой век» начал своё путешествие по стране…

У нас в июле три спектакля-концерта «Золотой век» в трёх музеях. Царское Село, Ясная Поляна и Михайловское. Очень отрадно, что это происходит при поддержке Министерства культуры.

Вообще надо сказать, что концерты в музеях я даю уже много лет. А вот играть концерт-спектакль мне пока приходилось только один раз.

Это был «Эдемский вечер», который мы показывали в Ясной Поляне. И вот теперь получается такая музейная трилогия.

Начинаем мы с Царского Села (мы же все помним, что «отечество нам – Царское Село»), потом оказываемся в Ясной Поляне и завершаем свой тур в Михайловском.

– Эти спектакли будут разными?

Конечно, ведь у каждого этого места свой genius loci.

Премьерные показы «Золотого века» состояли из трёх частей: салон, деревня, театр. Теперь же на новых сценах мы хотим уделить отдельное внимание каждой из них.

Царское Село – аристократический салон. В нашем сознании слова «золотой век» и «Царское Село» связаны неразрывно, кроме того, для Пушкина и его современников золотым веком было именно правление Екатерины.

Вообще, Царское Село - это уже некий топос нашей культуры. Вспомним Анненского:

Скажите: «Царское Село» -
И улыбнёмся мы сквозь слёзы.

 ли Мандельштама:

Поедем в Царское Село!
Свободны, ветрены и пьяны…

Анна Андреевна называла этот мир призрачным, но мы-то теперь знаем, что он самый что ни на есть настоящий. Ясная Поляна - усадьба, деревня (и вторая часть «Золотого века»).

«Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через прихожую и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своём кабинете», - писал Александр Сергеевич.

В яснополянском «Золотом веке» обязательно прозвучат и русские, и так любимые Львом Толстым цыганские романсы.

И, конечно, «Золотой век» не мог не появиться в Михайловском. Там у нас будет возможность сосредоточиться на театральной части нашего проекта.

И потому, что сцена в Михайловском для этого наиболее приспособлена, и потому, что именно там Пушкин написал «Бориса Годунова», работал над «Сценами из рыцарских времён» и «Египетскими ночами».

- Вы много лет в своём творчестве обращаетесь к классике. И как актёр, и теперь как режиссёр. Что отличает режиссёрский почерк Олега Погудина?

То же, что в первую очередь определяет и мою актёрскую индивидуальность, - внимательное отношение к авторскому тексту.

В нынешних модных режиссёрских подходах нередко отходит в тень само слово писателя или поэта. Больше внимания уделяется постановочным средствам. У нас же на первом плане «великое русское слово». Помните, как у Мандельштама: и слово в музыку вернись.

При этом я никогда не был сторонником онтологических экспериментов. Мне кажется, что не стоит использовать декорации ради декораций и постановочные эффекты ради эффектов.

За спиной 35 лет работы в том жанре, в котором первичен текст, поэтому, ставя свои концерты-спектакли (кстати, первым это определение использовал Станиславский, вторым - Таиров),

я не занимаюсь поиском или выдумыванием смыслов, которые материал не предлагает, не предполагает и не предоставляет.

Я бы даже сказал, что у меня нет желания заявить о своей режиссёрской субъектности и стать глашатаем каких-нибудь новых театральных практик или пуститься в плавание на волнах своего подсознания. Я - ученик в русской школе психологического театра.

- В этом году мы отмечаем 200-летие Аполлона Григорьева, сказавшего: «Пушкин - наше всё».

Да, это значительная дата, потому что Григорьев не только сказал эти прекрасные слова, но и был замечательным поэтом, одним из первых театральных критиков, а ещё, что очень важно для меня, внёс свой вклад в формирование поэтики русского городского романса – жанра, которым я занимаюсь всю жизнь.

- В предыдущем интервью мы говорили, что вы один из самых «литературных» исполнителей на нашей сцене. Но вот, говоря об Аполлоне Григорьеве, хочется вспомнить, что вы занимаетесь и научной деятельностью…

Я ни в коей мере не считаю себя учёным, но тем не менее для меня очень важно принимать участие в конференциях, посвящённых Александру Блоку или уже упоминаемому Аполлону Григорьеву.

Это связано с несколькими причинами. Первая состоит в моём желании институциализовать жанр романса. Привлечь к нему внимание научного сообщества.

Вторая очень эгоистическая - это усталость от общего потока бездоказательных заявлений, концепций, теорий, которые просто валятся на нас из некоторых СМИ, соцсетей и тому подобного.

Наука в этой ситуации – оазис, в котором нет места этому информационному белому шуму, где нельзя заявить: «А вот мне говорили, что Александр Блок…» или сослаться на «открытые источники».

Всё должно быть чётко и ясно: кто, что, где, когда, номер страницы, единица хранения в фонде и так далее. И при этом научное сообщество готово обсуждать различные точки зрения. В наше время это дорогого стоит.

– Вы подготовили первую в наших СМИ часовую программу о Владимире Сабинине…

Да, я очень рад, что у меня получилось подробно поговорить об этой личности.

Ведь если вспомнить о Первой мировой, то в музыке самыми значительными её памятниками являются «Всенощное бдение» Рахманинова и романс «Гори, гори, моя звезда», которому этот певец дал вторую жизнь.

- Доводилось вам слышать, что Пушкин устарел?

Конечно. И Пушкин, и Лермонтов, и Чайковский, и Глинка, и романс. Устарело всё. Меня лет тридцать журналисты спрашивают: почему вы выбрали романс, а не рок, ведь романс устарел.

В молодости я даже терялся, объяснял про свою актёрскую психофизику, про природу жанра.

Сейчас удивляюсь. Что странного в том, что русский артист в России выступает с исконно русским репертуаром?

Ну я понимаю, меня бы спрашивали, почему я пою программы, в которых нет ни одного русского слова – на французском и итальянском языках, я и о них рассказал бы с удовольствием.

Но вообще мне кажется, что нынешняя ситуация заставила очень многих, уверенно рассуждавших о том, что у нас в культуре устарело, понять, что именно это и есть наши великие и вечные ценности, которые необходимо беречь.

- Вам интересны работы коллег?

Да. Очень.

- Читаете критические статьи о себе?

Читал бы с радостью и даже подчёркивал бы некоторые места, если бы эти статьи были. У нас довольно-таки критическое положение с театральной критикой, простите мне этот каламбур.

Она нередко политизирована, замкнута на себя, ориентирована на узкий круг людей. А ведь театр - одно из самых демократических искусств.

Я часто вспоминаю слова Гоголя: «Театр - это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Так вот, об этой стороне театра как-то говорится печально мало.

А результатом становится потеря читающей публикой интереса к жанру и, как следствие, снижение качества публикаций о театре вообще.

Михаил Кузмин писал: «Театральный критик - астроном художественной жизни. Он открывает её явления «в виде групп созвездий или отдельными яркими звёздами». В современной ситуации я не вижу почти ничего похожего.

Но хочу сказать, что «Золотому веку» и «Мелодии рассвета» (спектаклю по греческим песням ребетика) в этом смысле повезло: было несколько хороших и полезных «критик».

- А что о вас пишут в соцсетях, читаете?

Нет. И не рекомендую это делать своим коллегам.

- У «Золотого века» будет продолжение?

Обязательно. В феврале 2023 года приглашаем всех в БКЗ «Октябрьский» на премьеру третьей, завершающей части нашей трилогии - «Ар-деко».

Беседу вёл Дмитрий Глебов



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.