Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связь  
Древние петроглифы на склонах горного массива Оглахты. Хакасия
Источник: Яндекс картинки
08:40 / 19.04.2023

Древние петроглифы Хакасии
Неудивительно, что долгое время, даже в ХIХ веке, люди отказывались верить, что изображения относятся к древнему искусству. Все думали, что их нарисовали современные художники-мистификаторы. И только когда стали находить в грунте рядом с петроглифами предметы древнекаменного века, мировой научной общественности пришлось согласиться: это нарисовано 15-20, а то и 35 тысяч лет назад.

Археолог Александр Заика: «Люди долго отказывались верить, что петроглифы древние: думали, их нарисовали современные художники-мистификаторы»

В Красноярском краеведческом музее открылась уникальная VR-экспозиция. Ее посетители могут перенестись в Хакасию, на склоны горного массива Оглахты и увидеть гигантское собрание петроглифов.

Мы побывали на выставке и задали вопросы археологу Александру Заике, который изучает древнее искусство.

Петроглифами принято называть изображения, которые были выбиты или нарисованы краской на скалах и камнях. В России наскальные росписи–писаницы есть на Урале, в Карелии, на Кавказе и в Сибири.

Одно из самых загадочных местонахождений петроглифов - горный массив Оглахты, являющийся частью государственного природного биосферного заповедника Хакасского.

Это гигантская галерея под открытым небом. Старейшие из ее рисунков относятся к каменному веку (их возраст не менее пяти тысячелетий), а самые поздние - к Средневековью и Новому времени.

Территория эта труднодоступна, попасть сюда на экскурсию может далеко не каждый. Однако археологу Александру Заике довелось побывать и в Оглахты, и в других отдаленных точках, которые тысячи лет назад художники выбрали местом для своих пленэров.

- Александр Леонидович, поделитесь впечатлениями от новой выставки краеведческого музея.

На этой экспозиции мы с помощью современных технологий можем увидеть потрясающий комплекс Оглахты с его уникальными сюжетами, которые позволяют нам погрузиться в мысли, дела наших предшественников.

Особенность Оглахты в том, что изображения здесь присутствуют не только на скалах, но и на каменных плитах, находящихся под ногами. Похоже, что художникам было уже недостаточно места на скальных плоскостях, приходилось использовать все поверхности.

Одна из таких плит, кстати, хранится в красноярском музее, а часть артефактов перенесли в музей Абакана. Но все же многие камни с изображениями остались там, где и находились в далекие времена.

- Расскажите, что изображали древние художники на скалах и камнях.

Не только на скалах и камнях. Петроглифы есть и в пещерах, причем довольно далеко от входа. Сделаны они явно при свете факелов, в неудобных условиях, в нишах, колодцах. То есть авторы этих рисунков были еще и отличными спелеологами. Они оставили нам шедевральные образцы творчества.

Неудивительно, что долгое время, даже в ХIХ веке, люди отказывались верить, что изображения относятся к древнему искусству. Все думали, что их нарисовали современные художники-мистификаторы.

И только когда стали находить в грунте рядом с петроглифами предметы древнекаменного века, мировой научной общественности пришлось согласиться: это нарисовано 15–20, а то и 35 тысяч лет назад.

- Самые древние петроглифы изображают бытовые сценки?

Мы считаем, что нанесение петроглифов - часть ритуала. Например, удачно прошла охота, добыли зверя, который позволит людям продолжать жизнь. В благодарность духу леса, духу животных нужно сделать жертвоприношение, да еще и оставить пожелание, чтобы потомство оленей и лосей не иссякало.

Этакий экологический подход в искусстве. Очевидно, корни этой традиции уходят в эпоху палеолита. Оттуда берет начало пантеон образов для поклонения: крупные реалистичные фигуры лосей, кабанов, медведей, быков-туров.

- А люди на этих рисунках есть?

Человек тысячелетиями ощущал себя приниженным, ущербным по отношению к животному миру. Ведь у нас нет когтей, клыков, мощных челюстей, острого зрения и обоняния, способности быстро передвигаться.

Вот и пришлось компенсировать свою неполноценность изобретением рубящих, колющих каменных орудий. Они помогли древнему человеку выйти на одну ступеньку с окружающим миром.

Первые опыты изображения человекоподобного лица в анфас появляются только четыре тысячи лет назад. И это была неолитическая революция в искусстве, когда древние художники достигли высокого уровня мастерства.

До этого людей они рисовали только в профиль и только в контексте охоты или в качестве пассажиров лодок.

Впрочем, в профиль изображали и животных, потому что так персонажи максимально узнаваемы, да и нарисовать их проще. Даже если ты не особо мастеровитый художник, ты можешь использовать такую простую технику: положил животное, обвел на песке, уменьшил, перенес на камень.

Кстати, изображения человека в профиль были, как сейчас бы мы сказали, карикатурными. Большой нос, большая голова, открытый рот - своего рода «уродцы», зато отражены характерные черты отдельных героев.

- В залах краеведческого музея и на VR-выставке мы видим очень изящные рисунки, узнаваемые образы. Выглядит эта работа довольно трудоемкой. Насколько тяжелым был труд древних художников?

Есть версия, что художники являлись отдельной социальной категорией. Были заказчики, которые приглашали исполнителей для создания рисунков на ту или иную тему.

В общем, всё также, как и у современных представителей этой профессии. Работать с камнем нелегко, но были свои навыки, технологии и свой инструментарий, что позволяло облегчить труд древнего художника.

Некоторые местонахождения петроглифов, вероятно, были храмами под открытым небом, как, например, Оглахты. Там работали штатные «иконописцы», они обладали правом наносить изображения в святилищах, отражать сюжеты, выбранные лидерами этноса или племени.

Феофан Грек, Андрей Рублёв расписывали православные храмы. В принципе можно здесь провести аналогию с древними авторами - они облагораживали «намоленные» места задолго до Грека и Рублёва.

Мы уже многие петроглифы исследовали и сейчас можем выделить не только стили, художественные школы, но и отдельных художников, можем узнать руку автора.

Например, один и тот же художник работал на скалах Оглахты и на Шалаболинской писанице (памятник наскального искусства на правом притоке Енисея - реке Тубе).

У него свой набор инструментов, особая манера. Находить такие совпадения - увлекательная поисковая работа на стыке археологии, этнографии и искусствоведения.

Примечание:

Александр Леонидович Заика - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. Сфера научных достижений и интересов: древнее искусство народов Сибири, методика исследования петроглифов, охрана культурного наследия.


Беседу вела Ирина Елисеенко, Красноярск



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.