Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Памятник Алексанру III в Санкт-Петербурге. 1900 г.
Автор: Трубецкой Павел (Паоло) Петрович
Источник: Яндекс картинки
13:19 / 01.03.2021

Русский итальянец: выставка к 155-летию Паоло Трубецкого
Конную статую Александра III подвергли жесткой критике. Памятник был установлен в 1909-м на Знаменской площади в Санкт-Петербурге, но еще до открытия зазвучали голоса недовольных, в том числе представителей царской фамилии. Трубецкой вспоминал: "Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль"

Музей «Собрание» представил более 80 работ знаменитого скульптора

Паоло Трубецкой для России был яркой нездешней птицей.

Сын русского князя Петра Трубецкого и американской пианистки Ады Винанс появился на свет в Италии, причем первые годы провел в статусе незаконнорожденного -  скандальная по тем временам ситуация.

Поначалу Паоло и его братья носили вымышленную фамилию Шталь -  их родители выдавали себя за прусских подданных, пока глава семейства ждал развода с первой женой.

Паоло с ранних лет испытывал тягу к искусству, однако системного художественного образования не получил, так и остался гениальным самоучкой. Он черпал вдохновение в природе и собственном сердце и не проявлял интереса к творениям других художников.

Критик Влас Дорошевич вспоминал:

«Трубецкой проходит мимо скульптурных произведений, самых знаменитых, даже не интересуясь взглянуть на них. Вы можете встретить его всюду, кроме художественной выставки, галереи, музея. Ни один профан не видел скульптуры меньше, чем Трубецкой».

Не читал он и книг: современники вспоминали встречу Трубецкого с Толстым, которому скульптор признался -  с сочинениями мэтра не знаком. Надо отметить, что Льва Николаевича это только развеселило, и в итоге они подружились.

Сблизила их в том числе и страсть к вегетарианству: Паоло был убежденным противником мясоедства и на торжественных приемах и банкетах не раз читал жаркие проповеди.

Не стал исключением и вечер, устроенный друзьями в поддержку Трубецкого после того, как знаменитое творение скульптора -  конную статую Александра III -  подвергли жесткой критике.

Памятник был установлен в 1909-м на Знаменской площади в Санкт-Петербурге, но еще до открытия зазвучали голоса недовольных, в том числе представителей царской фамилии.

Трубецкой вспоминал:

«Ставят мне в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой царя. Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моем памятнике воплощает мою основную мысль».

Однако недоброжелатели язвили:

«На площади -  комод, на комоде -  бегемот, на бегемоте -  обормот».

И все же Трубецкой не падал духом. На банкете, организованном в его поддержку, виновник мероприятия встал и, по словам князя Владимира Барятинского, «произнес по-французски страстную филиппику против «пожирателей трупов».

Присутствовавший при этом Репин рассмеялся, другие гости речь не оценили. Впрочем, закончился вечер мирно, ведь шампанское, как заметил Барятинский, «растительного происхождения».

В глазах современников Паоло Трубецкой, несмотря на интернациональную биографию, представлял именно русское искусство.

Еще в 1900 году он показал свои работы в русском отделе Всемирной выставки в Париже и получил Гран-при.

И хотя по-русски говорил с сильным акцентом, все равно -  как свидетельствовал князь Барятинский, никогда не забывал о своих корнях:

«Я -  Павел Трубецкой, и если так случилось, что я итальянский подданный и прожил почти всю жизнь в Италии, я -  не «Паоло, а «Павел»…

Так, неоднократно он говорил мне, не без раздражения, немного ребяческого, свойственного его природе, оставшейся ребяческой, и потому глубоко симпатичной, до конца его жизни».

При этом большую часть жизни Трубецкой провел за границей: в Италии, Франции, США. Неудивительно, что в зарубежных музеях нередко можно увидеть его работы.

И все же в Москве, в музее «Собрание», основателем которого является меценат Давид Якобашвили, хранится одна из крупнейших в мире коллекций произведений Трубецкого.

Первые вещи были куплены еще в 2005-м:

скульптурные портреты великого князя Андрея Владимировича (мужа балерины Матильды Кшесинской), французского ваятеля Огюста Родена и супруги Трубецкого Элин (кстати, изображение княгини Трубецкой существует в единственном экземпляре).

Эти творения можно увидеть на выставке, приуроченной к 155-летию скульптора: всего представлено более 80 работ.

На первом этаже показано восемь -  в том числе скульптурные изображения Энрико Карузо, Джакомо Пуччини, Бернарда Шоу и «босоножки» Тамары Свирской, ученицы Айседоры Дункан.

Рядом -  их фотографии: чтобы зритель мог подивиться таланту Трубецкого-портретиста.

Хотя Паоло работал в свободной импрессионистической манере -  так называемой non finito, далекой от фотографической точности -  и, по мнению язвительного критика Стасова, «угловатые клочки» его скульптур «самым диким образом поражали глаз».

На втором этаже показаны работы Трубецкого, отражающие некоторые важные темы в его творчестве. Например, спорт: изящная женская статуэтка вылеплена с леди Констанс Стюарт Ричардсон -  светской дамы, спортсменки и танцовщицы.

Тема России представлена конкурсным проектом памятника Александру II (который в итоге так и не был воплощен) и бюстом Шаляпина: со знаменитым басом Трубецкой познакомился в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево.

Об интересе к американскому континенту (а также к теме природы и естественности) свидетельствует фигурка индейца -  в Милане Паоло видел шоу Буффало Билла.

И, наконец, женские образы: в трудные годы Первой мировой скульптор лепил портреты жен клиентов -  на выставке, в частности, можно увидеть статуэтку баронессы Нелли де Ротшильд с собакой-самоедом.

И хотя в мире уже царил авангард, потеснивший старомодный импрессионизм, Трубецкой по-прежнему оставался верен трепетной игре света и тени.

Музей «Собрание» показывает не только произведения Трубецкого, но и репринты редких архивных документов.

А заодно в рамках нового спецпроекта «Культурный обмен» предлагает перед походом на выставку посмотреть в кинотеатре «Иллюзион» документальные фильмы из коллекции Госфильмофонда:

«Дело о памятнике императору Александру III» (1990), а также «Ищу неумирающее» (1993), последняя часть которого посвящена Трубецкому.

Скульптор, чье наследие оказалось разбросано по странам и континентам, заслуживает глубокого осмысления -  как уникальный художник и чистый природный талант.

Ведь как писал Дорошевич: «Это один из тех людей, которые не оставляют в искусстве потомства. Самородок. Им все его началось, им все и кончится».



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.