Мария Екатерининская: "Дети - самые честные зрители"
Приходя на спектакли, они получают "начальное театральное образование"
На спектакли, которые в «Москонцерте» играет заслуженная артистка России Мария Екатерининская, её первые зрители уже приводят своих внуков. Из пятидесяти с лишним лет на сцене четыре десятилетия актриса посвятила детям.
О большой ответственности перед маленькими зрителями мы беседуем с Марией Михайловной.
- Вы артистический ген получили по наследству - Михаил Клавдиевич Екатерининский полжизни отдал Ленинградскому театру имени Пушкина. Чему самому важному вас научил отец?
По правде говоря, мне эти гены достались не только от папы, но и от мамы - она была ученицей Леонида Сергеевича Вивьена. Мне Василий Васильевич Меркурьев говорил, что в «Трёх сёстрах» она была лучшей Ириной, какую ему доводилось видеть на сцене.
Мамину карьеру оборвала война - ей надо было поднимать двоих детей. А папины «уроки» никакими уроками, конечно же, не были.
Я всё впитывала неосознанно - его привычку всегда приходить на спектакль заранее, умение передать состояние своего героя не столько словами, сколько мимикой, жестом, пластикой.
У папиного поколения была совершенно непостижимая способность отражать время и быть вне времени.
Я недавно пересматривала запись спектакля по «Пучине» Островского. Как же они все там играют - и Василий Меркурьев, и Юрий Толубеев, и Георгий Самойлов, и папа.
Спектаклю больше полувека, но звучит он абсолютно современно. Это и есть высший актёрский пилотаж.
- Вы росли «закулисным» ребёнком?
Скорее «сценическим», я все детские роли в папином театре переиграла. Но актрисой мне поначалу быть совсем не хотелось - вечером надо спектакль играть, а тут телевизор. Порой до слёз дело доходило.
Перелом произошёл лет в одиннадцать. Я буквально заболела театром. Но ни в какие драматические кружки папа мне ходить не разрешал: «Ты должна прийти чистым материалом!»
- Самое яркое театральное впечатление детства - каким оно было для вас?
В «Живом трупе» я играла Мишу, сына Протасовых. Мне нужно было пройти через всю сцену с живым котом на руках. Кот выдирается, царапается, а мне всего пять лет.
И каждый раз я шла и думала только о том, как мне его донести до рояля у противоположной кулисы. Домой иногда вся в зелёнке уходила.
- Однако это вас не испугало - в ЛГИТМиК вы поступили.
Наверное, все актёры вспоминают годы учёбы как самые насыщенные. Я училась у Рафаила Рафаиловича Сусловича - это был генератор идей, который и нас подзаряжал. Он учился у Владимира Николаевича Соловьёва, а тот был одним из сподвижников Мейерхольда.
И выходит, что наш курс от великого режиссёра отделяло, как принято говорить, три рукопожатия. После института я попала в родной Театр Пушкина, правда, с папой особенно не пересекалась - молодые с массовки начинали, а когда у меня появились серьёзные роли, его уже, к сожалению, не было в живых.
- Но судьба увела вас из академического театра в Ленинграде и привела…
… на ёлку в Москве. «Москонцерт» в те поры обеспечивал все самые большие новогодние представления в столице - в Кремле, Театре эстрады, на ЗИЛе.
И я оказалась среди ребят, которые в одном спектакле делали всё - пели, танцевали, показывали фокусы, били чечётку и играли по нескольку ролей, переодеваясь иногда за считаные секунды.
Из степенного театра, где тебя одевали, гримировали, причёсывали и оставалось только выйти и сыграть свою единственную на этот вечер роль, я попала в бушующую стихию, захватившую меня без остатка.
Где ещё представилась бы возможность безнаказанно выйти за пределы привычного!
- И вам никогда не хотелось вернуться обратно?
Представьте себе - нет. В «нормальном» театре ты годами играешь крошечные эпизоды и на сцену выходишь не каждый день.
А тут 30 спектаклей в месяц и в одном спектакле можно сыграть прекрасную принцессу, озорного трубочиста и ещё какого-нибудь симпатичного чертёнка в придачу. Актёр должен играть! И чем больше, тем лучше.
Я себя здесь нашла и счастлива, что так сложилась моя судьба. Дети - самые строгие зрители, но и самые благодарные. Если только им взрослые не мешают. Когда играем в школе, заранее знаем - множество ребят нас будут ждать у выхода, расспрашивать, делиться впечатлениями.
Да, дети редко пишут о спектаклях в соцсетях. И на детский спектакль не заманишь серьёзного критика. Но когда артиста узнаёт на улице мальчишка с воплем «Смотрите, Карлсон идёт!» - это дорогого стоит.
- Но сказочная принцесса всё-таки не Дездемона, а симпатичный чертёнок - не леди Макбет Мценского уезда, разве не так?
Так, конечно, но скольким из мечтавших о подобных ролях удалось их осуществить? Мне интересно мечтать не о конкретной роли, а о возможности освоить ранее неизведанную территорию. Сделать спектакль, какого в нашем жанре ещё не было.
Однажды мне захотелось попробовать сделать для детей постановку в жанре комедии дель арте. Драматург Андрей Шишов сочинил фантазию на тему сказок Карло Гоцци, и получилась «Золотая птичка», которая радует наших зрителей более 30 лет.
Идея показать ребятам легенды и мифы Древней Греции, как Афродита вышла из шелестящих морских волн, - отпуск тоже можно проводить творчески.
- Похоже, ваши спектакли рождаются как по волшебству?
В каком-то смысле да - собираемся мы втроём с нашим драматургом Андреем Шишовым и режиссёром Александром Смирновым и начинаем колдовать. У взрослых это называется мозговым штурмом.
Ну а если серьёзно, то с детской драматургией сегодня всё обстоит очень сложно. И дело не только в том, что нет оригинальных пьес. С этим и во взрослом театре непросто. Проблема ещё и в кругозоре родителей.
Билеты ведь покупают взрослые, а они ориентируются в основном на то, что сами читали или смотрели в детстве. «Пеппи Длинныйчулок» или «Огниво» им хорошо знакомы, а вот чудесная сказка Антония Погорельского «Лафертовская маковница», к сожалению, не так широко известна.
Но мы рискнули и выпустили недавно замечательный спектакль по её мотивам - «Московские тайны». Вот такой получился сценический дебют истории, придуманной ровно два века назад.
- Как думаете, риск оправдан?
Конечно! Да, мы живём в рыночные времена, когда учреждениям культуры приходится отчитываться, как говорится, «за кассу». Но главное же не деньги, которые оставят в кассе родители, а те мысли и чувства, что возникнут у их детей после спектакля.
Зрителя надо выращивать с младых ногтей. Если хотите, то мы даём этим мальчикам и девочкам «начальное театральное образование».
- Есть такое расхожее выражение: для детей как для взрослых, только лучше. Лучше - это как?
На пределе искренности. Взрослый человек очень редко открыто выражает своё неприятие спектакля. Мало кто уходит прямо посреди действия, обычно дожидаются антракта, а то и вовсе терпеливо страдают до финала.
А детей невозможно заставить смотреть то, что им не нравится, - уйти они, как правило, не могут, а вот уткнуться в телефон - запросто. Они тебе поверят, если поймут: то, о чём ты им говоришь, для тебя так же важно, как и для них.
У нас на «Звёздном мальчике» стоит такая тишина, что упади иголка - и то будет слышно. Кстати, и это был мой замысел, причём прошедший проверку временем.
- Это как?
А так - есть истории, которые к нам возвращаются, когда снова настаёт их час. «Звёздным мальчиком» я загорелась в 91-м. Тогда эта сказка нигде ещё не шла. Мой друг Борис Берман сделал литературную композицию, Борис Фогельсон, сын знаменитого поэта-песенника, сочинившего «Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно», сочинил музыку.
К сожалению, мы тогда сыграли только четыре спектакля - людям было не до театра. А не так давно, когда мы в очередной раз раздумывали над тем, что бы такого интересного сыграть, я вспомнила о том давнем спектакле, и он получил вторую жизнь.
Что-то, конечно, пришлось адаптировать к изменившимся временам, но смысл остался прежним - желающих выманить у человека его бессмертную душу меньше не становится.
- Критиковать детей сегодня в моде - мол, ничего им не надо, кроме гаджетов. Вы играете для них сорок лет, неужели они действительно изменились?
Дети остались прежними - искренними, любознательными. Изменились взрослые, которые не желают тратить на них свои душевные силы и время.
Проще сунуть малышу в руки гаджет, чем самому прочитать ему сказку и уж тем более сводить в театр, а по дороге домой ещё и поинтересоваться его впечатлениями от увиденного. В том, что взрослым «не интересны» их собственные дети, гаджеты не виноваты.
Беседу вела Виктория Пешкова