Любовь и единение - в театре
Завершился XXI Международный театральный форум «Золотой Витязь», посвящённый 200-летию А.Н. Островского. В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялась церемония награждения лауреатов фестиваля.
Спектакли большой формы «Васса» («Мать») (Санкт-Петербургского молодежного театра на Фонтанке) и «Идиот» (Белорусского Национального академического драматического театру имени М. Горького) стали обладателями главного приза - «Золотого Витязя».
Специальные Золотые дипломы «За лучшую мужскую роль» - за роль Павла I в спектакле «Павел I» по пьесе Д.С. Мережковского и Е.Р. Симонова, получил Заслуженный артист России Александр Олешко (Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова),
«За Лучшую женскую роль» - за роль Вассы Петровны Железновой в спектакле по пьесе М. Горького «Васса» («Мать»), получила заслуженная артистка России Екатерина Унтилова (Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке).
В малой форме главные призы получили спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» (Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной) и «Ветеран» (Московского театра «Школа драматического искусства»).
Специальный Золотой диплом за спектакль «Дервиш» в малой форме получил автор и исполнитель главной роли, народный артист Республики Татарстан Раиль Садриев (Буинский государственный драматический театр).
Статуэтку «Золотого Витязя» получил один из старейших русских театров - Владимирский академический областной театр драмы «За верность традиции и приверженность социальной тематике в русском репертуарном театре», в год своего 175-летия.
Высшие награды Международного театрального форума «Золотой Витязь» - Золотые медали имени Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» в 2023 году присуждены народному артисту РСФСР Станиславу Андреевичу Любшину и народному артисту Украинской ССР и ЛНР, Заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Михаилу Васильевичу Голубовичу (посмертно).
В конкурсной программе XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь» приняли участие театры из городов России, а также из Беларуси и Сербии.
Спектакли конкурсной программы проходили на сценах:
«Школы Драматического Искусства», Прогресс сцене Армена Джигарханяна Московского академического театра Сатиры, Новой сцене учебного театра ГИТИС, Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ», Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова, Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, Ярославского государственного театра юного зрителя им. В.С. Розова, Санкт-Петербургского молодёжного театра на Фонтанке.
В период с 3-24 ноября были представлены 20 спектаклей в разных уголках России. Параллельно с театральным форумом прошёл онлайн-фестиваль «#Денников45».
Девиз Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», в рамках которого проходит ежегодный Международный театральный форум - «За нравственные идеалы. За возвышение души человека» служил путеводной звездой каждому спектаклю.
Наставление Сергия Радонежского «любовью и единением спасёмся» - как вера в чудо. В то, которое разными темами отражалось в спектаклях фестиваля.
Локация, выбранная для открытия фестиваля, символична - в двухсотлетие Островского первый день театрального форума проходит в его доме. Это неофициальное название давно закрепилось за Малым театром: пьесы драматурга были впервые представлены на этой сцене, где по сей день соблюдаются классические традиции.
Государственный академический Малый театр открыл фестиваль спектаклем «Летят журавли» по пьесе В.Розова «Вечно живые». Режиссёр, Народный артист России Андрей Житинкин поднимает тему отзвуков из прошлого. Воспоминания в памяти, на чёрно-белых фотоснимках, с ними - любовь, которая сходит с бумаги в реальность.
На сцене присутствует обилие белого цвета в сценографии и в костюмах, ибо он - есть жизнь. На фреске итальянского художника Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в середине- Иисус.
Андрей Чернышов, исполняющий роль Бориса, в финале занимает место в середине, за столом, накрытым белоснежной скатертью. Его лицо было подобно лику. Вырисовывается сцена присутствия посланника от Бога - как знак того, что погибшие с живыми всегда рядом.
Тема фотоснимков как хранителей памяти на бумаге для последующих поколений отобразилась в разных контекстах, но осталась верной своему предназначению - способности рассказать о прошлом. Спектакль театра ФЭСТ по произведению М.А. Булгакова «Дни Турбиных» в постановке Максима Ладо представляется «островом спасения».
Переломная эпоха в ламповом домашнем пространстве кажется сном. Тень на фамилию Тальберг будет брошена рукой Шервинского (Ярослав Зенин) в ту секунду, когда фотография полковника генштаба, мужа Елены Тальберг, врежется в дощатую сцену.
Спектакль «Ветеран» по одноимённому рассказу Б. Васильева в постановке Марии Зайковой, Заслуженной артистки России, был сыгран в рамках фестиваля как премьера. В деревянном чемодане Галины Селяковой, исполняющей роль Леночки Агафоновой, хранились фотографии.
На них - эмоции и молодость, где все живы, где лето кажется каким-то вечным. И у каждого в реальности есть такие же… Оттого знакомая зрителю тема переплетает их собственные воспоминания с рассказами героинь, делая зрительный зал словно родными людьми.
Владимирский областной академический театр драмы представил моноспектакль «VОЗЛЕ СИИНИХ ZВЕЗД» Юрия Круценко по произведению А. Кулагина.
Герой на уровне вытянутой руки держит фотографию преждевременно ушедшей из жизни жены, направляет её взгляд на себя и начинает с вести с ней монолог: «она посмотрела, подумала…». Кажется, что он из одинокой речи переходит плавно в диалог, ибо память - жива. Фотография обладает способностью перенести воспоминания в реальность.
Вторым конкурсным спектаклем Владимирского театра стал «451 градус по Фаренгейту» по роману-антиутопии Р. Брэдбери в постановке Андрея Любимова. Книги хранят секреты о предках. Если они будут сожжены, то уйдёт целое наследие.
Заслуженный артист РФ Андрей Щербинин исполнил роль профессора Фабера, преподавателя в прошлом. Век рекламы не сломал характер героя, именно он является «живой книгой» и моралью. Читает стихотворения наизусть и помогает Гаю Монтэгу стать счастливым!
Книги фиксируют воспоминания, отображают последовательность событий. Личность Павла I вошла в историю.
В сценической версии режиссёр Наталья Ковалёва выстраивает образ императора, сочетая одноимённое произведение Дмитрия Мережковского, произведение Евгения Симонова «Смерть Павла Первого» и своё видение. Выстроилась драма, повествующая, что в истории просто так ничего не бывает и каждая личность имеет значение.
Режиссёрский приём театра в театре отобразился в нескольких фестивальных спектаклях. Они были разными: по форме, по жанру, по содержанию.
Азартная игра начинается, когда на сцену выходит «как будто Пушкин», который является точной копей русского писателя. Александр Сергеевич наблюдает за своими персонажами.
Впрочем, его можно смело считать и режиссёром своего личного действа. В блёстках и в ярких красках нет прозы жизни - есть только театральная версия анекдота. Такой повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина увидел режиссёр Арзамасского театра драмы Александр Иванов.
В московском театре «Школа драматического искусства» Глеб Черепанов изобразил через оптику персонажа А.Т. Твардовского Василия Тёркина образ народного героя посредством приёма театра в театре. За пределами обыгрываемого пространства сидит режиссёр и переживает за каждую мизансцену.
Тёркин - актёр, для него жизнь - сцена. Он знает всё о смерти, и оттого, когда встречается с ней, себя не отдаёт ей в руки. В бою - азартен и смел, ибо «большой охотник жить». И за эти жизни - свою и чужую - он в ответе.
Луганский театр на Оборонной показал, как написать сценарий к кинофильму, какой фантазией нужно обладать.
У Народного артиста Луганской народной республики, Заслуженного артиста Украины Александра Реди зародилась идея поработать над пьесой Михаила Хейфеца, в итоге он поставил спектакль и в нём исполнил главную и единственную роль Миши Питунина.
Возможности для спасения Пушкина были, но раз это никто не предотвратил, значит, и не особо-то он был нужен. Герою остаётся только видеть сны. И если тонкой нитью он свою судьбу переплетает с жизнью поэта, то не будет ли страшно, когда приблизится цифра тридцать семь?
Пушкину предсказывали, что если переживёт этот возраст, то дальше будет всё хорошо. Миша Питунин неспроста поступил учиться в кинотехникум.
Расследование биографии напоминает детективный сценарий, который, быть может, когда-то с экранов расскажет, почему нельзя забывать русскую культуру и как её возможно спасти. А пока - со сцены!
Параллельно с театральным форумом шёл онлайн-фестиваль «#Денников45». Андрей Денников - актёр, режиссёр Театра кукол имени Образцова, Заслуженный артист РФ. И внешне, и судьбой, он был очень похож на Сергея Есенина.
В своих спектаклях Андрей Денников, комбинировал кукольный и драматический театры. В рамках фестиваля было показано 10 из 14 спектаклей, поставленных режиссёром при жизни. Фестиваль был посвящён его памяти.
Спектакль «Васса (Мать)» в Молодёжном театре на Фонтанке начинается с молитвы. Преждевременно раскрывается важная информация: грехи замаливаются с первых секунд…
Семья разрушается. Женский образ на этом контрасте важен: роль Вассы, которую исполняет Заслуженная артистка России Екатерина Унтилова, выстраивается по принципу антитезы. Режиссёр подчёркивает, что она в первую очередь - мать.
«Леди Макбет» Заслуженного артиста Украины, Народного артиста ЛНР Анатолия Яворского - второй спектакль Луганского театра на Оборонной, представленный в рамках фестиваля.
Героиня повести Н. Лескова Екатерина Измайлова, в исполнении Заслуженной артистки Луганской народной республики Натальи Недоступ, на примере своей судьбы отвечает на вопрос о том, на что способна пойти героиня ради любви.
В моноспектакле Валерии Приходченко по пьесе Наталии Мошиной «Розовое платье с зелёным пояском» Наталья Ивановна Прозорова из второстепенного персонажа выходит на первый план и повествует о своей жизни с тремя сёстрами мужа.
Челябинский Новый Художественный театр представил поморскую легенду по произведению Леонида Леонова «Гибель Егорушки». Спектакль «Егорушкины птицы» о пути к вере. Вестники с небес -Ксения Бойко и Наталья Шолохова - в них спасение.
Птицы-вестники, спустившиеся с небес, будто в унисон с Богом проповедуют Егорушкину историю словами, мелодиями, звуками. Поют: «Восписуется в небе первой радостью радость матери, а второю радость впервые узревшего свет».
В спектакле фраза будет произнесена несколько раз как молитва. Внизу было ледяное море… Пытались птицы Егорушку из стороны в сторону пронести, но упал он в него. Нужно помолиться. Птицам внешне легко, а душе?
В спектакле они предстали посланниками от Бога. Егорушка запутался, оттого Всевышний решил, что его пора спасать. Воскрес, ибо праведным был. Новая жизнь.
Земная жизнь - это период подготовки к жизни вечной. Кто как свою душу воспитал, таковым войдёт в новую. Но какая душа выдержит испытаний? Егорушка и не смог. Режиссёр спектакля в этом убеждает.
Сербский театр «Странствующий актёр» представил совместную постановку с коллективом «Корица». Спектакль малой формы Ивицы Видановича «Красный и золотой» познакомил зрителя с национальной драмой Нинослава Адемовича.
Государственный академический драматический театр им. Горького спектаклем по роману Ф.И. Достоевского «Идиот» в постановке сербских режиссёров Стево Жигона и Иваны Жигон доказал, что русская классика остаётся актуальной по всему миру.
Зарубежную классику представил Северо-Осетинский государственный академический театр им. В.В. Тхапсаева. Спектакль «Король Лир» Гиви Валиева поставлен по одноимённой пьесе У. Шекспира.
К теме семейной отсылает спектакль Чувашского Театра Юного Зрителя имени М. Сеспеля по пьесе Ренаты Насибуллиной «Шурсямга, молодой волк» в постановке Заслуженного деятеля искусств РФ и Республики Калмыкия Бориса Манджиева.
Волка зовут Шурсямга. Он, являясь представителем священного животного Чувашии, живёт по своим законам и хранит верность им. И даже не страшится быть покорным своей семейной истории. Чувашский фольклор повествует о том, что волк - священное животное, которое не может себя загнать в определённые рамки, ему нужна свобода…
В спектакле вырисовывается связь человека и волка. Такие разные внешне, но похожие по характеру.
Николай Тарасов, исполнивший роль охотника Валяххи, ровно так же был воодушевлён вестью о рождении внука, как и Шурсямга - растроганный появлением сына на свет. Поступки человека зависят от того, какого волка в себе вскормить.
Витражи - это картинки из цветных стёклышек, которые создают узор. Когда на них светит солнце, они словно оживают. Самарский театр гордо носит дивное название, которое вызывает светлые ассоциации.
Ровно такие же тёплые мысли вызвал спектакль Олега Скивко «Здорово, родня!» - как строчки из стихотворений, сливаются в единую лирическую историю рассказы В.М. Шукшина.
В яркие краски погружает зрителя спектакль Вячеслава Терещенко «Не так живи, как хочется» по пьесе А.Н. Островского и либретто к опере А.И. Серова «Вражья сила».
Театральность Масленицы вырисовывается символом этого праздника - витражом в виде солнца. Нравоучительная история о русской душе - в горе, в радости, в сомнении… И когда к ним навстречу выйдут лучи?
Буинский государственный драматический театр спектаклем о семиотике судьбы. В спектакле переплетаются две линии - татарского богослова Нургали Хасанова и исполнителя роли Раиля Садриева.
Если что-то произойдёт раз, значит, случайность, во второй - нужно задуматься, а на третий и в последующие можно быть уверенными, что это знаки, посланные свыше.
Биография Народного и Заслуженного артиста Республики Татарстан Раиля Садриева доказывает, что «Судьба не дура, зря людей сводить не станет».
Впрочем, оттого в рамках фестиваля не было случайных встреч. Характерными и подробными актёрскими работами, режиссерской точностью и пылкостью зрителей к классике и к спектаклям- действительно, возможно спастись.
И всё это складывается в единый витраж, именуемый театром. Истина: единением и любовью спасёмся, ибо без них театра не существует.