Юрий Любимов: мне хочется сохранить мой кабинет в Театре на Таганке
Режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов отмечает сегодня 97-летие.
По подсчетам самого Любимова, он работает 84 года, из которых 80 лет - на театральном поприще. Прошел две войны, блокаду в Ленинграде.
Знал славу как актер и успел сделать театр, который является предметом изучения во многих странах. Познал и вкус вынужденной эмиграции. Работая по всему миру, он всегда опирался на русскую классику.
Вернулся на родину одним из первых. Из-за конфликта с собственной труппой во время гастролей в Чехии в 2011 году ушел из созданного им Театра на Таганке, после чего поставил несколько спектаклей на других театральных площадках Москвы.
Накануне дня рождения мастер дал интервью ИТАР-ТАСС.
- Где отметите день рождения и вообще как поживаете, Юрий Петрович?
Отмечу день рождения дома, в семейном кругу. Поживаю, слава богу, неплохо. Все лето провел в Москве, очень интенсивно лечился. Соблюдал диету, делал зарядку.
- А еще чем занимаетесь? Смотрите телевизор, следите за новостями?
Врачи мне не велят отягощать нервную систему, поэтому новостных программ не смотрю. Сейчас очень много негативной информации. Не хочу расстраиваться.
За последнее время новость, которая по-настоящему порадовала, - это возвращение Крыма в Россию. Еще ребенком я каждый год отдыхал в Крыму, куда мой отец вывозил всю семью.
С этими местами у меня связано много сентиментальных воспоминаний. Кстати, когда Крым отдали Украине, я в тех краях больше не бывал. Так что очень рад, что историческая справедливость восстановлена.
- Значит, все-таки следите за новостями, смотрите телевизор...
Нет, телевизор не смотрю. Я смотрю документальные фильмы в интернете. Слушаю музыку. Особенное наслаждение доставляют концерты в исполнении оркестра под управлением Герберта фон Караяна.
Великий был дирижер. Мы знали друг о друге, но никогда в совместной работе не встречались. Он был абсолютный музыкальный гений. Стоял за пультом до последнего, с больной спиной.
А многие его музыканты, как я недавно узнал из достоверных источников, злопыхательствовали. Желали, чтобы Караян споткнулся перед пультом, сломал себе шею и больше не мучил своими требованиями.
А ведь это люди, представляющие высшее из искусств! Что уж говорить о драматических актерах...
- Имеете в виду актеров "Таганки"? Не можете их простить?
Стараюсь отходить от этого. Но оно никогда не пройдет. Нельзя переступить, как через порог. Безобразный, мерзкий поступок людей, которые все получили.
- В общем, на "Таганку" ни ногой?
Никогда. Я своих решений не меняю. Единственное, что мне хочется сохранить, так это мой кабинет в Театре на Таганке. С уникальными автографами на стенах, среди которых есть и автограф действующего президента Владимира Путина.
Еще, как мне кажется, надо бы сохранить мой архив, которым могли бы пользоваться люди, - смотреть записанные на видео мастер-классы, читать стенограммы репетиций, слушать лекции.
Думаю, это могло бы пригодиться будущим мастерам сцены, да и просто интеллигентным людям, интересующимся театром.
- Так какие проблемы? Сейчас Театр на Таганке поставлен на ремонт. Самое время позаботиться о создании мемориальной зоны, разве не так?
То-то и оно, что мемориальная зона, по моим сведениям, в проект реконструкции даже не вошла. Кабинет ветшает, штукатурка со стен, украшенных автографами, осыпается, крыша течет.
- Так надо спасать, бить тревогу. Что же вы молчите?
Еще в 1998 году я создал Фонд поддержки театрального искусства. Этот фонд помогал и Театру на Таганке. В апреле текущего года я написал письмо президенту Путину с просьбой передать в безвозмездное пользование фонду на десять лет небольшую территорию для создания мемориального кабинета и действующего архива.
Президент перенаправил мое письмо мэру Москвы Сергею Собянину с резолюцией: "Прошу рассмотреть и поискать решение". Кроме того, с 2011 года я неоднократно обращался также к руководителю департамента культуры Москвы Сергею Капкову. Однако воз и ныне там...
- Ваши спектакли, которые остались в репертуаре "Таганки", сохраняются?
Увы, их также едва ли удастся сохранить. Во время ремонта Театра на Таганке, который, как уверяют, продлится полтора-два года, труппа будет играть на временных площадках, в частности в ДК ЗИЛ и "Салют".
Там, к примеру, по техническим причинам невозможно показать "Мастера и Маргариту". Стало быть, этот спектакль придется снять. Да и некоторые другие также едва ли впишутся в арендованные сценические пространства.
- А в других театрах, где вы работали после 2011 года, ваши спектакли идут?
"Бесы" в Театре имени Вахтангова идут. Спектакль показали 14 сентября, в самом начале нового сезона. Мне сказали, что принимали хорошо. А в декабре "Бесы" отправятся на гастроли в Китай.
Вообще я очень благодарен Вахтанговскому театру. Восхищаюсь их худруком Римасом Туминасом, который сумел сделать такие фантастические спектакли. А ведь многие артисты этой труппы поначалу были совсем не за него.
Еще я благодарен Большому театру, который в трудный момент меня поддержал, пригласив поставить оперу "Князь Игорь", и сохраняет ее в своем репертуаре.
Последним спектаклем, сделанным на мое либретто, стала "Школа жен" в "Новой опере". Его показали два раза. Публика очень тепло принимала, аплодировали 20 минут.
- Юрий Петрович, а какие-то планы по новым постановкам у вас есть?
Я по-прежнему много читаю, размышляю, но сценариев больше не пишу и новых постановок не планирую.