Влад Маленко: ""Таганка" зависла - как женщина без мужчины"
В России появился новый арт-проект - «Филатов-Фест». Фестиваль-конкурс назван именем известного актера и поэта Леонида Филатова. Одним из его организаторов стал Влад Маленко - артист Театра на Таганке, режиссер, поэт и баснописец, одним словом, человек-спектакль.
- Расскажите о Вашем новом проекте - как он родился, какие задачи ставите?
Филатовский фестиваль - для молодых поэтов и драматургов. Это начинание собранной мной команды Городского театра поэтов, его поддержали очень разные, но чрезвычайно талантливые люди. Конкурс проводится в двух номинациях - «Поэзия» и «Драматургия».
Подробнее - наберите в поисковике «Филатов-фест» и все узнаете. Наша задача - сделать фестиваль неформальной интересной площадкой для новых, не устающих творить молодых людей.
Имя Леонида Филатова - это такой счастливый флаг, под которым надо идти, делая необычное, сочиняя острое и современное. Заявки принимаем до 1 февраля. Фестиваль пройдет в несколько этапов, а имена победителей будут названы в мае.
- Вы называете Леонида Филатова своим учителем. Лично были знакомы?
Неисповедимы таганские тропы… Я служил в Советской Армии и ушастым пацаном в пилотке набекрень угодил в квартиру Леонида Алексеевича со своими первыми стихами. Его названный сын Денис был моим сержантом-командиром, представляете расклад?
Филатову стихи понравились, что, надо сказать, было редкостью… Общались мы нечасто, но его слова были на вес золота. А еще была система изучения русской литературы, придуманная Филатовым для сына. И я вслед за Денисом штудировал многочисленные тома. Сегодня Денис - священник отец Дионисий, а я перед вами.
- Как в Вас уживаются две ипостаси - актера и писателя?
Такова моя природа. Характер. Определенная заточенность ума. В тех же баснях моих актерская суть очень даже помогает. Я сам себе театр. Независимый театр! Но этот «как бы» второй аэродром, литературный, - он становится главным.
Мне, к примеру, мой старший друг и прекрасный актер Иван Сергеевич Бортник говорит: «Счастливый ты человек! Дар поэтический дорог…» Он тоже мой учитель.
Вообще, на учителей мне повезло: в Щепкинском училище нам преподавал Николай Анненков.
Он еще с Михаилом Чеховым играл. А великий Аркадий Немеровский! А Виктор Павлов, на которого весь Малый театр выходил смотреть из-за кулис! Потом, безусловно, главной кафедрой стала «Таганка» и Любимов…
- Вы родились 25 января - это и день рождения Владимира Высоцкого. Знаковое совпадение - тоже «Таганка», тоже актер, тоже поэт… Что для Вас значит это имя?
Владимир Высоцкий - огромный поэт. Именно это особенно ценил в нем Юрий Петрович Любимов. Шестидесятники мыслили себя продолжателями Маяковского. Маяковский делал эксперименты с поэзией на театре.
Любимов создал поэтический и эпический театр. Владимир Высоцкий заявил о себе через 35 лет после ухода из жизни Маяковского. А мы сейчас находимся на таком же временном отрезке - прошло 35 лет после смерти Высоцкого.
И самое время, чтобы «Таганка» стала приютом поэтов. Надо чтить традицию и делать новое. Мы кораблики, а они - маяки.
- Мне очень нравится одна из Ваших басен - «Утюг и мясорубка». Чем Вас привлекает этот жанр?
Басня - спасительное хитрое оружие. Такое продолжение театра улиц. За этим жанром прячется поэт, чтобы перевести дух и не износиться. Ведь ты всегда находишься в зоне высокого напряжения.
Поэзия - опаснейшая работа. Страшная. Счастливая тоже, но и страшная, повторю. Так вот, басня - это такая пилотажная проверка технических возможностей плюс твоя гражданская суть. Это как бы другой жанр, другая архитектура слова.
Другая игра. Мне путевку в басенное путешествие вручил еще один учитель - Сергей Владимирович Михалков. Он написал предисловие к первому моему басенному сборнику «Сыр выпал…».
Сейчас басен более двухсот, и я рад, что они нравятся разным людям, особенно молодым, они читают их на экзаменах в театральные вузы.
- Огромное впечатление на меня произвело Ваше стихотворение «Севастополь». Оно ведь написано несколько лет назад. Вы уже тогда верили, что Крым вернется?
Мой «Севастополь» - случай фантастический. Он написан за три года до известных событий, но сейчас в это не верится даже мне. Посмотрите дату ролика в YouTube, а стихотворение появилось еще на год раньше, в 2011‑м.
«Севастополь» - пример горькой и счастливой доли поэта, когда на твоих глазах все сбывается, и строки перевоплощаются в судьбу.
Что же касается возвращения Крыма и Севастополя… Я, человек, родившийся в центре Москвы, на Маяковке, в январе 1971 года, внук погибшего в 1941 году молодого летчика, я, увидевший Крым в 1976 году, стоявший на пресненских баррикадах в 1993-м, изъездивший на броне Чечню, знаю точно и доподлинно: более русских мест, чем Севастополь и Крым, нет ни на карте, ни в сердце.
Сердце здесь важнее карты, конечно. Вы можете представить Вологду - японским городом? Правильно, нет. Так нельзя представить нерусским и Севастополь. Это черноморский российский Иерусалим.
Морской апостол России. А все эти пластмассовые размышления якобы креативного класса - пыль.
- Чем живет сегодня «Таганка»? Можно ли вдохнуть в этот театр новую жизнь?
«Таганка» - как женщина без мужчины, зависла. Понимаете, я человек, привыкший делать практические нестандартные ходы. У нас ведь роман, я замуж предлагал. И выход тоже предлагал… как мужчина и режиссер.
Для начала - в виде своего спектакля «Таганский фронт». Посмотрите статистику его посещения зрителем. В метро билеты спрашивали. У вагонов. Не шучу. Театр - это постоянные новые спектакли. Работа. Напряжение. Живая жизнь. Только так.
С этим никто не поспорит. А если все время иглой по старой пластинке на чужих площадках, - это заведомая порча. Причем, женщина-«Таганка» в виде труппы - она отзывается. Обнимает в ответ.
А в виде начальства - это какие-то гвозди в морозилке. Какие-то игры картежные. «Таганку» хотят видеть зоной коммерческих интересов. Мавзолеем хотят еще видеть… А она - мистическое тело. С живой душой. Она отомстит. Любому. Вот увидите.
- Вы играли Смердякова. Не противно было? Ведь это символ лакейского преклонения перед Западом, которым поражены некоторые либералы, согласны с такой трактовкой?
У меня забавный был случай в Колумбии. Выхожу в Боготе из театра, а на меня набрасывается человек и давай обниматься. Говорит: «Ты Смердяков из России, а я - из Колумбии. Я здесь его играю в местном театре!»
Так два достоевских «злодея» побратались в Южной Америке! А если серьезно, то я очень внимательно работал над этой ролью. Обличал пластику внедрения бесовских молекул в русскую культуру.
У нас с Любимовым в тот момент возник творческий огонь настоящий. И это был успех. А наши так называемые либералы в большинстве своем просто не любят народ, который их всех кормит.
Достоевский говорил: «За людьми сплошь надо, как за детьми, ходить». А либералы ухаживают только за своими лицами и телами.
- Какие темы сегодня Вас особенно волнуют? О чем хотите говорить с Вашим зрителем, читателем, слушателем?
Ну, это все есть в поэзии моей. Там меня вообще больше, чем здесь и сейчас перед вами. Волнует то, как добраться до сердец юных.
Как им, на их языке, объяснить про Любовь, про Родину мою прекрасную и оболганную, про то, что чудес в жизни больше, чем серых стен.
Вела беседу Татьяна Медведева