Евгений Миронов считает необходимым создать профсоюз актёров театра и кино
Профсоюз актеров театра и кино должен быть создан как можно скорее. Эта организация могла бы помочь избежать ситуаций с бедственным положением многих ранее известных и рядовых российских артистов после их выхода на пенсию. Такое мнение в беседе с нами высказал во вторник художественный руководитель Государственного театра наций, актер и учредитель благотворительного фонда поддержки деятелей искусства "Артист" Евгений Миронов.
Для решения большой проблемы нужен настоящий подвижник
"Профсоюз актеров театра и кино - это решение проблемы, - считает он. - Сейчас, конечно, существуют какие-то гильдии и объединения, но они ничем не занимаются и никак особо не помогают, а профсоюза у нас нет".
По словам Миронова, в картотеке фонда "Артист" в настоящее время находятся имена и фамилии около 2 тыс. российских актеров.
"Конечно, это не значит, что все - исключительно нуждающиеся. Но это те, о которых мы знаем, те, которым можно иногда помогать, - пояснил он. - У нас есть несколько программ - программа SOS, когда нужна оперативная помощь, операции, программы по обеспечению медикаментами, продуктами, помощь в социальной адаптации".
"Артисты ведь очень болезненно все воспринимают, нуждаются в постоянном внимании как дети, и их надо не то что трудоустроить, но не дать им просто сидеть и умирать", - добавил Миронов.
"Но что касается большой проблемы в масштабах страны, то ей надо, конечно, заниматься, - признал актер. - Создание профсоюза - это тяжелый путь, потому что продюсеры, руководители телеканалов, безусловно, будут против - речь идет о процентах, которые необходимо выплачивать артистам, чтобы они потом на пенсии чувствовали себя людьми".
"И путь этот большой. Я, например, не могу взять на себя осуществление этой идеи, поскольку уже много за что и за кого отвечаю, и просто нет времени, - с сожалением отметил Евгений Миронов. - Но это должен быть настоящий подвижник - такой, как Чулпан Хаматова (актриса и соучредитель благотворительного фонда "Подари жизнь" - прим. ред.).
Должен быть человек, который взял бы это на себя, и только это, потому что проблема и ее решение тяжелые: пробивание законов в Госдуме, обсуждение на встречах с президентом, на всех уровнях".
"Но я, конечно, готов посодействовать", - согласился худрук театра.
Драматический театр эволюционирует от психологизма к синтезу искусств
Что касается театрального искусства, то, по мнению Евгения Миронова, театр никогда не стоит на месте и эволюционирует. "Театр всегда развивается, он существует в связке с человеком, со зрителем. У нас с вами в руках уже диктофоны, смартфоны, другая техника, и театр тоже ищет свой, современный язык выразительности, - отметил он.
- Мир изменился за последние десятилетия, эпоха поменялась, упал "железный занавес", мы стали открытыми, мы узнали, что такое современный балет, и, оказалось, что это не только "Лебединое озеро". В драме также происходит синтез искусств, а то ведь мы вечно были психологическим театром".
По мнению Миронова, Театр наций в этом смысле находится сейчас "на передовой позиции". "Мы работаем с режиссерами абсолютно разных школ: Роберт Уилсон - это авангард, (Эймунтас) Някрошюс - это вообще своя история, (Алвис) Херменес, Валерий Фокин и другие представляют собой совершенно разные театры, - пояснил он.
- И наши артисты могут пробовать себя абсолютно в разных жанрах и направлениях". "Конечно, существуют такие театры-музеи, в которых законсервирован театр прошлых лет, но мы занимаемся другим, и лично мне это пока очень интересно", - подчеркнул худрук.
Как напомнил Миронов, Театр наций - "уникальный по форме и содержанию: он не имеет труппы, постоянных режиссеров, и мы можем приглашать работать дебютантов - режиссеров, актеров, а можем позвать сотрудничать и мэтров".
"Таким образом мы постоянно живем в эксперименте, смотрим и находим лучшее. Недавно вот открыли третью сцену, с осени запускаем образовательную программу - будем проводить мастер-классы, встречи с актерами, режиссерами, организовывать выставки", - сообщил он.
Наталья Славина