Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Народная артистка России, актриса театра и кино Вера Алентова
Источник: Яндекс картинки
08:20 / 17.02.2017

Вера Алентова: "Не верю, что Коонен могла проклясть Камерный театр"

Нас учили поднимать зрителя до своего уровня, а не опускаться в обыденность, говорили о высоком предназначении сцены. Сейчас не 60-е, не ренессанс театра с молодыми «Таганкой» и «Современником», да и не подъем культуры. Все провокации - не от хорошей жизни. Думаю, что вместе с несчастьем и это пройдет. Как проходит любое временное явление

21 февраля Вера Алентова отмечает юбилей. Не широким застольем с коллегами, не вечером в кругу семьи, а новым спектаклем «Апельсины & лимоны» в Театре имени А. С. Пушкина. В оригинале пьеса, написанная сто лет назад английским драматургом Ноэлом Коуардом, называется «Сенная лихорадка».

История о блистательной звезде, продолжающей оставаться актрисой даже после ухода со сцены. Мы расспросили Веру Валентиновну о премьере, о жизни и о том, как работается с супругом - кинорежиссером Владимиром Меньшовым, в чьих фильмах она создала незабываемые образы.

- Как возникли в репертуаре «Апельсины & лимоны» и почему решили переименовать «Сенную лихорадку»?

Искали пьесу к моему юбилею, и, естественно, хотелось найти что-то малознакомое нашему зрителю, а не повторять неоднократно отыгранное. Я очень благодарна театру за выбор этой комедии - необычной, неожиданной, многослойной. Такой материал для актера всегда интересен.

«Апельсины & лимоны» - первое авторское название произведения. В словосочетании «Сенная лихорадка» звучит английский акцент, так британцы именуют заболевание, известное нам, как аллергический ринит.

- Режиссер спектакля Евгений Писарев - художник тонкий, внимательно прорабатывающий детали, насколько ему близки природа женщины и ее фобии?

Странный вопрос. Режиссеру близки все природы - мужские, женские, детские. Такая уж профессия. А что касается фобий - это не фобии, а жизнь моей героини: сцену она оставила, но все, к чему она прикасается, становится театром.

- Почему бытует мнение, что у Вас трудно брать интервью?

Наверное, это действительно так. Я не считаю, что по каждому поводу нужно высказываться. Случаются важные события, и о них есть смысл поговорить, а личное и проходящее - не темы для широкого обсуждения. Да и вопросы должны быть интересны.

Те же, что задают, как правило, сводятся к клише: «А правда ли…». Если отвечать на такие вопросы, интервью будет состоять из односложных «да» и «нет». Согласитесь, скучно.

- Надеюсь, юбилей и премьера - поводы весомые. Ваша мама была актрисой. Театральные гены сказались на выборе профессии?

Наверное. Мама, папа, отчим были артистами. По материнской линии четыре предшествующих поколения - священнослужители. Про отца знаю мало - он умер, когда мне и четырех лет не исполнилось. Мама - строгий человек, считала, что театр не место для детей, и брала меня с собой крайне редко, в основном на детские спектакли.

Но представления я сама устраивала во дворе. Мы что-то выдумывали, понарошку продавали билеты, готовили реквизит из старых кастрюль, ветхих занавесок, уже ненужных в доме вещей. Фантазировали, сочиняли.

За кулисами я, конечно, бывала, хоть и нечасто. Любила костюмерные, где хранилось немало старинного - веера, перчатки, корсеты - они мне очень нравились. А «драгоценности» делали бутафоры из каких-то камешков, за этим процессом я наблюдала словно завороженная. Тогда сложилось огромное уважение к труду всех театральных служб.

- Хранит ли память какие-то яркие впечатления от увиденного в нежном возрасте?

Конкретных спектаклей назвать не могу, но помню, как мама играла узницу концлагеря, и фашист выбивал у нее из рук кружку с водой. То, что человек не может утолить жажду, я перенести не могла и горько плакала.

- Вы всю жизнь работаете в Театре имени Пушкина. Подобное постоянство встречается, но все равно остается редкостью. Никогда не хотелось сменить коллектив, ведь его новейшая история знавала и не самые благополучные времена?

Дважды возникало такое желание, но удержалась, и правильно сделала. Поразмыслив, поняла, что нет у меня умения раздвигать людей локтями, а оно необходимо, если ты считаешь, что имеешь право на то же место, что занимала в своем театре.

Там ты начинала с нуля и поднималась по лестнице вверх. В другом театре эти места, как правило, не свободны, и тогда ты или начинаешь заново, или пускаешь в ход острые локти, которых я лишена.

- Пушкинский ведет историю от Камерного театра Александра Таирова. По одной из легенд, великая актриса Алиса Коонен прокляла эти стены…

Алиса Георгиевна была глубоко верующим человеком и сделать такого не могла. Многое рассказывала о ней Марья Сергеевна Ершова, мой любимый гример, поступившая в Камерный 16-летней девочкой, когда театр только набирал высоту, и продолжавшая помогать Алисе Георгиевне всю жизнь, «собирая» ее на концерты.

Она считала, что на анафему актриса была не способна. Да, после убийства театра и смерти Таирова Коонен ни разу не переступила порога зрительного зала, не спускалась на сцену, хотя жила в этом же здании, наверху, но проклятия не было. Это ложная история. Еще и про призраков судачат. Надеюсь, вы не верите? Я их не встречала.

Наш театр знал прекрасные времена, случались и плохие годы. Возьмите любую другую труппу, и увидите похожую картину. Все зависит, конечно, от лидера - режиссера, но часто и от обстоятельств, нам непонятных. Жаловаться не стану, даже в неуспешные периоды я играла замечательные роли.

- Есть ли наиболее близкие и любимые?

Все. У актеров нет ни скрипки, ни рояля, ни холста, ни кисти, своих героев мы лепим из себя, творим из того, какие книжки прочитали, какую музыку предпочитаем, какой длины у нас руки и ноги, какого цвета глаза, волосы. Из того, что есть, из чего состоим.

Спектакль - общая история, каждая роль - ручеек, впадающий в одну реку. Если твой вьется зигзагами, норовит уйти в сторону и никак не может сойтись с другими, значит - не состоялось, не получилось договориться с режиссером. Может, пара таких ролей у меня была, но я от них быстро избавлялась.

- Современный театр, снявший все табу, Вы принимаете?

Нас учили поднимать зрителя до своего уровня, а не опускаться в обыденность, говорили о высоком предназначении сцены. Сейчас не 60-е, не ренессанс театра с молодыми «Таганкой» и «Современником», да и не подъем культуры. Все провокации - не от хорошей жизни.

Думаю, что вместе с несчастьем и это пройдет. Как проходит любое временное явление. Скандалы используются для привлечения публики - иначе уже не поднять людей с дивана, не оторвать от телевизора. Зритель изменился. Может, разленился или устал от проблем? Не знаю.

Только понимаю, что молодым не повезло, как нам, заставшим изумительный расцвет искусства - кинофильмы, спектакли, вечера в Политехническом, выступления поэтов на площади Маяковского. У меня есть внуки, и, надеюсь, им посчастливится встретиться с открытиями, затрагивающими и ум, и сердце.

- Что для Вас важнее - театр или кино?


И то, и другое, но я актриса театра и, пожалуй, знаю про него все. Сценических работ у меня намного больше, чем кинематографических. Мои роли на подмостках, начиная с самых первых, были настолько по материалу значительны, что желания соглашаться на съемки в какой-то ерунде никогда не возникало.

Я всегда легко говорила «нет», если не нравился сценарий или казалось, что режиссер не очень сильный. И хотя я всегда чувствовала себя актрисой сцены, первые награды принес кинематограф. Фильм «Москва слезам не верит» просто повернул мою биографию и мою судьбу.

- Ожидали такую всеобщую любовь после выхода ленты?


Нет, и сниматься не хотела. Сюжет показался примитивным и отношения героев плоскими. Считала даже, что и Владимиру Меньшову не стоит заниматься этой картиной. Но Михаил Ильич Ромм учил студентов, а среди них был и мой муж: «Не думайте, что писать сценарии вам будет Лев Толстой, если хоть одна сцена показалась интересной, беритесь за работу и дотягивайте материал».

Так и вышло. История, предложенная Валентином Черных, о трех девочках, приехавших завоевывать столицу, понравилась Меньшову, герой Гоша - тоже идея сценариста. И Меньшов приступил к съемкам, из одной серии сделал две, углубил характеры и отношения героев. Получилось то, что получилось.

- В чем, на Ваш взгляд, секрет удивительной актуальности ленты?

Ситуация, когда молодые провинциалы мечтают обуздать, покорить и подчинить столицу, никуда не исчезла. Новыми силами пополняются мегаполисы целого мира, а не только России. История остается жизненной.

- Все Ваши фильмы, да и спектакли - про любовь. И в большинстве героинь женская нежность сочетается с крепким стержнем внутри. Вы так не считаете?

Это, скорее, вопрос к зрителю. Да, любовь - важная тема, но она не только моя. К сожалению, ее стало маловато на планете.

- Многие думают, что сниматься у мужа легко, и это большая удача для актрисы…

Когда сотрудничаешь с режиссером, с которым не связан родственными узами, то занимаешься только своей ролью. В картине мужа к работе над своим образом добавляются его проблемы, а их всегда много, очень много.

Ты, естественно, о них знаешь. Решить их не в твоих силах, но ты не можешь о них не думать, сердцем и душой не воспринимать все неурядицы, горячо, хоть и молча, не участвовать, не переживать.

Первый, кому достается весь негатив на площадке, - обязательно близкий человек, что тоже объяснимо: неловко срываться на чужом, а своему можно под горячую руку сказать все, что угодно.

Работники съемочной группы меня часто просто прятали, когда Владимир Валентинович вдруг понимал, что что-то не так на площадке, тогда он начинал гневаться, и кто-то обязательно говорил: «Вера, идите сюда». Муж искал меня глазами, не находил, бурно, но сам справлялся с ситуацией и потихонечку успокаивался.

- В чем залог Вашего долгого брака - золотая свадьба уже отпразднована.

Наверное, важны уважение и взаимный интерес. Любовь никто не отменял. Нам по-прежнему хорошо вместе, и мы относимся с огромным вниманием к тому, что делаем порознь. Активно спорим, бурно обсуждаем, бывают и ссоры, как во всякой семье. Тихими и мирными нас назвать нельзя.

- Тихие и мирные быстро разбегаются…


Не скажите. Моя мама прожила с отчимом очень долго, и в доме никто не повышал голос. Никогда. А мы - шумный народ.

- Слава и признание - ноша тяжелая?

Не думаю. Актер должен быть успешен. Конечно, есть такие удивительные люди - у нас в труппе работал Владимир Торстенсен, артист еще Таировского театра, играл очень маленькие роли и не претендовал на иные.

Просто любил театр и испытывал счастье, что к нему причастен. Но это пример редкий, в основном все мечтают о больших ролях, где можно проявиться, а значит - получить признание. И эта ноша желанна для каждого артиста.

- В «Зависти богов» Вы снимались с Жераром Депардье - сегодня он наш соотечественник. Как складывались отношения?

Жерар прост в общении, работяга на площадке, как, собственно, все большие актеры. В отношении к делу ничем не отличается от наших великих артистов. Знаете, есть пословица: чем плодоноснее дерево, тем ниже к земле клонятся его ветви.

- Вы привели сравнение из мира природы, а сами говорили, что человек городской.

Да, я абсолютнейший урбанист. У нас поздно появилась дача, лет десять назад. И я не хотела ее, не понимала, зачем она нужна. Сейчас смирилась, хотя бываю там очень редко. За год едва ли наберется месяц.

Мне нужен город, но это не означает, что я куда-то должна бежать, смотреть спектакли, с кем-то встречаться - нет, просто здесь чувствую себя уютно. Мне прекрасно дышится в Москве при всем смоге.

- У Вас редкая фамилия, которую произносят с различным ударением. Есть ли семейные предания о ее происхождении?

В раннехристианские времена появилось слово «алетейа», что в переводе с греческого означает «истина». В Библии оно встречается 120 раз, восходит к одному из определений богини Афродиты, ее называли Алентия, то есть - подлинная, невыдуманная.

Известно, что фамилии образовывались от имени или прозвища, рода занятий или места жительства. Так что моя - от предков-священников.

- Актерская профессия - одна из самых зависимых. Степень свободы возникает с годами?

Чувство достоинства во мне проявилось очень рано, поэтому я не ощущаю того, о чем Вы спрашиваете. Часто можно слышать: артист - рабская профессия. Не согласна. Ты либо раб, либо нет. Да и особой зависимости в актерской судьбе не вижу. Зависти, о какой часто говорят применительно к театру, везде много.

Вот талантов мало в любом деле. Сложность же, связанная с творчеством, в том, что нет четких критериев. Скажем, фигурист выполнил сложный элемент, легкоатлет прыгнул на определенную высоту, и спортсмены, которые не могут этого повторить, уверены: первый и есть лучший.

В искусстве постоянно возникает вопрос: кто сказал, что ты талантлив, а я нет, и чем это доказано? Мало ли, что тебе аплодируют, другому - не меньше. И так рождается чувство несправедливости и обиды.

- Человек меняется?

Кто-то замечательно пошутил: с годами приходят старость и мудрость, но иногда старость приходит одна. Да, с возрастом мы больше прощаем, понимаем ошибки людей и относимся к ним не так резко, как в молодости. Но по сути своей, мне кажется, человек остается прежним. Уже в маленьком ребенке виден характер, и он никуда не девается.

- В детстве Вы жили в разных уголках страны: Север, Узбекистан, Алтай, а в школу пошли на Украине?

Я дитя войны, в Кривой Рог мы приехали в трудное голодное время, мне пять лет. Город еще не был восстановлен, на прогулках дети играли на развалинах домов, уничтоженных фашистами. Но люди не унывали, их сплотила победа, радость витала в воздухе. Все дружили, никому в голову не приходило, кто какой национальности.

Так мы и выросли, интересуясь качествами человека, а не его происхождением. То, что заложено в ранние годы, остается на всю жизнь, и самое ужасное, что нынче программируется: русские и украинцы вдруг стали не братьями, а врагами. Не знаю, чем все закончится, но печалюсь, что даже близкие православные народы оказались разъединены. Страшат последствия.

- Вы вместе с Владимиром Меньшовым ведете курс во ВГИКе. Кто из абитуриентов притягивает внимание?

Профессиональные способности, разумеется, важны, однако всегда привлекают проявления личности. За ее ростом хочется наблюдать. Если человек пуст, как барабан, этого не скроешь, но есть те, в ком видишь перспективу.

Научить получается только при желании самого студента. Он должен чувствовать потребность развиваться. Если она есть, то и талант обязательно проявится. Бывает, что заинтересованности нет в природе человека. С ленивыми и неповоротливыми ничего не сделать.

- Тогда отчисляете?

Да, на ранних курсах, если понимаем, что студент не растет, ошибся в выборе профессии. Бывает тяжело и обидно, когда советуем поискать себя в иной сфере. Но тем самым спасаем от разочарований и обид в будущем - ведь они неизбежны, когда человек занимается не своим делом.

- Что существеннее: открыть перед учеником профессиональные просторы или помочь выбрать свою, пусть и не широкую, но самостоятельную дорогу?

Самостоятельность в мышлении - чрезвычайно важна, но встречается крайне редко. Многое зависит от человеческих ориентиров, а они формируются с детских лет. Надо ценить в ребенке личность, считаться с его мнением. Если он чего-то не хочет, и ты понимаешь, что это не каприз, не переубеждать, уважать его «нет».

Когда мы учились в Школе-студии МХАТ, независимость суждений ценилась высоко. Наши замечательные педагоги, если мы отвечали банально, умели так посмотреть, что без единого слова - от одного взгляда - становилось стыдно за то, что ты неинтересен и сер.

Тогда срочно бежали в библиотеки, читали и старались выработать собственное, пусть и ошибочное мнение. Потом отстаивали его. Конечно, легче тем, кто с детства высказывал свою точку зрения, и родители с ней считались.

- Вы выпускаете воспитанников в мир кинематографа. Как оцениваете его состояние?

Ребята в основном снимаются в сериалах, а они, к сожалению, не остаются в памяти: прошли и забылись. Минули времена, когда народ знал и любил своих актеров. Сейчас таких - маленькая прослоечка. А ведь всеобщее признание дарят только экранные образы, театр все-таки не массовое искусство.

В период кризиса кинематографа мы многое упустили. Выросло поколение, которому российские актеры неизвестны. Молодежь отлично знает звезд Голливуда - их биографии и роли. Но я не склонна паниковать - у нас великолепная школа и прекрасные артисты.

Беседу вела Елена Федоренко



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.