Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Сцена из спектакля «12». В главной роли Никита Сергеевич Михалков
Источник: Яндекс картинки
10:33 / 18.05.2021

Никита Михалков: "Наградой стали не аплодисменты, а тишина"
"Мне было чрезвычайно важно попытаться перенести на сцену эмоцию, показанную в фильме. В кино можно снять еще один дубль, если артист неважно сыграл. Если совсем плохо сыграл -  взять в кадр другого актера. Здесь же у меня нет возможностей монтажа. А также -  ни одного крупного плана. Самое главное для нас, сидящих на сцене, -  заставить зрителя «увидеть» крупный план"

На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера спектакля Никиты Михалкова «12», поставленного по мотивам одноименной кинокартины. Показ был приурочен к 75-летию режиссера.

Под колоннами Большого театра -  шумно и празднично. Гости в вечерних туалетах, сверкающие автомобили. Кто-то по театральной привычке интересуется: «Не найдется лишнего билетика?» Однако лишних билетов, как и случайных гостей, в этот вечер нет.

Неудивительно: режиссер Никита Михалков представляет свой спектакль «12». Над постановкой работала именитая команда: художник Юрий Купер и композитор Эдуард Артемьев.

Премьера, приуроченная к 75-летию мэтра, должна была состояться еще в октябре 2020-го в концертном зале «Зарядье». Однако осенний локдаун вынудил скорректировать планы.

Новая площадка, Историческая сцена Большого театра, -  рассчитанная на оперные и балетные спектакли, но не на драму, -  стала для Никиты Сергеевича своеобразным вызовом.

После спектакля режиссер признался прессе:

-  У меня ощущение, что наградой были не столько аплодисменты, сколько тишина. Аплодисменты можно инсценировать, пригласить клакеров. А вот тишину -  нельзя.

Клакеры -  завсегдатаи балетных спектаклей -  действительно в этот вечер отсутствовали. А вот высоких гостей было немало. Среди зрителей можно было заметить министра культуры Ольгу Любимову, Юрия Башмета, Александра Калягина.

Из царской ложи за происходящим на сцене следили Валентина Матвиенко, Сергей Шойгу и Геннадий Тимченко.

Перед началом спектакля прозвучала запись голоса Никиты Сергеевича, напомнившего публике о необходимости отключить мобильные телефоны. Надо отметить, к просьбе прислушались: почти трехчасовое действие не прерывалось внезапным жужжанием или трелями.

Спектакль «12» поставлен по пьесе, созданной Никитой Михалковым вместе с братьями Пресняковыми по мотивам знаменитого фильма «12», который вышел на экраны в 2007 году.

Зачем мэтр спустя 13 лет решил вернуться к хорошо знакомому материалу? Михалков объяснил это следующим образом:

-  Мне было чрезвычайно важно попытаться перенести на сцену эмоцию, показанную в фильме. В кино можно снять еще один дубль, если артист неважно сыграл. Если совсем плохо сыграл -  взять в кадр другого актера.

Здесь же у меня нет возможностей монтажа. А также -  ни одного крупного плана. Самое главное для нас, сидящих на сцене, -  заставить зрителя «увидеть» крупный план.

Еще одна особенность театрального воплощения -  сетка, натянутая между сценой и залом. После спектакля артисты признались, что она стала для них четвертой стеной -  скрыла публику и подарила ощущение замкнутого пространства.

Однако, как объяснил Никита Михалков, ее использование было обусловлено технической необходимостью.

На полупрозрачный экран проецировались воспоминания чеченского мальчика, оказавшегося на скамье подсудимых: кадры из фильма «12».

Таким образом режиссер Михалков разрешил извечную проблему драматического действия, которое нельзя легко повернуть вспять -  в отличие от хода времени в кино.

Сценическое воплощение получилось более камерным, чем фильм, куда включены, например, эпизоды в зале суда. Здесь же -  лишь коробка школьного спортзала, знакомого по ленте «12».

Узнаваемые детали -  пианино, заключенное в клетку: чтобы не покалечили хулиганы или, наоборот, чтобы сами не покалечились. В символическом пространстве спектакля оно предстает метафорой русской жизни -  с ее абсурдными и бессмысленными запретами.

Еще одним символом странностей бытия выступает труба теплотрассы, прорезающая спортзал: не проложенная вовремя в земле и теперь находящаяся там, где ей не место.

А вдобавок -  заткнутая казенной подушкой, на которой стоит штамп пионерлагеря «Орленок» и год: 1967. Метафора безалаберности, уже не одно десятилетие побеждающей закон.

«Не будет никогда русский человек по закону жить, -  утверждает один из присяжных. -  Скучно ему по закону. Закон мертв. В нем ничего личного нет. А русский человек без личного отношения -  пустоцвет».

Режиссер с этим мнением, кажется, не вполне согласен, но никуда не денешься -  уж больно оно распространенное.

По сравнению с фильмом в спектакль добавлены и новые детали. За окном -  морозный московский день: плывут облака, звенят пробегающие трамваи, медленно опускаются сумерки.

Та же будничная суета в зале -  шутки, разговоры ни о чем, предваряющее решение, касающееся отдельной человеческой жизни. Присяжные собираются принять его между делом, на бегу -  как и в фильме, ведь им уже все ясно.

Роль двенадцатого присяжного, идущего наперекор общему мнению, в спектакле исполнил Николай Бурляев (в ленте эту роль сыграл Сергей Маковецкий). Никита Сергеевич, как и в кино, появился на сцене в роли загадочного восьмого присяжного.

Остальные роли в основном достались артистам Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова. Многие из них молоды и широкому зрителю не известны.

Впрочем, режиссер не требовал копирования игры знаменитых актеров, участвовавших в фильме «12», -  Валентина Гафта, Сергея Гармаша, Алексея Петренко, Юрия Стоянова. Так что образы получились вполне индивидуальные.

Каждому из актеров Михалков дает шанс раскрыть своего героя: монологи «очеловечивают» погруженных в суету персонажей, и зрителям открываются личные драмы, а порой и настоящие трагедии.

Пьесу не стали перекраивать под современные реалии, однако в ковидную эпоху она, конечно, получила новое измерение.

Тема принятия Чужого -  непохожего и пугающего, воспринимаемого через призму стереотипов, -  была актуальна и полтора десятилетия назад. Но в эпоху пандемии и закрытых границ она зазвучала на новый лад.

Ксенофобия и бытовой национализм никуда не делись -  и в спектакле показано, как парадигма «свой/чужой» определяет слова и поступки героев. Однако нынешняя ситуация, когда глобальный мир внезапно оказался наглухо закрытым -  добавила новых оттенков и смыслов.

Сегрегация, связанная с «неправильными вакцинами», замыкание стран внутри собственных границ, тотальное «огораживание» -  можно ли это было представить еще пару лет назад?

Что же делать в ситуации страха перед Чужим? Учиться слушать и размышлять. И, конечно, брать на себя ответственность, отвечает герой Михалкова. Об этом он говорит и в фильме, но в финале спектакля перефразирует собственные слова.

Вместо «Русский офицер бывшим не бывает» звучит «Бывшим офицером русский не бывает». И произносит иначе -  без трагизма, с легкой усмешкой. Прессе Никита Сергеевич объяснил: «Серьезные вещи нужно говорить и с юмором».

В финале на сцену выходит детский ансамбль абхазского танца «Амцабз». Зажигательно исполненная лезгинка показывает: искусство обладает силой, позволяющей снять любые разногласия. Кстати, руководитель ансамбля Лаша Марыхуба сыграл в эпизодической роли в фильме «12».

А спектакль, представленный на сцене Большого, теперь продолжит жить на других сценах. 21 мая его планируют показать в Екатеринбурге, а 5 июня наконец-то состоит показ в концертном зале «Зарядье».



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.