Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Сцена из спектакля "Месяц в деревне" МХАТ им. А. П.Чехова
Источник: Яндекс картинки
14:26 / 22.12.2021

Ставка на классику
В этом году на фестивальной сцене Рождественского превалирует классика - Тургенев, Островский, Чехов, Пушкин. «Это происходит оттого, что все в России сегодня предпочитают ставить классику. Мы как организаторы находимся в тренде и приглашаем в Новосибирск то, что наиболее востребовано», - рассказала нам директор XIV Международного Рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмилина.

В Сибири завершает работу один из старейших культурных форумов региона, представивший богатую палитру театральных постановок.

В Новосибирске проходит XIV Международный Рождественский фестиваль искусств. В сводной афише форума, отказавшегося от конкурсной основы, представлено семьдесят два события, двадцать из которых спектакли, созданные государственными театрами и частными театральными компаниями из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Рождественский фестиваль искусств впервые был организован новосибирским театром «Глобус» в тандеме с областной филармонией в 1995 году.

Фестиваль проводится один раз в два года и включает пять программ - театральную, музыкальную, выставочную, «новосибирский кейс» и выездную по районам области. У каждого блока свои особенности и традиции.

Театральный, например, ориентируется на мейнстрим, масштабные постановки (или, напротив, штучные камерные работы) и прославленные труппы, однако и эксперимент, и демократизм этому направлению не чужды.

Как следствие, в афише появляются новые имена, современные формы и негосударственные творческие объединения. А наряду с показом приглашенных спектаклей большое внимание уделяется новосибирским премьерам текущего сезона, к просмотру которых приглашаются не только зрители, но и известные театральные критики из разных городов России.

Идейных и концептуальных ограничений у отборщиков театральной программы нет. Формирование афиши, как отмечают организаторы, зависит от того, как развивается театральный процесс в России в целом, какие спектакли выпускаются и какие темы сегодня наиболее актуальны.

В этом году на фестивальной сцене Рождественского превалирует классика - Тургенев, Островский, Чехов, Пушкин. «Это происходит оттого, что все в России сегодня предпочитают ставить классику.

Мы как организаторы находимся в тренде и приглашаем в Новосибирск то, что наиболее востребовано», - рассказала нам директор XIV Международного Рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмилина.

Спектаклем-открытием театральной программы фестиваля стал «Месяц в деревне» Тургенева в исполнении артистов МХТ имени А.П. Чехова.

Художественное оформление спектакля, выстроенное вокруг натуральных стогов сена и искусственно смонтированного дождя, отражает, по версии режиссера спектакля Егора Перегудова, отношение классика к природе: «Это нечто, существующее в своем величии отдельно от нас, нечто большое, прекрасное, божественное, совершенно независимое от того, что с нами происходит».

А все прочие средства выразительности направлены на языковые особенности пьесы. «Мы аккуратно относимся к тексту. Автор прекрасен, - отметила на встрече с новосибирскими журналистами заслуженная артистка России, исполнительница роли Натальи Петровны Наталья Рогожкина.

- Хотелось бы сохранить чистоту этого языка, который на сегодняшний день не так часто можно услышать не только в жизни, но и со сцены. Это удовольствие, когда ты попадаешь в ноту, которую предложил автор. И здесь чистота тона соблюдена».

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина привез на Рождественский фестиваль искусств мюзикл в постановке Алексея Франдетти «Рождество О. Генри».

Камерный мюзикл много сезонов собирает аншлаги на родной площадке, получил две премии «Золотая маска» и стал единственным спектаклем программы, который тематически связан с названием фестиваля.

«Так случилось, что в Америке камерных мюзиклов очень много, а в России их вообще никто не делает. У нас не было желания сделать камерный мюзикл, чтобы соригинальничать.

Я просто очень люблю эти рассказы, и музыка, которую я услышал, мне именно поэтому понравилась - она четко попадала в настроение и атмосферу. Я верю, что если у человека есть слух, то все остальное - дело труда», - рассказал нам режиссер спектакля.

Художественный руководитель театра Евгений Писарев в свою очередь провел в рамках XIV Рождественского фестиваля искусств творческую встречу.

Это еще одна традиция форума - публичные неформальные беседы с гостями. На площадке Новосибирского государственного театрального института режиссер пообщался со студентами, журналистами и поклонниками театрального искусства. «Я театром руковожу и режиссирую интуитивно.

Если говорить о себе как о режиссере, я все-таки вышел из артистов и во многом на артистов ориентируюсь. Я не очень понимаю самовыражение, меня должен заинтересовать материал, меня должен возбуждать артист, тогда высказывание родится само по себе. Самовыражение - это болезнь молодой режиссуры.

Я их не осуждаю, молодые хотят быть услышанными, хотят удивить. Я сейчас взял группу молодежи, слышу, как они говорят: мы взорвем этот театр. А я про себя думаю: да вы достойно влейтесь в этот театр. Я приглашаю на постановки и Бутусова, и Крымова, и Доннеллана.

Не могу сказать, что обожаю творчество каждого из них, но я самого себя воспитываю к приятию того, что не очень понимаю. Это рождает идеологические моменты, когда нужно провести внутреннюю работу.

Я живу и работаю в театре, в котором много разных эстетик, миропониманий и режиссерских способов взаимодействия с артистами, со зрителями», - подчеркнул в разговоре Евгений Писарев.

Долгожданным героем рождественских фестивальных встреч стал Дмитрий Черняков. Для, пожалуй, самого известного российского оперного режиссера Новосибирск - особая страница в биографии. Единственный город в мире, где он в разных театрах поставил два драматических и три оперных спектакля.

«Я же нигде не работаю. Я «летун», как это раньше называлось, - сказал на встрече со зрителями режиссер. - Я приезжаю, делаю спектакль и уезжаю. Я должен знать, что где-то за моей спиной есть дверь.

И у меня от нее есть ключ. Или она открыта. И если я пойму, что здесь невыносимо - спокойно уйду. Я никогда этой дверью не пользовался, но знание, что эта дверь есть, меня окрыляет».

МХАТ имени М. Горького представил в программе Рождественского фестиваля искусств фантасмагорию «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского. Это первый визит театра в столицу Сибири, и не случайно выбор был сделан в пользу современного восприятия классики.

«Спектакль создан по пьесе Островского. Неавторского текста там практически нет, если только пара фраз. Единственное, он в какой-то степени перемонтирован, сокращен.

Это наш взгляд на эту замечательную пьесу, - рассказал накануне первого фестивального показа автор интерпретации, режиссер-постановщик и сценограф Виктор Крамер. - Сегодня мы живем в другом ритме, нежели люди того времени.

Раньше театр был иным, очень многое объяснялось в словах. То, что по идее артист должен сыграть, многое вкладывалось ему в рот. Мне кажется, пусть артист лучше сыграет. Словом, целый ряд причин потребовал интерпретировать пьесу».

Финальной классической доминантой Рождественского фестиваля стал спектакль «Дядя Ваня». Свою сценическую интерпретацию пьесы Чехова в Новосибирск привез Московский Губернский театр.

Режиссером, соавтором сценографии и исполнителем главной роли выступил его художественный руководитель Сергей Безруков, лично представивший свою работу на творческой встрече. «Всё, что я зашифровал в спектакле, для меня важно.

Здесь много символов, которые можно толковать по-разному. Это творчество, его невозможно рассказать. Я показал - вы либо поняли, либо нет, - подчеркнул в разговоре Сергей Витальевич. - Здесь очень много акцентов, которые я расставил по-своему, не изменяя ни слова в тексте автора.

Здесь всё, как у Антона Павловича Чехова. «Пять пудов любви» неразделенной и взаимной. Для меня важно было разобраться, что есть любовь платоническая, а что есть похоть. Думаю, это беспокоило и самого драматурга. Это вечная проблема, которая была в пьесах мирового репертуара. Мне показалось, что в наше время об этом стоит сказать еще раз. С новой силой».



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.