Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Сцена из оперетты "Каприз императрицы" Московский государственный академический театр оперетты
Источник: Яндекс картинки
06:53 / 15.06.2022

Фарфоровый каприз императрицы
Главный герой - один из образованнейших людей елизаветинской эпохи, друг Ломоносова Дмитрий Виноградов. Нелегко сложилась его судьба: Но авторы взяли тот короткий период его жизни, когда он, молодой талантливый человек, по приказу императрицы принялся за создание первого русского сервиза из фарфора.

В завершение сезона Московский театр оперетты порадовал зрителей премьерой. «Каприз императрицы» - так называется мюзикл по пьесе любимых авторов нашего «Клуба 12 стульев», лауреатов премии «Золотой телёнок» Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова.

Это история зарождения производства фарфора в Российском государстве и, конечно же, история любви.
 
Давно не было на этой сцене спектакля с русской тематикой. Главный герой - один из образованнейших людей елизаветинской эпохи, друг Ломоносова Дмитрий Виноградов.

Нелегко сложилась его судьба: боясь, что секрет производства фарфора будет раскрыт, чиновники тайной канцелярии распорядились никуда не выпускать его из цеха, били плетьми за малейшую неудачу в работе, а когда он попытался сбежать – посадили на цепь...

Но авторы взяли тот короткий период его жизни, когда он, молодой талантливый человек, по приказу императрицы принялся за создание первого русского сервиза из фарфора.

Режиссёр-постановщик - заслуженная артистка России Татьяна Константинова, известная зрителям по спектаклям «Бал в Savoy» и «Собака на сене». Музыку написал Максим Дунаевский.

Уже одно это имя - гарантия того, что, как говорится, хиты пойдут в народ. По словам музыкального руководителя и дирижёра постановки Константина Хватынца, «музыкальная палитра спектакля мелодически богата и разнообразна.

Здесь и светская музыка придворных балов, и русские народные напевы, и столь модные в те времена восточные картинки... и язвительные куплеты шута». Добавим - и замечательные лирические мелодии.

Нельзя не отметить прекрасную хореографию (балетмейстер-постановщик мюзикла - заслуженная артистка России Ирина Корнеева).

Бальные танцы сменяются плясовыми и опереточными каскадными номерами. А венчающим аккордом стал выход девушек в сарафанах и кокошниках с сервизом для императрицы, вызвавший бурные овации в зрительном зале.

Художник-постановщик Сергей Новиков воссоздал красочный мир, погрузиться в который - одно удовольствие! Открывается представление машкерадом (как тогда называли маскарад) - и тут глаза разбегаются от ярких нарядов.

По причуде императрицы кавалеры надевали женские одежды, а дамы - мужские, ослушников ждало наказание. Торжественный выход Елизаветы Петровны сопровождают фейерверки на заднем плане сцены на фоне перспективы Петергофа.

Затем действие переносится в имение князя Собакина, в мастерскую, где идёт работа над получением фарфора, и наконец в сверкающий парадный зал - там на балу и последует развязка.

Великолепие костюмов поражает буйством фантазии и отточенностью мастерства, при этом соблюдается мода того времени - так, например, пышный парик императрицы украшает корабль, а у дам на балу платья с широкими кринолинами.

Наряд же шута, разделённый на две контрастные части, символизирует Россию: с одной стороны - блеск, с другой - нищета. Стилизован под ХVIII век в некоторой степени и язык, впрочем, вкрапления архаизмов ничуть не мешают восприятию, а только добавляют характерного колорита той эпохи.

У авторов был простор для фантазии, поскольку совсем немного известно и о личной жизни Виноградова, и о том, как он выглядел. По некоторым сведениям, он был высокого роста, чему соответствуют оба исполнителя главной роли - обаятельные и харизматичные Иван Викулов и Павел Иванов.

Лиричный и проникновенный и в то же время с крепким внутренним стержнем, надёжный Митя в исполнении Ивана Викулова сразу вызывает симпатию и уверенность, что всё у него получится, а тёплый, бархатный голос Ивана с филигранными переходами от низких баритональных нот к светлым верхам завораживает.

У Павла Иванова другой Митя - задорный и порывистый, увлекающий своей неуёмной энергией, со звонким, полётным голосом, воплощающим удаль молодецкую.

Сюжет завязан на изобретении отечественного порцелана (фарфора), что сейчас назвали бы импортозамещением. Лейтмотивом проходит тема «Знай наших!». Действие начинается с того, что иностранные послы пренебрежительно отзываются о России.

И Елизавета Петровна (яркий образ капризной императрицы создан Анной Новиковой), недовольная тем, что так долго идёт работа над порцеланом, отдаёт приказ завершить её в течение месяца и представить готовый сервиз.

Митя принимает жёсткие условия, поставленные государыней, ради того, чтобы выкупить свою зазнобу – крепостную девушку Алёнку (Екатерина Кузнецова).

Алёнка нравится Савке (Александр Бабик), сыну князя Собакина (Пётр Борисенко), на заводе которого и должен быть изготовлен сервиз.

Савка так увлечён девушкой, что собирается взять её с собой в Париж. Малый не промах и, присвоив себе достижение Виноградова, является к императрице с готовым сервизом, но Михайло Ломоносов (Леонид Бахталин), возмущённый наглостью Савки, разоблачает его и помогает Мите выкупить Алёнку...

Александр Дюма говорил: «История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину». «Картина» под названием «Каприз императрицы» вышла лёгкой, праздничной и, несмотря на отдалённость эпохи, в которую происходят события, злободневной.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.