Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  


Искусство должно облагораживать и возвышать души людей

Мне важно чувствовать, что в сердце не угасает огонь, без чего всё мертво. Хочется от работы к работе чуть подниматься и в мастерстве, и в содержании. И ещё. Репин говорил: чтобы создать что-то хорошее, смотрите на самое великое. Я постоянно вечерами смотрю альбомы - Лувр или Уффици. Вживаюсь, воспитываю глаз. Иначе перестанешь видеть свои недостатки

31 мая Государственной картинной галерее народного художника СССР А. Шилова исполняется 20 лет

Когда увидишь его на телеэкране, на фото, сразу обратишь внимание. Одет элегантно, даже ярко. Часто в бабочке или с изящным дорогим галстуком. И очень живые глаза. В день, когда мы встречались, он был как раз в ярком галстуке, хотя иногда забрасывал его за плечо, будто тот чему-то мешал.

Увидел я и его руки, пальцы. Это были совсем не руки художника, какими они могут представляться. Это были крепкие, натруженные руки - руки рабочего. Позже и я, и вы поймём, почему. Наш собеседник - народный художник СССР, член президиума Российской академии художеств Александр Шилов, его именем названа планета.

- Александр Максович, годы быстро летят. Кажется, недавно ждали события - открытия вашей галереи. А двадцать лет позади… Только за первые четыре года её посетили полмиллиона человек.

Эту цифру приводят. Но она не точна. В начале второго года работы я дарил альбом миллионному посетителю.

- Всё врут календари! Тогда уж сами говорите, как было.

У меня часто проходили персональные выставки - в ЦДРИ, в Манеже, на Тверской, на Кузнецком Мосту. И всегда - письма недовольства в адрес Государственной Думы, Министерства культуры и руководства страны: не успеваем посетить! Продлите! Не раз это делалось. Обращались «наверх» и с просьбами - сделать выставку постоянной.

Тогда в моей семье случилась трагедия, не стало дочери. Я на какое-то время ушёл от работы. Друзья поддерживали, говорили: теперь ты все картины должен отдать стране, это придаст сил.

Я пошёл в Госдуму, к её тогдашнему председателю Геннадию Николаевичу Селезнёву и честно сказал, что не знаю, что со мной будет дальше, но хочу все работы передать стране. Я не фараон, чтобы их с собой под землю брать. Селезнёв сказал, что сам вопрос решить не может, поставит его на пленарном заседании Думы.

Через неделю позвонил: «Могу тебя поздравить. Все фракции единогласно решили, учитывая востребованность твоего искусства, любовь к нему людей, его воспитательную часть, принять дар, поблагодарить за него и обратиться к руководству страны с просьбой выделить под картинную галерею строение в центре Москвы».

- Потом слухи пошли, что Шилову с барского плеча обломился особняк у Кремля…

Ну да. Хотя и сейчас забывают, что изначально картинная галерея - государственная. Просто носит моё имя, так как в основе коллекции мои работы. Это не личная собственность. А насчёт Кремля - могло и случиться.

Вскоре после решения Госдумы меня пригласили туда к управделами администрации президента Павлу Бородину. Он предложил место под галерею - три зала - в самом Кремле. Сослался на разговор с Ельциным. Я возразил - да, честь высокая, но это ж режимный объект, а хочется, чтобы люди могли свободно приходить. Пришлось отказаться.

Не буду вдаваться в детали, но руководство Госдумы обратилось в правительство Москвы. И оно выделило под галерею это здание на Знаменке 1830 года постройки. Архитектор - Евграф Тюрин, который известен и своей Елоховской церковью. Потом я узнал: когда он строил этот дом, то мечтал, что здесь будет картинная галерея.

- Сбылось через полтора века.

Да... Когда стали обживаться, сделали косметический ремонт и заметили - нет хранилища. Но что уж поделаешь?.. 31 мая 1997 года мэр Москвы Юрий Лужков открыл галерею. Я на церемонии дал слово, что всё, что буду делать не на заказ и так, чтобы не было стыдно, стану дарить городу и стране.

За это время безвозмездно передал 1350 работ живописи и графики. Каждый год в День города пополняю коллекцию. Подарю более пятидесяти работ живописи и графики и в день 20-летия галереи.

В 2003 году, когда у меня принимали новые картины, мэр неожиданно объявил: с учётом, что хранилища здесь нет, а число работ растёт, принято решение за счёт привлечённых инвестиций выстроить новое здание дополнительно к галерее.

Сейчас все мы, коллектив, гордимся, что, несмотря на занятость, к нам дважды приходил президент В.В. Путин. И каждый раз Владимир Владимирович в первую очередь посещал зал боевой славы, где собраны портреты людей, которые воевали.

Это и деятели церкви, а среди них были разведчицы и пулемётчики, это и фронтовики - деятели искусства, например, Евгений Матвеев, Виктор Розов, Сергей Бондарчук, Владимир Этуш… А главное - простые солдаты, ленинградские блокадники, солдатские матери и вдовы, врачи - все, кто хлебнул войны полной чашей.

- Кстати, продвигался и такой миф - Шилов пишет одних начальников, верхний слой. Кто хоть раз бывал здесь, знает: это чушь.

Я недавно ездил в Саратов. Там живёт прожектористка (так это называлось) - в 18 лет она освещала немецкие самолёты, а другие девушки, зенитчицы, их сбивали. У неё руки как… у мужчин таких не встретишь. Она шестерых детей воспитала. Я после того как посмотрел на её лицо (мне её фото показали) помчался в саратовскую глухомань и восемь дней её писал. Думаю, это одна из лучших моих работ.

Или другие люди. Например, разведчик Геворк Андреевич Вартанян, который, можно сказать, спас Тегеранскую конференцию. А ему тогда было 19 лет! Он Герой Советского Союза, вдова его ещё жива... Говорю вот - и мурашки по телу. Изумительный был человек - интеллигентный, образованный.

Кстати, наш президент провожал его в последний путь до самой могилы… Так что в зале боевой славы Владимир Владимирович видел лица тех людей, многих из которых знал и знает лично.

Когда Путин пришёл во второй раз - в канун 70-летия Победы, он поблагодарил нас и сказал: «Хорошо бы портреты этих великих людей провести по городам-героям и городам боевой славы».

Мы отобрали 40 работ и за два года показали их в семнадцати городах - в Брянске, Курске, Орле, Великом Новгороде, Пскове, Твери, Коврове, Смоленске, Белгороде, Воронеже, Ельце, Архангельске, Минске, Волгограде, Туле, Севастополе. Последним был Мурманск. И продолжаем это.

- У нас страна героев, хотя кто-то сомневается.

В числе героев наши разведчики. Я писал портреты генерала Сергея Николаевича Лебедева, Джорджа Блейка, Алексея Ботяну, который недавно отметил столетие, - он прообраз майора Вихря. Писал портреты контрразведчиков, например, Л. Иванова, И. Устинова, пограничников. За серию работ получил премию ФСБ, чем очень горжусь.

Я люблю, уважаю людей в погонах, считаю: они уникальны. Мы им обязаны всем. Беседуя с ними, я понял, если вести речь о сотрудниках служб безопасности, что они приблизили конец войны, а, значит, уменьшили число человеческих жертв.

На их подвигах - и это не красивые слова - надо воспитывать детей, молодёжь. Я об этом прежде не думал, но когда узнал близко, то понял, что их следы надо целовать, а им ставить памятники.

Недавно, в канун Дня Победы, с помощью мэра Москвы и Департамента культуры мы открыли выставку на старом Арбате - представлены именно образы героев. В самой галерее проводим патриотические вечера - всегда с охотой выступали перед кадетами и суворовцами Алексей Ботяну и, пока был жив, Геворк Вартанян.

- Галерея ваша - давно культурный центр.

У нас есть цикл концертов «Звёзды классического искусства в гостях у галереи Шилова». Не раз выступала Елена Образцова, давала мастер-классы. После её ухода из жизни другие мастера Большого театра, например Тамара Синявская, продолжают проводить мастер-классы в память о ней.

Всегда аншлаги, когда приходят Юрий Башмет, Игорь Бутман, Михаил Козаков, Валентин Гафт, Тамара Гвердцители, Александра Пахмутова, Виктор Третьяков, Владимир Маторин, Иосиф Кобзон, Светлана Безродная со своим «Вивальди-оркестром». Этот коллектив выступит и 31 мая. Такие концерты - всегда фейерверк, пища для души.

А зачем вообще искусство, если не для того, чтобы облагораживать души? Ещё Платон задолго до нашей эры писал, что, если песни перестали звучать в воспитательном смысле для масс народа, а просто развлекают, гибель Рима неизбежна. Так и произошло. Рим пал.

Антиискусством можно уничтожить целые страны. Посмотрите, что сейчас с Европой! А когда искусство сродни иконе, человек, соприкасаясь с ним, очищается, его тянет к прекрасному.

- Вы сказали, что знакомство с разведчиками многое перевернуло. Но что-то было и раньше?


Моё поколение многим обязано фильмам. «Подвиг разведчика» мы смотрели по нескольку раз. И, конечно, живые люди, фронтовики. Если видели на улице офицера с кортиком, бежали за ним!

Когда учился в институте на втором курсе, один товарищ сказал, что знаком с полярным лётчиком Михаилом Водопьяновым, у которого, кстати, Звезда Героя была под номером шесть. Спросил, хочу ли его написать? С удовольствием!

Я поехал в Купавну, где Сталин после полярных перелётов предоставил семьям лётчиков по гектару земли. Это была моя первая картина ветерана войны. Конечно, не прошло мимо души.

- А в семье?

Мы росли без отца. Брат Сергей на шесть лет моложе, сестра - на два года старше, две бабушки и мама. Жили в одной комнате в коммуналке. Какая живопись?

Но я верю, что человек, как только рождается или ещё в утробе мамы, запрограммирован. Иначе на Земле был бы хаос. А всё распланировано. Никому не навязываю, по жизни пришёл к такому выводу. Кому-то суждено быть слесарем, кому-то журналистом, кому-то инженером… Всё распределено квалифицированно. Кем - не знаю. И я родился таким, каким родился.

Мой брат записался в семь лет в изостудию Октябрьского дома пионеров. Однажды лежим в своей комнате, кто где, бабушка под столом - шесть человек на тринадцати метрах. Вдруг по радио - такая чёрная бумажная тарелка - объявляют: «Московский школьник Серёжа Шилов получил первую премию на Всемирном конкурсе детского рисунка в Австрии».

Мы, голодные, а тут такое - брат победил! В Австрии!.. Вскоре соседи стали мне говорить: «Ты ж тоже хорошо рисуешь. Запишись в кружок!» Я записался. Брат бросил ходить в студию, а я продолжал. И вот, даю слово, стал плохо учиться в школе, всё неинтересно - только бы гипсы рисовать, натюрморты. Я в это вошёл и этим жил.

- Сколько же лет было?

Тринадцать. И во мне тогда появилась начинка смысла жизни. А параллельно, чтобы помогать семье, пошёл работать. Записался в школу рабочей молодёжи, пошёл сначала на швейную, потом на мебельную фабрику № 2 рядом с нами, где платили не 70, а 80 рублей. И там три с половиной года…

Всё время было стыдно внутри себя. Думаю, мне уже 17, 18 лет, а я ничего собой не представляю. Когда, таская брёвна, ухайдакаешься за день, то вечером, голодного, тянет спать. Но я всё равно брался за мольберт. Покемарю немножко, сидя за ним, и берусь рисовать. Эти рисунки сейчас выставлены в галерее.

А тогда они, уже скоро, сыграли свою роль. Я рисовал головки разные с натуры - обычных людей. Однажды пошёл на выставку со своим первым преподавателем из Дома пионеров. Он подвёл меня к художнику Александру Ивановичу Лактионову, академику: вот Саша Шилов хочет показать свои работы. Лактонов без всякой фанаберии: «Пусть зайдёт ко мне».

Я вскоре пришёл с рисунками. Он не поверил, что я, грузчик, делаю такие вещи. Такие головки сделать, говорит, - это не просто чик-чик, всё очень тонко… Сказал: «Ты должен бросать эту работу. Иначе себя изуродуешь».

Вскоре он познакомил меня со знаменитыми художниками Грицаем, Щербаковым. Повели и к президенту Академии художеств Владимиру Александровичу Серову. Тот посмотрел мои маленькие головки и взял к себе в мастерскую, где я ему позировал и рисовал под его наблюдением.

Через год я поступил в Суриковский художественный институт, куда дважды безуспешно прорывался. Ректор Николай Васильевич Томский, посмотрев работы, удивился: «Странно, что вас не принимают. Пишите заявление».

- Да, это именно то, что и есть судьба!

Наше нутро нас ведёт. Если что-то в тебе сильно сидит, оно и будет тобой руководить... В Суриковском я продолжал знакомство с Лактионовым. Ему поручили тогда писать портреты космонавтов, он успел до своей смерти написать два или три. Меня познакомил с космонавтом Владимиром Шаталовым.

Тот сказал, что есть много предложений от художников, но когда посмотрел мои работы, сказал: «Вы нам подходите, продолжаем эту серию». Я стал писать, и за серию портретов через несколько лет получил премию Ленинского комсомола. Сам-то я не был комсомольцем, не состоял ни в каких политических рядах, кроме пионерских, но лицо художника - его работы.

- Такая премия - известность, легче дальше идти.

Да. Но легче-то легче, а я всегда работал как вол, сил хватало и хватает. В 1985 году стал народным художником СССР.

А вы говорите, кто вёл, кто помогал?!

- Сами назвали - Лактионов, Грицай, Томский… Я же не говорю, что они за руку вели. Мы выяснили, что это может только рука судьбы, но нужно было вас разглядеть!

Конечно. Им всем большое спасибо!

Однажды я принёс Лактионову натюрморт, сделанный цветными карандашами. Он говорит: «Всё хорошо, но лучше работать пастелью, у неё больше возможностей». И подарил большой французский набор пастели, который тогда у нас купить было невозможно. Шёл 1971 год. Этой коробкой с его дарственной подписью до сих пор пользуюсь и горжусь!

- Самый момент вернуться в наши дни. Когда открывали галерею, предполагали, что тут будут не только картинные залы?

Нет, всё постепенно. Люди советовали, сам прикидывал. Традиции вспомнили. Передвижники по средам собирались, скажем, у Крамского и проводили музыкальный вечер - играли скрипки, виолончель. А я сам тоже музыку обожаю. Поэтому и появились Образцова, Башмет…

Субботы часто отдаём малоизвестным или почти неизвестным музыкантам. Проводим вечера для детей-инвалидов, детские конкурсы - всё выстраивается, если любить то, что делаешь.

- Увы, помимо любви, в нашей славной культурной жизни бывают скандалы. Кто-то недоволен финансированием, кто-то жалуется на цензуру... Вопрос: каково, по-вашему, предназначение творцов в такое переломное, опасное время, как наше?

Миллион раз согласен - время опасное. И взрывоопасное изнутри в первую очередь, а не снаружи.

Хочу вспомнить известные предложения Даллеса президенту Трумэну - ещё война шла. Он вопрос задал Трумэну, что дальше делать с самым непокорным народом - советским? И сам же предложил подменить духовные наши завоевания ложью, развратом, насилием. И никаких денег не жалеть. И делать в том числе руками русской интеллигенции.

А кто поймёт, что делаем, с помощью русских же средств массовой информации, превратим таких в посмешище. Это поныне работает… Так вот роль искусства не в том, чтобы навязывать точку зрения, а - и я тут тривиален - давать пищу сердцу и душе благородную. Жизнь полна страданий, смертей, болезней, переживаний. Избыток негатива.

Искусство должно давать глоток чистого воздуха. Чтоб человек что-то посмотрел, прочитал, послушал и дальше жить хотелось и созидать. Вспоминаю, как, бывало, бабушка возьмёт гитару и запоёт русскую песню или романс. И наша жизнь преображалась - хоть на мгновение. Бабушка согревала своим добрым сердцем...

Искусство должно быть возвышающим, но это не значит, что должно врать. Взять, скажем, живописца Василия Перова. Он писал что-то с позиций, как говорится, критического реализма. Но делал это ради добра, чистоты - чтобы освободить людей от скверны, показывая даже тёмные стороны жизни. И мастерски, с помощью великого исполнительства.

Когда смотришь на картины Перова, голова кружится. Бог творил или художник кистью? Я за искусство, которое понятно людям независимо от образования и прочего. Видел, когда первый раз попал в Третьяковку, как у «Вечного покоя» Исаака Левитана (теперь мой любимый пейзаж) бабушка деревенская стояла и плакала.

У настоящей картины голос искусствоведа лишний. Не нужно пояснять настоящую музыку. Всё проникает в сердце. Меня возмущает, когда берут великое произведение классического писателя и дают, так сказать, его новое видение, искажают смысл и великое исполнение, пользуясь, что бессмертный автор не может себя защитить из-под земли!

- Не могу не спросить о культуре вне столиц. Вы многое видели в ходе выездных выставок. Какова картина маслом?

Увы, сталкивался даже с тем, что в некоторых музеях Поленов, Шишкин или Левитан на полу лежат в запасниках.

Не поверите - приезжаю в большой город, город-герой, а в художественном музее нет штор на окнах, ужасное освещение. Самим приходится всё за собой везти. Спрашиваю: почему так? Ответ ясен: денег нет. Но, честное слово, надо быть настойчивее, ставить во главе галерей людей, которые полностью осознают идеологическую составляющую искусства.

Ведь каково оно - такова душа человека. Поэтому, повторюсь, с древнейших времён умные правители уделяли громадное внимание службам безопасности, армии и искусству, поскольку оно формирует человека, в том числе воина, защитника.

- В заключение вопрос, без которого никак, - о планах.

Мне важно чувствовать, что в сердце не угасает огонь, без чего всё мертво. Есть силы. Хочется от работы к работе чуть подниматься и в мастерстве, и в содержании. И ещё. Репин говорил: чтобы создать что-то хорошее, смотрите на самое великое.

Я постоянно вечерами смотрю альбомы - Лувр или Уффици. Вживаюсь, воспитываю глаз. Иначе перестанешь видеть свои недостатки и превратишься в нарцисса, будешь подражать самому себе, а потом - гибель. И конечно, рисование. Ведь рисунок - фундамент всех искусств.

Раньше критерий мастерства ставился очень-очень высоко. В 13-14 лет Брюллов или Иванов так рисовали в Императорской академии художеств, как у нас иные академики не рисуют. Но после учёбы их посылали в Италию на шесть лет за счёт государства для оттачивания мастерства.

Без этого ни чувства, ни мысли выразить не сможешь. Сможешь только каракули на холсте чертить, называя их инновациями, аппликациями и чёрт знает чем. Великий Крамской говорил: искусство либо есть, либо его нет. Нет понятия современное искусство.

Есть просто искусство настоящее или его нет. Искусство - превратить краски в жизнь, заключённую в раму, заставить говорить глаза, душу. Искусство художника должно быть нужным людям, обогащать, облагораживать сердца.

Что касается работы галереи - наши двери открыты и для людей, и для новых чистых ветров. Приходите!

Беседу вёл Владимир Сухомлинов 



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.