Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

Памятник Императору Александру I и Кронпринцу Швеции Карлу Юхану. 2012 г. (Турку, Финляндия)
Автор: Ковальчук Андрей Николаевич
Источник: Яндекс картинки
09:00 / 28.02.2019

Андрей Ковальчук: "Российское искусство сохраняет традиционную направленность"
"Российское искусство в целом сохраняет традиционную направленность. Многое идет от образования, а оно в основе своей академическое. В Москве, Петербурге, некоторых крупных городах развивается актуальное искусство. Не все художники этого направления стремятся в наш Союз. Некоторые считают, что мы консерваторы и боремся с ними"

В Центральном доме художника открылась масштабная выставка «Россия»: более 2000 произведений со всех уголков страны. Организатор смотра, проходящего раз в пять лет, — Союз художников России, накануне выбравший председателя.

Им вновь стал народный художник РФ, скульптор Андрей Ковальчук. Мы побеседовали с главой СХР о помощи молодым авторам, судьбе ЦДХ и отношении к современному искусству.

- Вы возглавляете Союз художников России с 2009 года. Какие задачи ставите на следующую «пятилетку»?

В последние годы произошли большие изменения: приняты Основы государственной культурной политики и Стратегия ее реализации. Сейчас по указанию президента Владимира Путина разрабатывается Закон о культуре — вероятно, он будет принят в конце этого года или в начале следующего.

Союз художников России участвует в подготовке документа: ведь он повлияет и на развитие изобразительного искусства в нашей стране. Так, в концепции закона ставится вопрос о возможности передачи части государственных функций профессиональным общественным объединениям. У нас более ста отделений во всех регионах страны.

Местным комитетам по культуре или управлениям часто требуется помощь профессионалов: например, в экспертной, искусствоведческой и наградной комиссиях.

- На съезде было принято решение: Московский и Санкт-Петербургский союзы художников войдут в состав СХР. Что они получат от объединения?

В первую очередь — это консолидация всех художников России. В 1992 году Союз художников СССР распался. Тогда казалось, что это правильно и выгодно. Время показало: обсуждение и решение проблем происходит главным образом на федеральном уровне.

Московский и Санкт-Петербургский союзы сохранят полную финансовую независимость — это касается мастерских и собственности. Некоторые художники испугались, что СХР присвоит себе мастерские в Белокаменной и в Северной столице, но это совершенно не так.

В нашем, только что принятом уставе прописано: собственность общественных объединений, вступающих в наш Союз, не переходит к нам. К тому же всегда можно выйти из СХР. Членство дает Москве и Петербургу дополнительные возможности: речь идет о стипендиях, грантах, почетных званиях.

И в целом усиление статуса членов МСХ и СПбСХ. Это усиление позиций Союза художников России в целом.

- Расскажите о судьбе ЦДХ — будут ли здесь и дальше проходить выставки СХР?

Раньше здание принадлежало Международной конфедерации Союзов художников. Верховный суд постановил ликвидировать организацию за различные грубые и необратимые нарушения. СХР назначен ликвидатором, я председатель ликвидационной комиссии, которая работает полтора года. Процесс непростой, однако он близится к завершению.

Здание ЦДХ перешло государству и сейчас передано в оперативное управление Третьяковской галерее. С ГТГ мы находимся в процессе заключения долгосрочного договора безвозмездного пользования.

Нам передают третий этаж, там будут устраиваться различные выставочные проекты, в том числе — Международной ассоциации Союзов художников.

Последняя уже создана, год назад прошла первая выставка — фактически с участием тех, кто раньше состоял в Международной конфедерации. Новая организация будет способствовать культурному сотрудничеству в сфере изобразительного искусства между государствами постсоветского пространства.

Намереваемся проводить пленэры для художников из разных стран, издавать книги. Пока испытываем некоторые финансовые трудности, но, надеюсь, к осени эти вопросы разрешатся.

В частности, на основе использования собственности, оставшейся у конфедерации, — например, Дома творчества «Сенеж». И тогда проведем второй международный салон — снова на третьем этаже. В целом, конечно, здание ЦДХ требует ремонта, и его реконструкция неизбежна.

Об этом говорилось давно, еще Международная конфедерация Союзов художников давала разрешение на разработку первой стадии проекта. Через два с половиной года планируется выезд отсюда и Третьяковской галереи, и СХР.

Реконструкция займет четыре-пять лет. Будем искать место, где выставляться. Потом вернемся в эти стены: у Союза художников России останется то же количество квадратных метров, что указано в договоре о безвозмездном пользовании.

- В ЦДХ открыли масштабный проект «Россия». В чем особенность этого смотра?

Выставка проходит в тринадцатый раз. Раньше она проводилась в Манеже, потом переехала в ЦДХ. Здесь можно увидеть лучшие работы, созданные во всех регионах нашей страны. Перед этим были организованы смотры «на местах», выбраны лучшие и достойные. Самые сливки попали на финальный показ в Москву.

Нас иногда упрекают, что экспозиция слишком насыщенная. Мы все понимаем, однако не стоит забывать: «Россия» — проект не только художественный, но и социальный. Возможность для художников из самых далеких уголков показать работы в столице.

А для зрителей — увидеть, чем живет искусство большой страны. Поэтому сознательно идем на некоторое ухудшение экспозиционной эстетики. В будущем, возможно, сделаем не один смотр, а два или три. Однако все упирается в вопросы финансирования.

- Какие тенденции позволяет увидеть выставка?


Российское искусство в целом сохраняет традиционную направленность. Многое идет от образования, а оно в основе своей академическое. В Москве, Петербурге, некоторых крупных городах развивается актуальное искусство. Не все художники этого направления стремятся в наш Союз.

Некоторые считают, что мы консерваторы и боремся с ними. Однако в СХР теперь создано новое отделение междисциплинарного характера: членами Союза смогут стать художники-актуальщики, фотохудожники, дизайнеры. Где-то в апреле-мае будет новый прием в СХР. Мы считаем, необходим диалог.

- Насколько государство участвует в жизни Союза художников России? Решаются ли самые важные проблемы — например, касающиеся мастерских?

Вместе с Министерством культуры и РОСИЗО хотим разработать программу помощи молодым художникам. Что делать выпускнику вуза, у которого нет мастерской, выставочного пространства, покупателей? СХР подал заявку на грант.

В рамках проекта хотим выявить 300–500 наиболее талантливых молодых художников по всей стране: от 18 до 35 лет. Планируем провести серию пленэров, отобрать лучшие работы и выставить их на третьем этаже ЦДХ. Экспертная комиссия выделит самых талантливых, и Министерство культуры вручит им премии.

Еще один вид поддержки — бесплатная отправка в арт-резиденцию в Париж на два-три месяца. Прорабатываем также вопрос предоставления бесплатных мастерских в России — на год, два. Хотим лоббировать интересы наиболее одаренных, чтобы местные Союзы художников помогли им получить мастерские.

Кстати, лучшие работы по договоренности с Министерством культуры будут направлены в российские музеи. Пока проект еще разрабатывается, но очень надеемся, что наши идеи будут воплощены в жизнь.

Беседу вела Марина Иванова

Видео на канале YouTube "Статьи на ЗдравствуйРоссия.Рф"

Раздел "Культура", подраздел "Живопись"



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.