Настроение - Италия
Столичные музеи продолжают «отыгрывать» свои проекты у пандемии.
В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка «Nikita Makarov: in propria persona», запланированная еще на ноябрь, но отложенная из-за локдауна.
Экспозиция, развернутая в камерном пространстве Аптекарского приказа, переносит зрителя из заснеженной Москвы в залитую солнцем Италию.
Никита Макаров принадлежит к московской академической школе живописи, как и мастера пейзажа Елена Леонова и Андрей Макаров - его бабушка и дедушка.
Никита признается, что редко рассказывает о своей семье, предпочитая говорить за себя.
Хотя его интерес к искусству кажется совершено закономерным, ведь прадед художника - писатель Леонид Леонов, автор легендарного романа «Пирамида», а прабабушка - дочь известного издателя Михаила Сабашникова.
Еще одна знаменитая родственница - Маргарита Сабашникова, художница и писательница, жена Максимилиана Волошина.
«Недавно в «Гараже» была выставка «Мы храним наши белые сны». Там можно было увидеть автопортрет Маргариты Сабашниковой.
Она была последовательницей Рудольфа Штайнера, увлекалась мистицизмом - тогда была мода на его учение», - рассказал журналистам Никита Макаров.
Сам художник выбрал в «проводники» Жоржа Сёра: он пишет пуантелью, как и знаменитый импрессионист.
- Все началось с увлечения Пьером Боннаром, - рассказывает Макаров. - Потом я три года прожил в Париже, в квартале Марэ.
И в какой-то момент обратил внимание на Сёра, стал читать о его технике, о воздействии света и цвета на сетчатку глаза. Он подвел под свой метод научную основу, и меня это заинтересовало.
При этом Сёра умер рано, в 31 год, и у него не осталось учеников. Он был первооткрывателем и очень ревностно к этому относился. Его метод мне интересен прежде всего с точки зрения научного подхода.
Камерные работы Никиты Макарова, будь то оливковые деревья в Гарньяно, цветущие холмы Чертальдо или рыбацкий пляж острова Искья, переносят зрителя в Италию, где художник прожил 8 лет.
«Меня часто спрашивают, почему я там не остался, - поделился с журналистами живописец. - Наверное, потому что не было возможности для интеграции: это связано с устройством социальной жизни в Италии и с тем, какую роль там играет современное искусство.
Мне бы все-таки хотелось относить себя к классике. Увереннее чувствую себя на больших камнях».
При этом произведения Макарова - это не попытка творить «как раньше», словно не было ни XX века с его безумными экспериментами, ни двух десятилетий XXI столетия.
Небольшие, написанные пуантелью картины - не копирование классиков, но осмысление их наследия через призму накопленного опыта.
На своеобразное «остранение», даже игру указывает живописная «рамка» - дополняющая деревянную, в которую заключена работа.
Тонкий узор из точек по периметру картины - намек на некоторую дистанцию: когда наследие великих мастеров не воспроизводится, но осмысляется на новый лад.
А заодно это намек на условность изображения - на максимальный отход от того, что можно назвать «реализмом». Для московского художника не так уж важна фотографическая точность.
Хотя он признает, что пишет по реальным впечатлениям, а также использует разнообразные документы - подобный подход позволил не прекращать работу в 2020-м, когда поездки практически сошли на нет:
- Я использую все - от набросков до карт Google. Однако для меня архитектура и предметный контекст внутри картины - просто мозаика. А брошенный шлепанец, забытый мячик, детский велосипед - набор знаков для выражения эмоций.
Действительно, пейзаж у Макарова становится выражением внутреннего состояния автора - поэтому документальность отходит на второй план. Люди на его картинах редкие гости, да и то исполняющие лишь роль стаффажа.
Иногда их присутствие обозначается с помощью своеобразного «минус-приема» - того же брошенного шлепанца или спасательного круга.
Причина кажущегося равнодушия к человеку объясняется тем, что не стаффажные фигурки главные герои картин Макарова, его настоящий герой - зритель, который должен вступить в диалог с живописцем и, погрузившись в изображение, пережить те же чувства, что и автор.
Так пейзаж Никиты Макарова приобретает все признаки лирического жанра. Именно законы лирики предполагают отождествление с чувствами лирического героя - который почти неотделим от автора.
Присвоить себе чувства автора и героя, превратить диалог с ними в диалог с самим собой - так происходит восприятие лирического произведения. Подобной автокоммуникации художник ждет и от зрителя.
Любопытно, что Никита Макаров тяготеет к средневековой технике: признается, что деревянная доска и темпера (а вовсе не холст и масло) - его зона комфорта.
Эта техника, характерная для иконописи, отсылает к русскому наследию в его работах. Впрочем, по словам художника, у него есть отдельная серия, посвященная России:
- Это проект, который все никак не может состояться. Он посвящен одному маленькому городку, Переславлю-Залесскому, и его исчезающей архитектуре. Называется «Точка невозврата»: это своеобразные портреты домов.
У Эдварда Хоппера есть известная картина - «Дом у железной дороги». Ею вдохновлялся Альфред Хичкок в фильме «Психо», когда создавал отель, в котором происходит действие. Такой архитектор одиночества. И мне это очень близко.