Авторизация


На главнуюКарта сайтаДобавить в избранноеОбратная связьФотоВидеоАрхив  

"Что в имени тебе моем" (фрагмент)
Автор: Камкина Римма Петровна
Источник: Яндекс картинки
09:15 / 21.10.2021

"Достоевский - это наша жизнь"
"Когда я читаю, будто открывается занавес и появляется образ, который я переношу на бумагу. Он меня сопровождает, и это мне помогает. Эта вот акварель - она побежала, она - как мысли, живое существо, будто мое второе я. Я вижу это, у меня нет никакой натуры. Натура у меня была, когда я делала наброски зданий и мостов в Петербурге. А в этой акварели душа, дух людской", - поясняет Римма Петровна Камкина.

Акварели Риммы Камкиной, вдохновленные книгами русского классика, показывают в Омском государственном литературном музее.

Светлый и печальный Алеша, похожий на призрак старик Карамазов, одержимый безумной идеей Раскольников, поглощенные своими заботами обитатели доходных домов…

Их силуэты словно сотканы из тумана, нарисованы тенями на стенах. Это видения - образы нечеткие, но удивительно точные. Причем изображенное не статично - оно движется, живет.

Сложно поверить, что у омской художницы Риммы Камкиной нет профессионального художественного образования - настолько мастерски и легко написаны ее акварели, без единой лишней линии, на одном дыхании.

Но это так - Римма Петровна окончила только историко-филологический факультет Омского педагогического университета. А еще этой элегантной и удивительно энергичной даме 90 лет. И в это тоже верится с трудом.

Оказывается, ее неповторимый, очень узнаваемый стиль родом из детства. Рисовать Римма Камкина начала в очень юном возрасте. Как рассказала нам - с брусничного киселя.

- Кисель брусничный - красивый. Мама отойдет, а я беру ложку, на стенку - раз! Течет, я его ловлю. Если попадет ягодка, ты ее вот так надавишь, размажешь, и получается сгусточек такой цветной, а вокруг розовое.

И я начала это практиковать на только что побеленной стене, - вспоминает художница. - Всегда рисовала, сколько себя помню. На бумаге, на стенах. Наверное, мне это от мамы передалось.

Мама в школе преподавала черчение и рисование, причем тоже была самоучкой, училище она так и не окончила. Ее брат тоже хорошо рисовал. Получается, у нас это семейное.

Тогда Камкины жили в Иркутске. В голодные 30-е семью спасали собранные в лесу орехи и грибы, да рыба из Байкала и Ангары. Электричества не было - только керосиновая лампа. Маленькая Римма вечерами внимательно наблюдала за тенями на стенах.

Далее был вынужденный переезд в Петропавловск, потом учеба в омском педагогическом институте. Она выучилась на преподавателя истории и литературы, но по специальности проработала недолго.

Путь в большое искусство Римме Камкиной открыл знаменитый омский художник Алексей Либеров - он зашел посмотреть работы сотрудников рекламной мастерской, где Римма делала вывески, и сразу забрал ее акварели на большую выставку.

Потом были другие выставки - в Омске и Новосибирске, Москве и Петербурге.

А в год 200-летия Достоевского в Омском государственном литературном музее в рамках проекта «Вдохновленные Достоевским» открылась выставка иллюстраций Риммы Камкиной к романам «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

Романы Достоевского иллюстрировали многие художники. Но работы Риммы Камкиной отличаются от прочих.

Это попытка услышать голос самого автора и передать его, не привнося ничего от себя, ничего стороннего. И ей это удается.

Вот два брата - измученный своими страстями Митя и светлый ясный Алеша. Митя сидит, согнувшись, его фигура выписана нарочито рваными мазками, Алеша - прямой как свеча: «Не ты убил отца, не ты, - твердо повторил Алеша».

Да, многие работы озаглавлены цитатами из произведений классика.

Вот Раскольников и старуха-процентщица - за миг до убийства: «Он чувствовал, что теряется, что ему почти страшно».

В тесном пространстве - два совершенно несчастных человека. На столе пузатый самовар, все по-домашнему, но красный свет в окне будто бы предвещает неизбежный финал.

Когда я читаю, будто открывается занавес и появляется образ, который я переношу на бумагу. Он меня сопровождает, и это мне помогает. Эта вот акварель - она побежала, она - как мысли, живое существо, будто мое второе я.

Я вижу это, у меня нет никакой натуры. Натура у меня была, когда я делала наброски зданий и мостов в Петербурге. А в этой акварели душа, дух людской, - поясняет художница.

В мастерской Риммы Петровны много книг, ведь ее творчество и литература неразделимы. Прежде всего, конечно, любимый Пушкин.

На столе романы Достоевского - она все время читает, вдохновляется и создает свои удивительные работы.

- Осилить Достоевского очень сложно. Читающий погружается в какое-то видение, дрему - вы видите этих людей, вы чувствуете, что они переживали… Там столько героев, столько лиц, столько характеров.

Когда я училась, мы не изучали Достоевского - о нем мелким текстом упоминалось в учебнике литературы, и в институте у нас его не было. И вот началось время, когда заговорили о Достоевском, о его произведениях, - рассказывает Римма Петровна.

- Работать над Пушкиным легко - там поэзия, она захлестывает. А здесь - психологизм, это сложнее. Но когда я начала рисовать, я поняла, что психологизм - это мое.

Я люблю напряженные какие-то состояния. Пушкин и Достоевский - совершенно разные люди по восприятию мира. Но у них одно было общее - любовь к жизни и к человеку.

Герои Достоевского - очень интересные люди. И каждый со своим горем, со своим характером. Даже самый ничтожный человек интересен, его надо разгадать. Ведь он сам не знает, что он и кто он.

Достоевский заглядывает в душу человека, показывает, почему он стал таким, какой он есть. Мы все имеем в душе что-то хорошее и что-то дурное и от этого мучаемся. Надо как-то себя переделать. Человек должен подняться над собой.

Главный герой картин Риммы Камкиной - Петербург. Ее Петербург - зыбкий, колеблющийся - как мятущаяся человеческая душа, что ищет ответы на вечные вопросы и никак не может их найти.

Петербург - особенный город. Там все по-другому. Человек выходит из дома, переходит улицу. Потом начинает замедлять шаг, идет через мост, начинает жестикулировать, что-то говорить, вспоминать какие-то эпизоды из жизни.

Остановился, задумался и понял: что-то я не так сделал, надо поправить, поменять жизнь. С Невы подуло, большая туча повисла над мостом, и стоит человек одинокий, а через улицу на следующем мосту идет человек, и опять он идет понуро, голова ушла в плечи.

Он тоже о чем-то задумался. Эта тема всегда тревожила Достоевского: что же происходит с человеком, когда он в одиночестве идет. А каждый человек одинок в этом мире.

Он идет, и никому до него нет дела. Идет и думает над своей судьбой, над своими проблемами. Он идет неизвестно куда и порой даже не знает, как вернется в свою лачугу.

А живет он где-то в доходном доме на пятом этаже… Не знаю еще писателя, который бы с таким вниманием, с такой болью рассматривал одиноко идущего человека, - продолжает свое повествование художница.

Не случайно в петербургских пейзажах Риммы Камкиной часто фигурируют мосты. И темнота не беспросветна - ее всегда разбивает какой-то светлый отблеск, напоминающий, что надежда существует для каждого.

В этих работах художница экспериментирует с техникой - вместе с акварелью Римма Петровна использует пастель.

Петербург Достоевского узнается не только внешне - здесь исчезает пушкинская легкость, прозрачность, акварель становится более плотной и напряженной.

 Достоевский вечен - это наша жизнь, наши мечты, наши заботы. Чего-то мы достигли, что-то упустили, как это вернуть…

Каждый человек несет в себе какую-то задачу, которую надо решить. Решишь или не решишь - вот в чем вопрос. Достоевский всегда с нами, - говорит художница.



Комментарии:

Для добавления комментария необходима авторизация.